ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. 1907—1909


ДЕССАУ (Dessau) — главный городъ герцогства Ангальтъ и резиденцiя герцога, при Мульдѣ, въ 3 км. отъ впаденiя ея въ Эльбу. Жителей 34658 (1890). Герцогскiй дворецъ, съ цѣнными коллекцiями картинъ и древностей; библiотеки герцогская, присутственныхъ мѣстъ (по 50000 т.) и народная (7000 т.), придворный театръ; нѣсколько ученыхъ и благотворительн. обществъ; много научныхъ и благотв. заведенiй. Фабрикацiя шпалеръ, шторъ, бумаги изъ соломы, суконъ, машинъ, вагоновъ, спирта и сахара. Торговля главнымъ образомъ мѣстными произведенiями. Важное значенiе для торговли Д. имѣетъ гавань Валльвицъ на Эльбе. Д., первоначально Dissouwe, позднѣе Desso, Dessow, былъ, вѣроятно, основанъ Альбрехтомъ Медѣедемъ; въ качествѣ города упоминается лишь въ 1213 г. Въ 1603 г. Д. сталъ резиденцiей Ангальтъ-Дессауской линiи. Д. прiобрелъ большую извѣстность въ концѣ XVIII ст., благодаря основанному здѣсь Базедовымъ (см.) филантропину и халкографическому обществу.

 

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


ДЕССАУ, город на В. Германии, в земле Саксония-Ангальт, пристань на р. Мульда. 88 т. ж. (1946). Крупный центр машино- и вагоностроения.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


ДЕССАУ (Dessau), г. в ГДР. 101 т. ж. (1975). Маш-ние, хим. пром-сть.

 

 

ДЕССАУ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016)


ДЕ́ССАУ (Dessau), го­род в Гер­ма­нии, зем­ля Сак­со­ния-Ан­хальт. Нас. 75,2 тыс. чел. (2007).

Дессау. Мавзолей принца Анхальтского в парке дворца Георгиум. 1893–98. Архитектор Ф. Х. Швехтен.

Впер­вые упо­мя­нут в 1213. Воз­ник на мес­те по­се­ле­ния лу­жи­чан 7 в. В 1298 по­лу­чил гор. пра­во. С 1471 по­сто­ян­ная ре­зи­ден­ция кня­зей Ан­халь­та, сто­ли­ца кн-ва (впо­след­ст­вии гер­цог­ст­ва) Ан­хальт-­Дес­сау. В 1534 про­ве­де­на Ре­фор­ма­ция. 25.4.1626 на мос­ту че­рез р. Эль­ба в Д. про­изош­ла од­на из круп­ней­ших битв Три­дца­ти­лет­ней вой­ны 1618–48. В 1863, по­сле объ­е­ди­не­ния гер­цогств Ан­хальт-Дес­сау, Ан­хальт-Берн­бург и Ан­хальт-Кё­тен в гер­цог­ст­во Ан­хальт, Д. стал его сто­ли­цей. Во 2-й пол. 19 в. раз­ви­вал­ся как пром. центр. В 1895 в Д. ос­но­ван кон­церн «Junkers & Co». К нач. 20 в. Д. стал ве­ду­щим в Гер­ма­нии цент­ром про­из-ва га­зо­во­го об­ору­до­ва­ния; с 1915 за­вод «Junkers & Co» на­чал вы­пуск са­мо­лё­тов. С 1918 Д. – сто­ли­ца Сво­бод­но­го гос-ва Ан­хальт. В го­ды 2-й ми­ро­вой вой­ны Д. – круп­ный центр про­из-ва са­мо­лё­тов и ави­ац. га­зо­тур­бин­ных дви­га­те­лей (за­во­ды фир­мы «Junkers Flug­zeug- und Motorenwerke AG»; пос­ле вой­ны бы­ли де­мон­ти­ро­ва­ны). 7.3.1945 был поч­ти пол­но­стью раз­ру­шен брит. авиа­ци­ей (88% зда­ний).

Центр. часть го­ро­да рас­пла­ни­ро­ва­на и за­строе­на в осн. в сер. 18 – нач. 19 вв. К это­му вре­ме­ни от­но­сит­ся пе­ре­строй­ка зам­ка гер­цо­гов (со­хра­ни­лись юж. и вост. кры­лья 16 в.) ар­хи­тек­то­ра­ми Г. В. фон Кно­бельс­дор­фом и Ф. В. Эрд­манс­дор­фом. Сре­ди др. по­стро­ек Эрд­манс­дор­фа в сти­ле клас­си­циз­ма: ан­самб­ли двор­цов Луи­зи­ум (1774–78; кит. мос­тик, оран­же­рея, 1793–94; ны­не му­зей), Ге­ор­ги­ум (1780–81; ны­не Гос. кар­тин­ная га­ле­рея с кол­лек­ци­ей нем., флам. и голл. жи­во­пи­си 15–20 вв.), те­ат­ры и жи­лые до­ма. Сре­ди по­ст­ро­ек в нео­го­ти­че­ском и нео­ро­ман­ском сти­лях: цер­к­ви Свя­тых Пет­ра и Пав­ла (1854–57), Св. Пав­ла (1889–1892), Св. Пет­ра (1901–03), во­до­на­пор­ная баш­ня Лю­тер­плац (1895–97), зда­ния Ра­ту­ши и поч­ты (оба 1899–1901). В спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия вклю­че­ны па­мят­ни­ки ар­хит. шко­лы Бау­ха­уз: ком­плекс уч-ща Бау­ха­уз, жи­лой р-н Тёр­тен (все 1926–28, арх. В. Гро­пи­ус) и др. Ан­хальт­ская выс­шая проф.-тех­нич. шко­ла (один из ве­ду­щих в стра­не ву­зов в об­лас­ти стро­ит. ин­же­не­рии и ди­зай­на).

До нач. 1990-х гг. Д. был цент­ром тран­спорт­но­го и об­ще­го ма­ши­но­ст­рое­ния, лёг­кой и пи­ще­вой пром-сти. В нач. 21 в. в эко­но­ми­ке го­ро­да пре­об­ла­дает сфе­ра ус­луг; бы­ст­ро рас­тёт зна­че­ние Д. как ту­ри­стич. цент­ра. Ве­ду­щая от­расль пром-сти – ма­ши­но­ст­рое­ние (ра­дио­элект­рон­ное, ва­го­но- и стан­ко­ст­рое­ние, про­из-во обо­ру­до­ва­ния для це­мент­ных за­во­дов). В Д. рас­по­ло­же­ны ра­дио­элект­рон­ные за­во­ды ком­па­нии «Scott Dis­play GmbH» (в т. ч. од­но из круп­ней­ших в стра­не пред­прия­тий по про­из-ву жид­ко­крис­тал­лич. мо­ни­то­ров) и гл. сер­вис-центр. Ве­ду­щее пред­прия­тие тран­спор­т­но­го ма­ши­но­ст­рое­ния – за­вод фир­мы «Fahrzeugtechnik Dessau AG» (с 2006 конт­роль­ный па­кет ак­ций при­над­ле­жит рос. ком­па­нии «Транс­маш­хол­динг»; про­из-во пас­са­жир­ских ва­го­нов и ва­го­нов-реф­ри­же­ра­то­ров, комп­лек­тую­щих ж.-д. и гор. рель­со­во­го транс­пор­та). Фо­то­хи­мич. про­из-во (в Д. в 1936 ком­па­ни­ей AGFA пред­став­ле­на пер­вая в ми­ре цвет­ная фо­то­плён­ка), вы­пуск фар­ма­цев­тич. про­дук­ции. Пред­прия­тия пи­ще­вку­со­вой (пи­во, коп­чё­но­сти, вы­печ­ка – ком­па­ния «Pauly Biscuit» и др.) пром-сти; тра­диционное про­из-во де­рев. иг­ру­шек.

Близ Д. – двор­цо­во-пар­ко­вые ан­самб­ли, вклю­чён­ные в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия: Ора­ни­ен­ба­ум (ос­но­ван в 1683, арх. К. Ри­к­верт; анг­ло-кит. часть пар­ка с па­го­дой, 1793–97), Мо­зиг­кау (дво­рец в сти­ле ро­ко­ко, 1752–57, арх. Г. В. фон Кно­бельс­дорф; ны­не му­зей), Вёр­лиц (парк раз­бит в 1764 – нач. 19 в. в англ. сти­ле по про­ек­ту арх. И. Ф. Ай­зер­бе­ка; дво­рец в сти­ле клас­си­циз­ма, 1769–73, арх. Ф. В. Эрд­манс­дорф; т. н. Го­ти­че­ский дом, 1773–1813, ар­хи­тек­то­ры Ф. В. Эрд­манс­дорф, Г. К. Хе­зе­киль, со­б­ра­ние кар­тин Л. Кра­на­ха Стар­ше­го и его шко­лы).

Лит.: Rode А. Wegweiser durch die Se­hens­wür­digkeiten in und um Dessau. Dessau, 1795–1798. Bd 1–3. B., 1988; Das Gartenreich Dessau-Wörlitz: Kulturlandschaft Dessau-­Wör­litz. Hamb., 2001.

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024