ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
Краткий философский словарь. 1939
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Краткий философский словарь. 1954
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Философский словарь. 1987

 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — М.: ОГИЗ, Государственное издательство политической литературы, 1939. — С. 26


БогоискательствоБогоискательство и богостроительство — религиозно-философское течение, возникшее среди буржуазной и мелкобуржуазной интеллигенции России после поражения революции 1905—1907 гг. «Часть отошедших от марксизма интеллигентов дошла до того, что стала проповедывать необходимость создания новой религии (так называемые «богоискатели» и «богостроители»)» (Краткий курс истории ВКП(б). Богостроители и богоискатели пытались создать род новой, «социалистической» религии и таким образом соединить религию с марксизмом. «...Всякое богостроительство,— пишет Ленин,— есть именно любовное самосозерцание тупого мещанства, хрупкой обывательщины, мечтательного «самооплевания» филистеров и мелких буржуа, «отчаявшихся и уставших». Ленин указывал, что богостроительство Луначарского и др. прямо вытекало из махистской философии.
 

 

Энциклопедический Словарь : в трёх томах. — М.: изд. БСЭ, 1953—1955. — Т. 1, С. 197, 198


БОГОИСКАТЕЛЬСТВО, реакционное религ.-философское течение, получившее распространение в годы реакции (после поражения революции 1905—07) в среде русской контреволюц. бурж. интеллигенции (Мережковский, Бердяев, Булгаков, Гиппиус и др.). «Богоискатели» клеветали на народную революцию и социализм. Б. было тесно связано с декадентством и символизмом. Подъём рабочего движения перед 1-й мировой войной смёл это реакц. бурж. течение, как и параллельное ему течение — богостроительство.

БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО, реакционное религ.-философское течение, возникшее в годы реакции (после поражения революции 1905—07) среди неустойчивых мелкобурж. элементов русской с.-д. интеллигенции (Богданов, Базаров, Юшкевич, Луначарский и др.). Июньское совещание расширенной редакции большевистской газеты «Пролетарий» под руководством В. И. Ленина в 1909 осудило Б. как течение, порвавшее с основами марксизма. Подъём революц. движения перед 1-й мировой войной привели к окончательному краху Б.

 

 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — Изд. 4. М.: Государственное издательство политической литературы, 1954. — С. 54—55


БОГОИСКАТЕЛЬСТВО И БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО — религиозно-философские течения, возникшие среди буржуазной и мелкобуржуазной интеллигенции России после выражения революции 1905—1907 гг. В эти годы «русской буржуазии в ее контрреволюционных целях понадобилось оживить религию, поднять спрос на религию, сочинить религию, привить народу или по-новому укрепить в народе религию. Проповедь богостроительства приобрела поэтому общественный, политический характер» (Ленин, т. 16, с. 30). «Новую религию» стали проповедовать, с одной стороны, богоискатели (Мережковский и поэты-упадочники) и, с другой стороны, богостроители (Юшкевич, Валентинов, Базаров, Луначарский, Богданов — см.). По существу между богоискательством и богостроительством нет ника. кой разницы. В то время как богоискатели откровенно проповедовали религиозное мракобесие, богостроители пытались создать род новой, «социалистической» религии и таким образом «соединить» религию с марксизмом. Богостроительство было частью той общей ревизии марксизма, которую развернули русские махисты против философско-теоретических основ марксизма. Ленин, разоблачая реакционную, классовую сущность и политический вред богостроительства, писал: «Вы подкрасили, подсахарили идею клерикалов, Пуришкевичей, Николая II и гг. Струве, ибо на деле идея бога им помогает держать народ в рабстве. Приукрасив идею бога, Вы приукрасили цепи, коими они сковывают темных рабочих и мужиков» (т. 35, с. 93).

 

 

 Советский Энциклопедический Словарь. — М.: изд. СЭ, 1980. — С. 151, 152


БОГОИСКАТЕЛЬСТВО, религ.-филос. течение в среде рус. либеральной интеллигенции, проповедовавшие обновлённое христ-во. Получило распространение после поражения Рев-ции 1905—07. Представители Б.— Н. Бердяев, С. Булгаков, Д. Мережковский, З. Гиппиус, Н. Минский, Д. Философов и др.—группировались гл. обр. вокруг Религ.-филос. об-ва. Один из филос. истоков Б.— концепция «всеединства» В. Соловьёва. Мистико-идеалистич. и антирев. характер Б. был подвергнут резкой критике В. И. Лениным и др. марксистами.

БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО, филос.-этич. течение, возникшее в 1-м десятилетии 20 в. в России; пытались соединить науч. социализм с религией. Предст. Б.— А. Луначарский, В. Базаров, отчасти М. Горький — объявляли своей задачей основание «пролет. религии» без бога. Б. резко критиковалось В. И. Лениным и Г. В. Плехановым как несовместимое с марксизмом. 

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Изд. 5. М.: Издательство политической литературы, 1987. — С. 48—49


БОГОИСКАТЕЛЬСТВО — религиозно-философское течение в России, стремившееся доказать, что цель общественного развития заключается в осуществлении идеалов правильно понимаем ого, „нового" христианства. Идеи Б. стали особенно популярны в буржуазно-интеллигентской среде после поражения революции 1905—07. Они широко обсуждались в литературе и религиозно-философских об-вах. Представители Б.— философы и писатели-декаденты: Бердяев, Д. Мережковский („Не мир, но меч", 1908, и др.), Н. Минский („О свободе религиозной совести", 1902; „Религия будущего", 1905) и др. призывали к „новому отношению" к заветам Христа, к некой „религиозной реформации", пытались, как отмечал Ленин, оживить и по-новому укрепить в народе религию. Они говорили, что цель жизни заключается в поисках бога, что назначение истории — реализация божественного в человечестве, создание богочеловечества, т. е. социальной организации, покоящейся на религиозных основах. В отличие от традиционного христианства с его потусторонним царством божьим, богоискатели полагали, что религиозные идеалы (вечная жизнь, „святая общественность" и т. д.) якобы могут быть воплощены здесь, на земле. Они отстаивали иррационализм, в мистическом познании, в откровении видели наиболее верный способ достижения истины. После Октябрьской революции 1917 большинство богоискателей покинуло Россию; активно выступали против коммунистической идеологии и Советской власти.

БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО — религиозно-философское течение в России, возникшее после поражения революции 1905—07 (Луначарский, В. Базаров, Юшкевич и др.); одно время к богостроителям примыкал Горький („Исповедь", 1907; „Разрушение личности", 1909), но под воздействием Ленина порвал с Б. Целью Б., тесно связанного с „философией коллективизма" Богданова, было, по словам Ленина, соединение научного социализма с религией, создание т. наз. религиозного атеизма, т. е. религии без бога. „...Социалист,— писал Луначарский,— религиознее старорелигиозного человека" („Религия и социализм", ч. 1, 1908, с. 45), ибо объекты поклонения социалиста реальны — человеческий коллектив и космос. Богостроители говорили о „расцвете социалистического религиозного сознания", а марксизм рассматривали гл. обр. как религиозно-философскую систему, указывающую людям путь к новой жизни. Они полагали, что в религиозной форме марксистское учение будет легче усваиваться массами и эффективнее выполнять свою организующую роль. Идеи Б. особенно широко пропагандировались в организованной (Богдановым и др.) на о. Капри (1909) школе. Хотя богостроители состояли в с.-д. партии и выступали против богоискательства, их теории по своему содержанию имели антимарксистскую направленность. Резкую критику Б. дали Ленин и Плеханов. „...И в Европе и в России,— писал Ленин,— всякая, даже самая утонченная, самая благонамеренная защита или оправдание идеи бога есть оправдание реакции" (т. 48, с, 232). Уже к началу 1-й мировой войны Б. как течение перестало существовать. 

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024