ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. В 86 т.— СПб.: Семеновская Типолитография (И. А. Ефрона), 1890—1907


Баратынскiй (правильнѣе Боратынскiй) Евгенiй Абрамовичъ — поэтъ, род. 19 февраля 1800 г. въ селѣ Вяжлѣ кирсановскаго у. Тамбовской губ., воспитывался въ пажескомъ корпусѣ, откуда въ 1816 г. былъ исключенъ съ воспрещенiемъ поступать въ военную службу. Три года спустя, послѣ усиленныхъ хлопотъ, ему было, однако, разрѣшено поступить рядовымъ в л.-гв. егерскiй полкъ; въ 1820 г., произведенный въ унтер-офицеры, былъ переведенъ въ нейшлотскiй пѣхотный полкъ, стоявшiй въ Финляндiи, и пробылъ здѣсь около шести лѣтъ до производства въ офицеры, послѣ чего вышелъ въ отставку, женился и поселился въ Москвѣ. Въ 1845 году отправился съ семействомъ за-границу, посѣтилъ Германiю, Францiю и Италiю, въ Неаполѣ внезапно заболѣлъ и 29 iюня 1844 г. Сочиненiя Б. въ стихахъ и прозѣ изданы его сыновьями въ 1869 и 1884 гг.

Б. началъ писать стихи еще юношей, живя въ Петербургѣ и готовясь къ поступленiю въ полкъ; въ это время онъ сблизился с Дельвигомъ, Пушкинымъ, Гнѣдичемъ, Плетневымъ и другими молодыми писателями, общество которыхъ имѣло влiянiе на развитiе и направленiе его таланта: своими лирическими произведенiями онъ скоро занялъ видное мѣсто въ числѣ поэтовъ пушкинскаго кружка, поэтовъ—«романтиков». Продолжительное пребыванiе въ Финляндiи, вдали отъ интеллигентнаго общества, среди суровой и дикой природы, съ одной стороны, усилило романтическiй характеръ поэзiи Баратынскаго, а съ другой — сообщило ей то сосредоточенно-элегическое настроенiе, какимъ проникнута большая часть его произведенiй. Впечатлѣнiя финляндской жизни, кромѣ ряда вызванныхъ ими небольшихъ стихотворенiй, съ особенною яркостью отразились въ первой поэмѣ Баратынскаго, «Эда» (1826), которую Пушкинъ привѣтствовалъ какъ «произведенiе, замѣчательное своей оригинальной простотою, прелестью разсказа, живостью красокъ и очеркомъ характеровъ, слегка, но мастерски означенныхъ». Вслѣдъ за этой поэмой явились «Балъ», «Пиры» и «Цыганка», въ которыхъ молодой поэтъ замѣтно поддался влiянiю Пушкина и еще болѣе — влiянiю «властителя думъ» современнаго ему поколѣнiя — Байрона. Отличаясь замѣчательнымъ мастерствомъ формы и выразительностью изящнаго стиха, нерѣдко не уступающаго пушкинскому, эти поэмы по своему содержанiю и литературному значенiю стоятъ, однако, гораздо ниже лирическихъ стихотворенiй Баратынскаго, изъ которыхъ многiя и до сихъ поръ не утратили своей прелести. Общiй характеръ лирики Б.— грустно-задумчивый; непосредственное поэтическое чувство въ его произведенiяхъ почти всегда подчиняется рефлектирующей мысли, и творческое одушевленiе уступаетъ мѣсто холодной «игрѣ ума». Сосредоточиваясь на томъ или иномъ вопросѣ обще-философскаго характера, поэтъ тревожно ищетъ выхода среди являющихся ему противорѣчiй — ищетъ разрѣшенiя мучительныхъ сомнѣнiй — и не находитъ, или если и находитъ, то только на время, ненадолго,— чтобы затѣмъ снова вернуться къ «загадкамъ бытiя», которыя представляются ему неразрѣшимыми. Какъ поэтъ, онъ почти совсѣмъ не поддается вдохновенному порыву творчества; какъ мыслитель, онъ лишенъ опредѣленнаго, вполнѣ и прочно сложившагося мiросозерцанiя; въ этихъ свойствахъ его поэзiи и заключается причина, въ силу которой она не производитъ сильнаго впечатлѣнiя, несмотря на несомнѣнныя достоинства внѣшней формы и нерѣдко — глубину содержанiя. Лучшiя изъ его лирическихъ стихотворенiй: «На смерть Гете», «Финляндiя», «Послѣднiй поэтъ», «Черепъ», «Послѣдняя смерть». Собранiе стихотворенiй Б. въ первый разъ издано въ 1827 г. (2 изд., Москва, 1835; 3-е — 1869 и 4-е — 1884, Казань). Стихотворенiя Б. много разъ переводились на нѣмецк. и французск. языки. Ср. «Рус. ст.» (1870 г., т. II, стр. 638—45), «Рус. арх.» (1868, стр. 141—47 и 866—72), В. П. Гаевскiй въ «Соврем.» (1853, № 5, въ статьѣ о Дельвигѣ), Koenig, «Litter ärische Büder aus Ru ssland» (есть въ рус. переводѣ), Плетневъ, «Сочиненiя» (т. 4), Пушкинъ (въ журнальныхъ статьяхъ), Бѣлинскiй (т. I и II), Галаховъ въ «Отеч. зап.» (1844 г., т. 37), Лонгиновъ въ «Русск. арх.» (1864), С. А. Андреевскiй «Литер. чтения» (Спб., 1891), Венгеровъ, «Крит. бiогр. словарь» (т. 2).

 

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


БАРАТЫНСКИЙ (Боратынский), Евгений Абрамович (1800—1844), русский поэт т. н. «пушкинской плеяды» автор блестящих стих.: «Две доли», «Истина», «Водопад», поэм: «Эда» (1826), «Пиры» (1826), «Бал» (1828) и др. После разгрома движения декабристов для Б. характерно философски-созерцательное восприятие действительности, пессимистич. настроения одиночества и обречённости («На смерть Гёте», «Последняя смерть», «Недоносок», «На что вы, дни» и др.).

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


БАРАТЫНСКИЙ (Боратынский) Евг. Абр. (1800—44), рус. поэт. Был близок к А. С. Пушкину. Элегии и послания («Финляндия», «Разуверение», «Признание», «Две доли»), поэмы («Эда», «Бал», «Цыганка») отмечены лирич. напряжённостью, психол. глубиной, философичностью.

 

 

Большая российская энциклопедия. Том 4. — Москва, 2006. — С. 34-35. Электронная версия


Е. А. Боратынский. Портрет работы Ж. Вивьена. 1826(?).

БОРАТЫ́НСКИЙ (Баратынский) Евгений Абрамович [19.2(3.3).1800, с. Вяжля Кирcановского у. Тамбовской губ. – 29.6(11.7).1844, Неаполь; похоронен в С.-Петербурге, на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры], рус. поэт. Воспитывался в петерб. Пажеском корпусе (1812–16), откуда был исключён с запретом иной службы, кроме солдатской. Формально не лишённый дворянских прав, он фактически не имел возможности их подтвердить до тех пор, пока не выслужит офицерский чин. В 1819 Б. вступил рядовым в гвардию и в течение года жил в С.-Петербурге, где познакомился с А. А. Дельвигом, который напечатал его первые стихотв. опыты [«Мадригал. Пожилой женщине и всё ещё прекрасной» (ж. «Благонамеренный», 1819, ч. 5, № 4) и др.]. Издатели журналов, где публиковались произведения Б., печатали его фамилию с «а» в первом слоге (Баратынский), создав тем самым специфич. лит. псевдоним; это обыкновение сохранялось и при оформлении обложек отд. изданий стихотворений и поэм Б. Только в 1842, когда поэт сам следил за подготовкой к печати кн. «Сумерки», его фамилия была означена на обложке, как он сам её писал (Боратынский).

В 1820 Б. был переведён унтер-офицером в армейский полк, расквартированный в Финляндии. Полковая служба не была обременительна для Б., но годы, проведённые без права самостоятельного выбора образа жизни, наложили тяжёлый отпечаток на его самосознание и поэзию, усилив и без того свойственные ему склонность к унынию, рефлексию об утрате лучших душевных свойств (элегии 1820-х гг.: «Финляндия», «Признание», «Разуверение»). Несмотря на многократные ходатайства, Александр I только в 1825 подписал указ о производстве Б. в прапорщики.

Титульный лист сборника «Стихотворения Евгения Баратынского». 1827.

После выхода в отставку и женитьбы (1826) Б. поселился в Москве, ограничив жизнь семейным кругом. Несколько лет он продолжал деятельную лит. жизнь, выпустив в свет четыре поэмы («Эда», «Пиры», обе 1826; «Бал», 1828; «Наложница», 1831, заглавие поздней редакции – «Цыганка») и два собрания сочинений с одинаковым заглавием «Стихотворения Евгения Баратынского» [1827; 1835 (в 2 частях)]. В нач. 1830-х гг. дружеский лит. круг Б. распался (умер А. А. Дельвиг, сократилось общение с А. С. Пушкиным и П. А. Вяземским, прервались отношения с И. В. Киреевским), он стал писать реже, в стихах усилились пессимистич. настроения. В сб. «Сумерки. Сочинение Евгения Боратынского» (1842) вошло 26 стихотворений – почти всё, сочинённое им за последние 7 лет (в т. ч. «Последний поэт», 1835, «Осень», 1837, «Приметы», 1840, «Скульптор», 1841). В стихотворениях цикла «Сумерки» говорится о противоречии между душевными состояниями и интеллектуальной рефлексией (желание полноты бытия и понимание бесплодности её поисков; творческое упоение художника, способного силой своей фантазии покорить материальный мир, и осознание невластности человека над своим «болящим духом» и др.). Однако если в более ранних стихотворениях Б. это противоречие определяло судьбу прежде всего самого Б. как поэта и мыслящего человека, то в «Сумерках» оно предстаёт общим свойством человеческого бытия.

Принципиально не примыкая в последние годы жизни ни к одной из лит. группировок, он «шёл своей дорогой один и независим» (А. С. Пушкин). Отдельные стихотворения Б. 2-й пол. 1830-х – нач. 1840-х гг. («Недоносок», «Всегда и в пурпуре и злате…», «Ещё как Патриарх не древен я; моей…») отличаются усложнённой образностью, не свойственной лирич. поэтике его времени. В 1843 Б. отправился с семьёй в заграничное путешествие, во время которого скоропостижно умер в Неаполе. Его последнее стих. «Пироскаф» (1844) выражает нехарактерное для его поэзии бодрое упоение настоящим моментом и надежду на лучшее будущее.

Соч.: Полн. собр. стихотворений / Под ред. Е. Купреяновой и И. Н. Медведевой. Л., 1936. Т. 1–2; Стихотворения. Поэмы / Под ред. Л. Г. Фризмана. М., 1982; Полн. собр. соч. и писем. М., 2002–. Т. 1; Т. 2. Ч. 1.

Лит.: Фризман Л. Г. Творческий путь Баратынского. М., 1966; Хетсо Г. Е. Баратынский. Жизнь и творчество. Oslo, 1973; Песков А. М. Боратынский: Истинная повесть. М., 1990; Летопись жизни и творчества Е. А. Боратынского / Сост. А. М. Песков. М., 1998.

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024