ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Lukas Fuchs (Foss)

(15.08.1922, Берлин — 01.02.2009, Нью-Йорк)

американский композитор, дирижёр, пианист

 

Член Национального института и Американской академии искусств и литературы. Автор оперы «Знакомство и прощание» (1960), балета «Дары волхвов» (1945), оратории «Притча о смерти» (1952).

 

ФОСС, ЛУКАС (Foss, Lukas) (настоящая фамилия Фукс)

Его отец был профессором философии, а мать – художницей. Он брал частные уроки игры на фортепиано и изучал теорию музыки, и же в семь лет начал сочинять музыку. В 1933–1937 учился в Парижской консерватории и брал уроки по классу композиции, флейты, фортепиано и оркестровке.

В 1937 семья эмигрировала в США. В 1942 он получил американское гражданство.

В 1937–1939 занимался композицией с Розарио Скалеро, дирижированием с Фрицем Райнером и обучался игре на фортепиано у Изабеллы Венгеровой в музыкальном институте Кертиса в Филадельфии (Curtis Institute of Music).

В качестве особо одаренного студента брал уроки композиции у Пауля Хиндемита в Йельском университете в 1939–1940. В 1939–1941 занимался с Сергеем Кусевицким по классу дирижирования в Танглвуде.

Дважды Фосс получал стипендию Гуггенхайма на конкурсе молодых композиторов (1945, 1960). Он получил премию Нью-Йоркских музыкальных критиков (Прерия, 1945; Концерт №2, 1954). В 1950–1951 получил возможность изучать музыкальное искусство в Американской Академии в Риме. А в 1950–1952 получил стипендию Фулбрайт. В 1983 он был избран в Американскую Академию Искусств и Литературы.

Основным направлением его дирижерской деятельности является современная музыка. Фосс дебютировал в 1939. Он основал Импровизационный камерный ансамбль в 1957 в Лос-Анджелесе и возглавлял его до 1962. В дальнейшем он был музыкальным директором в филармоническом оркестре Буффало (1963–1970). В 1971–1990 был главным дирижером Бруклинского филармонического оркестра. В 1972–1975 работал с Иерусалимским симфоническим оркестром. Фосс был музыкальным директором симфонического оркестра Милуоки с 1981 по 1986, в 1986 стал дирижером лауреатом этого же оркестра.

Кроме дирижерства, Фосс активно занимался разнообразной музыкальной деятельностью. В 1944–1950 он был пианистом Бостонского симфонического оркестра. В 1953–1962 – он профессор в Калифорнийском университете, где преподавал по классу композиции и дирижирования, а позже преподавал в Танглвуде. Он основал Центр Искусств в Нью-Йоркском Университете в Буффало в 1963. Он также работал в должности композитора-резидента в Университете Карнеги-Меллон, Гарвардском университете, Манхэттенской музыкальной школе, в Йельском университете, а также в Бостонском университете. Читал курс лекций в Национальной галерее искусств в Вашингтоне в 1986 году.

Умер Фосс 1 февраля 2009 в Нью-Йорке.

лукас фукс

http://www.krugosvet.ru/node/33096

 

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Лукас Фосс (англ. Lukas Foss, первоначально Лукас Фукс, нем. Lukas Fuchs; 15 августа 1922, Берлин — 1 февраля 2009, Нью-Йорк) — американский композитор, дирижёр, педагог.

Жизнь и творчество

Фукс родился в еврейской семье в Германии, вынужденной с приходом в этой стране к власти национал-социалистов эмигрировать. Получил музыкальное образование в Париже под руководством Ноэля Галлона и Феликса Вольфеса; в 1937—1940 годах учится в Кёртисовском институте и затем — в Тэнглвудском музыкальном центре у С. А. Кусевицкого и в Йельском университете у Пауля Хиндемита. С 1944 года Лукас Фосс — пианист в Бостонском симфоническом оркестре. С 1950 по 1952 год он учился в Риме.

С 1952 по 1962 год Фосс — профессор и руководитель оркестра в Лос-Анджелесском университете. В 1963—1971 годах он руководил Филармоническим оркестром Буффало, с 1972 года — оркестром иерусалимского радио. В 1981—1986 годах главный дирижёр Симфонического оркестра Милуоки. В 1989—1990 годах работает в Тэнглвудском музыкальном центре, с 1991 года профессор Школы искусств Бостонского университета.

Музыкальные сочинения

Фосс является автором трёх опер, трёх балетов, двух симфоний, двух концертов для фортепиано, одного концерта для гобоя, одного концерта для виолончели, одного концерта для кларнета, произведений камерной музыки, нескольких кантат и песен.

1943 — «Прерия», кантата для хора и оркестра
1945 — «Дары волхвов» / The Gift of the Magi, балет по новелле О.Генри
1949 — «Скачущая лягушка из Калавераса» / The Jumping Frog of Calaveras County, опера по рассказам Марка Твена
1955 — Griffelkin, опера в 3-х актах
1955-58 — «Хоральная симфония» / Symphony of Chorals
1959 — «Вступления и прощания» / Introductions and Good-byes, 9-минутная опера по либретто Джанкарло Менотти
1959–1960 — «Временной цикл» / Time Cycle, 4 песни для сопрано и оркестра
1961-1963 — Echoi, произведение для кларнета, виолончели, ударных и фортепиано
1964 — «Надкрылья» / Elytrés, произведение для флейты, двух скрипок и камерного оркестра
1965 — «Фрагменты Архилоха» для контратенора, декламаторов, 4 малых и одного большого хора, мандолины, гитары и трёх ударных
1967 — «Не импровизация» / Non-Improvisation, произведение для кларнета, виолончели, фортепьяно, электронного органа и ударных ad libitum
1968 — «Парадигма» для дирижёра-ударника, электрической гитары и трёх других инструментов, способных извлекать звук
1969 — Geod, произведение для большого оркестра из 4-х оркестровых групп и факультативного хора
1970 — «Играющие музыканты» / MAP, музыкальная игра для 4 виртуозных исполнителей и электронной ленты
1971 — «Ни шума, ни скорости» / Ni bruit ni vitesse, пьеса для двух фортепиано и двух ударников (играющих на фортепианных струнах)
1978 — «Тринадцать способов увидеть чёрную птицу» / Thirteen Ways of Looking at a Blackbird, произведение для голоса, флейты, фортепьяно, ударных и магнитофонной ленты на стихи Уоллеса Стивенса
1983 — «Орфей и Эвридика», концерт для двух скрипок, камерного оркестра и магнитофонной ленты
1985 — Ренессансный концерт для флейты и оркестра
1989 — «Элегия для Анны Франк» для камерного оркестра, фортепьяно и декломатора (к 60-летию со дня рождения Анны Франк)

В 1992 году на музыку Фосса «Орфей и Эвридика» Иржи Килиан поставил для Нидерландского театра танца[en] балет «Как будто этого не было» (As If Never Been), получивший премию Бенуа танца.

Литература

Brockhaus-Riemann Musiklexikon. Hrsg. von Carl Dahlhaus, Hans Heinrich Eggebrecht und Kurt Oehl. Schott, Mainz 1995, Band 2, S. 73.

 

 


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024