ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


ЗВУКОЗАПИСЬ, фиксация звука механич., оптич. или магнитным способами на звуконосителе. Механич. 3. производится прибором с мембраной посредством иглы, царапающей волнистую линию на восковом диске, с к-рого делаются граммофонные пластинки. Оптич. 3. производится электрич. безинерционной лампой, модулируемой микрофоном, оставляющей на киноплёнке след различной степени почернения. Магнитная 3. получается в результате намагничивания стальной проволоки или слоя магнитных материалов, нанесённых на целлулоидную или бум. ленту электромагнитом, включённым в цепь микрофона.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


ЗВУКОЗАПИСЬ, процесс записи звуковой информации с целью её сохранения и послед. воспроизведения. З. производится по схеме: микрофон — усилитель электрич. колебаний — устройство, воздействующее на носитель записи. Осн. системы З.: механич., магнитная, фотографическая. Бывает моно-, стерео- и квадрафонич. З. Часто З. называют саму записанную звуковую информацию.

 

 

ЗВУКОЗАПИСЬ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016); 


ЗВУКОЗА́ПИСЬ, про­цесс фик­си­ро­ва­ния зву­ко­вой ин­фор­ма­ции на фи­зич. те­ле (т. н. но­си­те­ле) с це­лью её со­хра­не­ния и по­сле­дую­ще­го зву­ко­вос­про­из­ве­де­ния; З. (фо­но­грам­мой) на­зы­ва­ют так­же за­пи­сан­ную зву­ко­вую ин­фор­ма­цию. З. ос­но­ва­на на из­ме­не­нии фи­зич. со­стоя­ния или фор­мы разл. уча­ст­ков зву­ко­но­си­те­ля. Осу­ще­ст­в­ля­ет­ся пре­им. элек­тро­аку­стич. спо­со­бом. В про­цес­се З. зву­ко­вые ко­ле­ба­ния сна­ча­ла пре­об­ра­зу­ют­ся с по­мо­щью од­но­го или нес­коль­ких мик­ро­фо­нов в элек­трич. сиг­на­лы, ко­то­рые по­сле со­от­вет­ст­вую­щей об­ра­бот­ки для соз­да­ния тре­буе­мо­го слу­хо­во­го об­раза в по­ме­ще­нии про­слу­ши­ва­ния (под­бор не­об­хо­ди­мых вре­ме­ни ре­вер­бе­ра­ции, ди­на­ми­ки, тем­бра и гром­ко­сти зву­ча­ния отд. ис­пол­ни­те­лей и фо­но­грам­мы в це­лом; адап­та­ция па­ра­мет­ров сиг­на­ла к элек­трич. па­ра­мет­рам ка­на­ла З.) по­сту­па­ют в уст­рой­ст­во, воз­дей­ст­вую­щее на но­си­тель, т. е. не­по­сред­ст­вен­но про­из­во­дя­щее за­пись. Ши­ро­кое при­ме­не­ние по­лу­чи­ли ме­ха­нич., маг­нит­ная и оп­ти­че­ская (в т. ч. фо­то­гра­фич.) сис­те­мы З.

Раз­ли­ча­ют З. на дви­жу­щем­ся но­си­те­ле (грам­мо­фон­ная пла­стин­ка, маг­нит­ные лен­та и диск, ки­но­плён­ка, ком­пакт-диск) и на не­под­виж­ном но­си­те­ле (т. н. твер­до­тель­ная па­мять, напр. флэш-па­мять). При­ме­ня­ют­ся как ана­ло­го­вые ме­то­ды З., при ко­то­рых зна­че­ния за­по­ми­нае­мо­го па­ра­мет­ра но­си­те­ля ото­бра­жа­ют те­ку­щие зна­че­ния сиг­на­лов, так и циф­ро­вые ме­то­ды – сиг­на­лы за­пи­сы­ва­ют­ся в циф­ро­вой фор­ме (см. Циф­ро­вая за­пись).

Осн. прин­ци­пы З. на дви­жу­щий­ся но­си­тель сфор­му­ли­ро­ва­ны франц. изо­бре­та­те­лем Ш. Кро в 1877. Ме­ха­ни­че­ская за­пись зву­ка впер­вые прак­ти­че­ски осу­ще­ст­в­ле­на Т. А. Эди­со­ном (1877), по­стро­ив­шим фо­но­граф с за­пи­сью на ва­ли­ке, обёр­ну­том оло­вян­ной фоль­гой. Глу­би­на до­рож­ки, вы­ре­зан­ной рез­цом при за­пи­си, бы­ла про­пор­цио­наль­на зна­че­нию зву­ко­во­го дав­ле­ния. В 1888 нем. инж. Э. Бер­ли­нер пред­ло­жил грам­мо­фон­ную пла­стин­ку, на ко­то­рой зву­ко­во­му дав­ле­нию со­от­вет­ст­во­ва­ло по­пе­реч­ное от­кло­не­ние спи­раль­ной до­рож­ки от ус­ред­нён­но­го зна­че­ния. Грам­мо­фон­ные пла­стин­ки по­лу­чи­ли ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние, т. к. в от­ли­чие от ва­ли­ков фо­но­гра­фа их дос­та­точ­но лег­ко ти­ра­жи­ро­вать.

Маг­нит­ная за­пись зву­ка впер­вые осу­ще­ст­в­ле­на дат. инж. В. Па­уль­се­ном (1898); за­пись про­из­во­ди­лась на сталь­ную про­во­ло­ку – те­ку­ще­му зна­че­нию на­пря­же­ния сиг­на­ла со­от­вет­ст­во­ва­ло зна­че­ние ос­та­точ­ной на­маг­ни­чен­но­сти уча­ст­ка про­во­ло­ки, про­хо­дя­щей в этот мо­мент по го­лов­ке за­пи­си. В 1901 нем. инж. Э. Ру­мер пред­ло­жил фо­то­гра­фич. спо­соб З., за­пи­сав на спец. до­рож­ке зву­ко­вые сиг­на­лы в ви­де пе­ре­мен­ной оп­тич. плот­но­сти. Фо­то­гра­фич. З. при­ме­ня­ет­ся гл. обр. в зву­ко­вом ки­но.

Со­вер­шен­ст­во­ва­ние З. на дви­жу­щий­ся но­си­тель шло в на­прав­ле­нии уве­ли­че­ния плот­но­сти за­пи­сан­ной ин­фор­ма­ции, умень­ше­ния раз­ме­ров но­си­те­ля и уст­ройств за­пи­си и вос­про­из­ве­де­ния, по­вы­ше­ния удоб­ст­ва поль­зо­ва­ния ими. С 1980-х гг. ана­ло­го­вая З. по­сте­пен­но вы­тес­ня­ет­ся циф­ро­вой маг­нит­ной и оп­ти­че­ской за­пи­сью зву­ка, для осу­ще­ст­в­ле­ния ко­то­рой при­ме­ня­ют ме­то­ды уст­ра­не­ния из­бы­точ­но­сти ис­ход­но­го сиг­на­ла, умень­шаю­щие объ­ём за­пи­сы­вае­мой ин­фор­ма­ции. Осн. пре­иму­ще­ст­во циф­ро­вых ме­то­дов З. – от­сут­ст­вие на­ко­п­ле­ния оши­бок и ис­ка­же­ний при мно­го­крат­ном ко­пи­ро­ва­нии.

Лит.: Ро­уз Дж. Звук для циф­ро­во­го ви­део: за­пись и об­ра­бот­ка. М., 2004.

 

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Схема электромеханической записи

Звукоза́пись — процесс записи звуковых сигналов. Результатом звукозаписи является фонограмма. Необходимое оборудование: устройство для преобразования акустических колебаний в электрический сигнал (микрофон) или генератор тона (напр. звуковой синтезатор, семплер), устройство для преобразования электрических колебаний в последовательность дискретных (цифровых) значений (в цифровой звукозаписи)... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024