Энциклопедический Словарь. Том 1. — Москва, 1953—1955 — С. 638
ЗВУКОЗАПИСЬ, фиксация звука механич., оптич. или магнитным способами на звуконосителе. Механич. 3. производится прибором с мембраной посредством иглы, царапающей волнистую линию на восковом диске, с к-рого делаются граммофонные пластинки. Оптич. 3. производится электрич. безинерционной лампой, модулируемой микрофоном, оставляющей на киноплёнке след различной степени почернения. Магнитная 3. получается в результате намагничивания стальной проволоки или слоя магнитных материалов, нанесённых на целлулоидную или бум. ленту электромагнитом, включённым в цепь микрофона.
Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 462
ЗВУКОЗАПИСЬ, процесс записи звуковой информации с целью её сохранения и послед. воспроизведения. З. производится по схеме: микрофон — усилитель электрич. колебаний — устройство, воздействующее на носитель записи. Осн. системы З.: механич., магнитная, фотографическая. Бывает моно-, стерео- и квадрафонич. З. Часто З. называют саму записанную звуковую информацию.
ЗВУКОЗАПИСЬ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016) // Новая версия
ЗВУКОЗА́ПИСЬ, процесс фиксирования звуковой информации на физич. теле (т. н. носителе) с целью её сохранения и последующего звуковоспроизведения; З. (фонограммой) называют также записанную звуковую информацию. З. основана на изменении физич. состояния или формы разл. участков звуконосителя. Осуществляется преим. электроакустич. способом. В процессе З. звуковые колебания сначала преобразуются с помощью одного или нескольких микрофонов в электрич. сигналы, которые после соответствующей обработки для создания требуемого слухового образа в помещении прослушивания (подбор необходимых времени реверберации, динамики, тембра и громкости звучания отд. исполнителей и фонограммы в целом; адаптация параметров сигнала к электрич. параметрам канала З.) поступают в устройство, воздействующее на носитель, т. е. непосредственно производящее запись. Широкое применение получили механич., магнитная и оптическая (в т. ч. фотографич.) системы З.
Различают З. на движущемся носителе (граммофонная пластинка, магнитные лента и диск, киноплёнка, компакт-диск) и на неподвижном носителе (т. н. твердотельная память, напр. флэш-память). Применяются как аналоговые методы З., при которых значения запоминаемого параметра носителя отображают текущие значения сигналов, так и цифровые методы – сигналы записываются в цифровой форме (см. Цифровая запись).
Осн. принципы З. на движущийся носитель сформулированы франц. изобретателем Ш. Кро в 1877. Механическая запись звука впервые практически осуществлена Т. А. Эдисоном (1877), построившим фонограф с записью на валике, обёрнутом оловянной фольгой. Глубина дорожки, вырезанной резцом при записи, была пропорциональна значению звукового давления. В 1888 нем. инж. Э. Берлинер предложил граммофонную пластинку, на которой звуковому давлению соответствовало поперечное отклонение спиральной дорожки от усреднённого значения. Граммофонные пластинки получили широкое распространение, т. к. в отличие от валиков фонографа их достаточно легко тиражировать.
Магнитная запись звука впервые осуществлена дат. инж. В. Паульсеном (1898); запись производилась на стальную проволоку – текущему значению напряжения сигнала соответствовало значение остаточной намагниченности участка проволоки, проходящей в этот момент по головке записи. В 1901 нем. инж. Э. Румер предложил фотографич. способ З., записав на спец. дорожке звуковые сигналы в виде переменной оптич. плотности. Фотографич. З. применяется гл. обр. в звуковом кино.
Совершенствование З. на движущийся носитель шло в направлении увеличения плотности записанной информации, уменьшения размеров носителя и устройств записи и воспроизведения, повышения удобства пользования ими. С 1980-х гг. аналоговая З. постепенно вытесняется цифровой магнитной и оптической записью звука, для осуществления которой применяют методы устранения избыточности исходного сигнала, уменьшающие объём записываемой информации. Осн. преимущество цифровых методов З. – отсутствие накопления ошибок и искажений при многократном копировании.
Лит.: Роуз Дж. Звук для цифрового видео: запись и обработка. М., 2004.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Схема электромеханической записи
Звукоза́пись — процесс записи звуковых сигналов. Результатом звукозаписи является фонограмма. Необходимое оборудование: устройство для преобразования акустических колебаний в электрический сигнал (микрофон) или генератор тона (напр. звуковой синтезатор, семплер), устройство для преобразования электрических колебаний в последовательность дискретных (цифровых) значений (в цифровой звукозаписи)... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ