ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Большая российская энциклопедия. 2016

 

Энциклопедический Словарь. Том 1. — Москва, 1953—1955. — С. 638


ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, в СССР гос. система широких оздоровительных мероприятий (лечебных, профилактич. и санитарных), являющихся неразрывной частью всего социалистического строительства. Советское З. построено на след. принципах: плановость всех мероприятий по З., входящих в единый государственный нар.-хоз. план; бесплатность и общедоступность квалифицированной мед. помощи; первостепенная роль профилактич. мероприятий, основанных на признании решающего значения социальных условий для сохранения здоровья и устранения источника болезней; привлечение широкой общественности к делу З.; тесная связь З. с передовой наукой и техникой. За время существования Советского государства сеть учреждений З. выросла к 1952 в несколько раз; число больничных коек — более чем в 6 раз, родильных коек — более чем в 18 раз; создано большое число новых учреждений — поликлиники, диспансеры, консультации, профилактории, санатории, дома отдыха и т. п., к-рых вовсе не было в дореволюц. России; количество врачей увеличилось более чем в 15 раз. Опыт З. в СССР используется в странах народной демократии.

В капиталистич. странах З. представляет собой весьма ограниченные мероприятия, регламентируемые гос-вом, преим. только в области санитарии и противоэпидемич. борьбы; лечебная помощь в основном оказывается частнопрактикующими врачами. Законодательные и практич. мероприятия носят ярко выраженный классовый характер — народные массы лишены государственной лечебной помощи, ассигнования на З. ничтожны. 

 

 

  Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 462


ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, система гос. и обществ. мероприятий по охране здоровья, предупреждению и лечению болезней и продлению жизни человека. В СССР и др. социалистич. странах З. осн. на принципах бесплатной  и общедоступной мед. помощи и профилактич. направления медицины. За годы Сов. власти создана материально-технич. база З., развёрнута сеть больниц и амбулаторно-поликлинич. учреждений (поликлиник, диспансеров, профилакториев), созданы сан-эпидемиологич. служба, система охраны материнства и детства, сеть учреждений для оказания специализир. мед. помощи. На терр. СССР ликвидированы особо опасные инфекции, значительно снизились заболеваемость инф. болезнями, общая, детская и материнская смертность, увеличилась продолжительность жизни. Во многих капиталистич. странах З. представляет собой регламентируемые гос-вом мероприятия преим. в области противоэпидемич. работы; леч. помощь оказывают в осн. частнопрактикующие врачи за высокую плату.

 

 

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016). Новая версия


ЗДРАВООХРАНЕ́НИЕ, система социально-экономич. и мед. мероприятий, направленная на сохранение и повышение уровня здоровья населения. История З. в совр. его понимании начинается с создания системы гос. и обществ. помощи при лечении и в осн. при профилактике заболеваний (19 в.). Однако его зачатки можно обнаружить в Древнем мире в виде контроля за санитарным благоустройством городов, качеством продаваемых продуктов, организации мед. помощи в армии и др. В средние века первоначально создавались приюты и больницы для бедных при монастырях, затем функции организации З. осуществлялись органами гор. самоуправления. В связи с опустошительными эпидемиями (оспы в 13 в., чумы в 14 в.) произошли определённые сдвиги в организации З. (напр., в 14 в. в Венеции создан санитарный совет, в Милане и Венеции введена система карантинных мероприятий). В 15 в. в герм. городах была учреждена должность гор. врача – штадт-физика, который руководил деятельностью врачей, больниц, проведением противоэпидемич. мероприятий и т. д., в кон. 17–18 вв. созданы мед. и санитарные коллегии. По мере развития пром-сти и концентрации населения в городах предпринимались санитарно-противоэпидемич. меры, попытки оценить значение З. для хозяйств. деятельности государства (первые санитарно-демографич. исследования, изучение влияния природных и бытовых факторов и др.). Первая реформа организации З. была проведена во Франции в 1822: при Мин-ве внутр. дел создан высший санитарный совет, т. е. все медико-полицейские и санитарно-противоэпидемич. функции были возложены на гос. адм. аппарат (в дальнейшем подобные реформы осуществлены в др. европ. странах). В 1-й пол. 19 в. появились зачатки страхования индивидуального здоровья («дружеские общества» и «рабочие клубы» в Великобритании, «вспомогательные кассы» в Германии и др.) за счёт средств от систематич. взносов. Во 2-й пол. 19 в. во многих странах Европы учреждаются органы З., вводятся санитарные кодексы, издаются законы об обществ. здоровье.

Функционирование З. обеспечивается наличием кадров, материально-технич. базы, организац. структуры, соответствующих технологий и уровнем развития мед. науки. При определённых различиях в характере З. в разных странах (обусловленных социальным строем, нац. особенностями и традициями) интернациональными остаются методы З., меры индивидуальной и комплексной профилактики, способы надзора и контроля за биосферой, методы диагностики и лечения болезней и др. В связи с глобальными изменениями условий жизни и науч.-технич. прогрессом изменился характер патологии, что вызвало изменение структуры заболеваемости и причин смерти населения и потребовало разработки ряда общенациональных программ, обеспечивающих развитие З. в соответствии с требованием времени. Для решения этих задач необходимы значит. экономич. затраты, правовая регламентация, единая медико-статистич. информация, организац. руководство на разл. уровнях, что повышает роль государства в руководстве З. во всех странах, хотя степень участия государства и др. аспекты З. в отд. странах имеют существенные отличия. В большинстве стран сложились в осн. три системы организации мед. помощи населению – частнопредпринимательская, страховая и государственная. Однако фактически имеет место т. н. смешанная форма З. как результат сочетания этих систем. Частнопредпринимательская медицина наиболее широко представлена в США. Страховая медицина получила распространение в большинстве экономически развитых стран. Она предусматривает обязат. страхование всего населения или отд. его групп, обеспечивающее полную или частичную компенсацию расходов на мед. помощь. Гос. З. предполагает оказание бесплатной мед. помощи в гос. мед. учреждениях. Среди экономически развитых стран гос. служба З. в наиболее полном виде была создана в СССР и Великобритании (с 1948).

Ситуация в З. России после распада СССР сложная; оно находится в состоянии затянувшихся реформ, структурных преобразований, нуждающихся в экономич. поддержке, и с большими трудностями обеспечивает доступность мед. помощи для осн. части населения страны.

Предложение рассматривать мед. услуги как рыночный товар, а также широкая приватизация мед. учреждений (учитывая социально-экономич. положение большинства населения) для России оказались неприемлемыми. Сохраняется декларативность гос. гарантий по охране здоровья населения, а финансовая недообеспеченность рос. З. определяет нарастание «платности» мед. помощи (более 50% пациентов платят за лечение в стационарах, 30% – за амбулаторно-поликлинич. помощь, 65% – за стоматологич. услуги).

В 2001–05 размеры гос. финансирования З. выросли в 2,5 раза в текущих ценах (с 255 млрд. руб. до 656 млрд. руб.), хотя это мало повлияло на показатели доступности мед. помощи. За этот же период объём платных мед. услуг увеличился в 2,9 раза (с 38 млрд. руб. до 110 млрд. руб.), а расходы населения на лекарства возросли в 2,2 раза (с 94 млрд. руб. до 207 млрд. руб.), что свидетельствует о нарастающих масштабах неудовлетворённой потребности в бесплатной мед. помощи и об утрате контроля за соблюдением гос. гарантий. Централизов. планирование З. трансформировалось в разработку политики в области охраны здоровья населения с акцентом на гос. регулирование и обеспечение качества мед. помощи. С 2006 с целью повышения доступности и качества мед. помощи, укрепления материально-технич. базы первичного звена З. и улучшения его кадрового обеспечения в РФ функционирует нац. проект в сфере З. Для его реализации была сформулирована нормативно-правовая база, впервые выделены в большом объёме средства как из федерального бюджета, так и из бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Эти средства направлены на повышение зарплаты мед. работникам, оснащение мед. учреждений, приобретение лекарственных средств и изделий мед. назначения. Большинство населения поддерживает проект и необходимость модернизации З. с целью обеспечения обязательств государства по охране здоровья граждан РФ.

Ближайшей задачей З. России является установление оптимальных взаимоотношений между процессами централизации и децентрализации, автономным управлением и гос. регулированием, обществ. и частным владением, финансированием ресурсов и финансированием мед. потребностей и нужд, что позволит добиться поступательного и стабильного развития З. страны. См. также раздел Здравоохранение в томе «Россия».

Междунар. сотрудничество в области З. осуществляет Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).

Библиография

Лит.: Здравоохранение зарубежных стран / Под ред. О. П. Щепина. М., 1981; Здравоохранение России, XX век / Под ред. Ю. Л. Шевченко, В. И. Покровского, О. П. Щепина. М., 2001; Лисицын Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение. М., 2006.

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024