Энциклопедический Словарь. 1953—1955
ФИНЛЯНДСКОЕ ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО (Великое княжество Финляндское), официальное название Финляндии (в 1809—1917), входившей в состав царской России. См. Финляндия.
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ФИНЛЯНДСКОЕ, официальное название Финляндии в составе Российской империи (1809—1917).
Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2018) // Новая версия |
ВЕЛИ́КОЕ КНЯ́ЖЕСТВО ФИНЛЯ́НДСКОЕ (ВКФ), статус фин. земель в составе Швеции с 1581; автономное адм.-терр. образование на северо-западе Рос. империи. Присоединено к России в ходе рус.-швед. войны 1808–09, о чём объявлено в манифесте от 20.3(1.4).1808. На Боргоском сейме 1809 имп. Александр I заявил о сохранении в ВКФ лютеранской религии и швед. законодательства, а представители фин. сословий принесли присягу Александру I; для жителей ВКФ введено финл. подданство (для пребывания на остальной территории империи они оформляли спец. документы). На рубеже 1811–12 рос. правительством в состав ВКФ переданы районы т. н. Старой Финляндии – Карельский перешеек с Выборгом и сев. Приладожье (присоединены к России по условиям Ништадского мира 1721 и Абоского мира 1743).
Площадь ВКФ ок. 331,859 тыс. км2 (1812). Нас. 1,117 млн. чел. (1815), 3,269 млн. чел. (1914); финны – 86,75%, шведы – 12,89%, русские – 0,29%, саамы – 0,06%. Лютеранство исповедовали 98% нас., православие – 1,9%. В 38 городах кн-ва проживало 14,7% населения (1914). С 1811 ВКФ делилось на губернии: Або-Бьёрнеборгскую, Вазаскую, Выборгскую, Кюмменегордскую (Хейноласкую), Нюландско-Тавастгусскую, Саволакс-Карельскую, Улеаборгскую. Согласно манифесту имп. Николая I от 24.3(5.4).1831 «О разделении Великого княжества Финляндского на восемь губерний», Саволакс-Карельская губ. преобразована в Куопиосскую губ., Нюландско-Тавастгусская губ. разделена на Нюландскую и Тавастгусскую губернии, а Кюмменегордская губ. упразднена (на части её территории была образована Санкт-Михельская губ., остальная территория вошла в состав Выборгской и Нюландской губерний). Столицы – Або (фин. Турку; 1808–12), Гельсингфорс (фин. Хельсинки; с 1812).
Административно-правовое устройство. Носителем верховной власти в ВКФ являлся рос. император с титулом вел. князя финляндского [принял его 25.12.1808(6.1.1809)]. К его исключит. компетенции относились вопросы внешней политики и обороны; только он обладал правом созыва представительного законосовещательного (с 1906 законодательного) органа – Сейма (в 1810–62 не созывался) и внесения в него законопроектов (в 1886 правом законодат. инициативы наделён также и Сейм). Рос. император назначал членов учреждённого в 1809 высшего органа адм. управления ВКФ – Правительствующего совета (с 1816 Имп. финл. сената), утверждал бюджет ВКФ, обладал правом помилования, возведения дворян в графское и рыцарское достоинство.
Главой администрации ВКФ был назначаемый императором генерал-губернатор, являвшийся по должности председателем Сената; по его представлению императором на 3 года назначались начальники финл. губерний и руководители центр. ведомств ВКФ. Представление императору др. дел кн-ва осуществляли состоявшие из финл. подданных Комиссия финляндских дел, в 1826–1918 Статс-секретариат по делам Великого княжества Финляндского, который возглавлял статс-секретарь (с 1834 министр статс-секретарь). Правом докладов императору по финл. делам в 1824 – сер. 1850-х гг. пользовался и ген.-губернатор. Такой порядок, сохранявшийся до 1908, обеспечивал автономность администрации ВКФ от др. центральных ведомств империи.
Сенат, который отчитывался только перед императором, подразделялся на департаменты: хозяйственный и судебный. В ведении Сената находились центр. учреждения ВКФ: Коллегиум Медикум (образован в 1811), Гл. управление межевого ведомства, Гл. таможенная дирекция, Гл. управление лоцманского и маячного ведомств, Почтовая дирекция (все 1812), Управление по расчистке порогов и строительству каналов (1816). Членами высших и центр. учреждений ВКФ могли быть только финл. подданные. В 1808–27 адм. должности в ВКФ, кроме должности ген.-губернатора (за исключением первого ген.-губернатора Г. М. Спренгтпортена), занимали лица евангелическо-лютеранского вероисповедания, затем и православные.
Сейм был созван в 1863 имп. Александром II. Этому способствовали возраставшее в ВКФ недовольство отсутствием представительного органа, пропаганда скандинавизма и восстание в Царстве Польском. Сейм состоял из заседавших отдельно дворянской палаты (входили главы дворянских родов кн-ва) и избиравшихся соответствующими сословиями духовной, бюргерской (городской) и крестьянской палат. К его полномочиям относились обсуждение гражд., уголовного, церковного законодательства и введение новых налогов. Решения Сейма утверждались монархом. Без согласия всех четырёх палат Сейма император не мог изменять «коренные» (основные) законы, действовавшие в ВКФ. Сеймовый устав 1869 установил периодичность созыва Сейма 1 раз в 5 лет (с 1882 – 1 раз в 3 года), но сохранил его сословную структуру, оставив б. ч. населения без избират. прав.
Евангелическо-лютеранская церковь сохранила гос. статус. Она имела 4 епископства и 531 приход (3 млн. прихожан в 1916). В 1866 от Евангелическо-лютеранской церкви отделена школа. Православные приходы и монастыри в юго-вост. районах ВКФ остались под управлением Синода (1811), в 1892 образована Финл. епархия РПЦ.
Памятник императору Александру II на Сенатской площади в Хельсинки. Скульптор В. Рунеберг. 1894.
В 1809 финл. войска распущены, рекруты в рос. армию из фин. населения не набирались. По воен. реформе 1878 имп. Александром II в ВКФ созданы нац. вооруж. силы, которые имели собств. уставы, не могли быть выведены за пределы ВКФ, подчинялись ген.-губернатору (а не рос. воен. министру) и могли быть распущены монархом только с согласия Сейма. После ликвидации вооруж. сил ВКФ (1901) финл. подданные стали призываться в рос. армию, однако бойкот призывных кампаний вынудил рос. правительство в 1905 заменить воен. службу для них денежным взносом ВКФ в имперскую казну. Во время 1-й мировой войны территорию ВКФ боевые действия не затронули, вместо выполнения воинской повинности кн-во продолжало выплачивать денежную компенсацию.
В ВКФ сохранялась сложившаяся ещё в составе Швеции трёхступенчатая судебная система: суд низшей инстанции в городах и сельской местности; гофгерихты (суды второй инстанции) в Або, Вазе и Выборге; судебный деп-т Сената.
Выборность органов местного самоуправления была установлена сельской (1865) и городской (1873) реформами, проведёнными имп. Александром II.
Экономика. Учреждение финл. гос. «Учётно-сохранно-заёмного банка» (1811) положило начало формированию собственной финансовой системы ВКФ. В 1808–40 на территории ВКФ имели хождение швед. риксдалер и рос. рубль, в 1840–60 – рубль, в 1860–1917 – рубль и фин. марка (после перевода в 1877 по инициативе финл. Сената марки на золотую основу она стала осн. платёжным средством в ВКФ). Кн-во получило собственную таможенную систему (1811). Таможенная граница существовала между ВКФ и остальной частью Рос. империи, действовавшие тарифы обеспечивали финл. товарам более свободный доступ на рос. рынок, чем иностр. товарам. Все доходы и налоги, собранные в ВКФ, оставались в княжестве.
В 1857 отменён запрет на строительство паровых лесопилен, в 1859 – большинство сковывавших хозяйств. активность норм цехового регламента в промысловой деятельности. Провозглашение полной свободы предпринимательства (1879) стимулировало быстрый рост промышленности, особенно лесопиления и деревообработки (в 1890 соответственно 22% и 20% от общего объёма производства; валовая стоимость продукции лесопиления составила 21,9 млн. марок в 1885 и 123,4 млн. марок в 1910). В 1861 на средства финл. казны в ВКФ построена первая железная дорога – Гельсингфорс – Тавастгус (ок. 100 км), в 1890 протяжённость финл. железных дорог составила 1876 км, в 1910 – 3356 км. Доступ финл. товаров на рос. рынок расширился после открытия Сайменского канала (1856), введения нового таможенного тарифа (1858), строительства по инициативе Сената ж. д. Рийхимяки – С.-Петербург (1870). Во 2-й пол. 19 в. на долю России приходилось от 30 до 50% торговли ВКФ. В связи с прекращением торгового оборота ВКФ с Германией и Великобританией во время 1-й мировой войны удельный вес России в финл. торговле значительно возрос. Одновременно многократно увеличился объём рос. воен. заказов, выдаваемых пром. предприятиям княжества.
К возникновению т. н. торпарского вопроса (см. в ст. Торпари) привело увеличение сельского безземельного населения (28% в 1870 и 48% в 1900). Оно было вызвано как абсолютным ростом сельского населения (1,062 млн. чел. в 1815 и 2,765 млн. чел. в 1914), так и существовавшими законодат. ограничениями раздела хозяйства между всеми наследниками.
После ряда неурожайных лет и массового голода кон. 1860-х гг. началась переориентация финл. с. х-ва с земледелия на животноводство. Хлеб стал составлять до 20% финл. импорта, осн. поставщиками зерна были Россия и Германия (соответственно 70% и 30% в 1891–95; 43,2% и 56,8% в 1906–10). С началом 1-й мировой войны практически весь хлеб стал поступать из России, его поставки полностью прекратились весной 1917, что вызвало острый продовольственный кризис.
Политика унификации. С 1880-х гг. рос. правительство придавало особое значение финл. направлению как возможному будущему театру воен. действий с Германией (тогда же нач. штаба Петерб. ВО Н. И. Бобриков, напр., отмечал, что безопасность С.-Петербурга зависит не только от его военного прикрытия, но и от «устойчивости нашей власти в Финляндии»). Связанные с этим объединительные мероприятия были инициированы в 1889 указами имп. Александра III о слиянии почтовой системы ВКФ и всей империи (осуществлено в 1890), а также о слиянии их таможенной и финансовой систем (не реализовано из-за противодействия рос. пром. кругов).
Имп. Николай II продолжил политику ограничения автономии ВКФ. Манифестом от 3(15).2.1899 он изъял из юрисдикции Сейма и передал в верховные инстанции вопросы, имевшие «общегосударственное значение», при этом их круг не был чётко очерчен. Манифест был воспринят в кн-ве как акт, нарушавший финл. законодательство. Располагавший с 1903 чрезвычайными полномочиями ген.-губернатор Н. И. Бобриков предпринял попытки внедрить рус. яз. в практику адм. управления и школьного образования, закрыл полностью или частично ряд периодич. изданий и обществ. организаций, выслал из ВКФ оппозиц. политич. деятелей. Ответом на эти меры стала кампания массового неповиновения центр. власти в ВКФ, получившая новый импульс с началом Революции 1905–07. В ходе всеобщей стачки в ВКФ забастовочным к-том обнародован «Красный манифест» [19.10(1.11).1905] с требованием отставки финл. Сената и создания врем. правительства, отмены всех мер, нарушавших автономию ВКФ, проведения реформы выборов в Сейм. Николай II был вынужден 22.10(4.11).1905 подписать манифест «О восстановлении законности», отменявший большинство постановлений, принятых без согласия Сейма. По реформе избират. системы, осуществлённой с принятием Сеймового устава [утверждён императором 20.6(3.7).1906], Сейм стал однопалатным законодат. органом, избирался на основе всеобщей, равной и тайной подачи голосов. В ВКФ его начали называть парламентом, официально он продолжал именоваться Сеймом.
Но уже с 1908 курс на унификацию возобновился: все дела (как правовые, так и административные) министр статс-секретарь стал представлять на рассмотрение императору не напрямую, а после их предварит. обсуждения в Совете министров и после получения заключения соответствующего министра о том, насколько законопроект соответствует рос. законодательству и не затрагивает ли он гос. интересов империи. С 1909 в Сенат и др. высшие органы адм. управления ВКФ назначались рос. чиновники. В 1910 Сейму ВКФ предписано избирать в Гос. совет и Гос. думу 2 и 4 членов соответственно, но это требование парламентом было отклонено. Его депутаты демонстрировали неповиновение центр. власти, в 1910 приняли решение о невозможности выполнять свои обязанности в условиях постоянных нарушений финл. законов, выслушивали имп. послания сидя, пред. Сейма П. Э. Свинхувуд, игнорируя запрет имп. Николая II, затрагивал в своих выступлениях действия рос. правительства. Сопротивление Сейма возобновившемуся объединительному курсу стало причиной его частых роспусков (8 раз в 1908–17). К 1914 центр. правительством разработана всеобъемлющая программа унификации – приведения законодательства, условий гос. и экономич. жизни ВКФ к общероссийским нормам, которая, однако, не была реализована из-за начала 1-й мировой войны.
Общественно-политические процессы в ВКФ в 19 в. в решающей степени определялись развитием фин. нац. движения. К 1809 в адм. и судебной системе, университетском и школьном преподавании, культурной и обществ. жизни использовался только швед. яз., который имел офиц. статус. В то же время в быту на фин. яз. говорили ок. 90% жителей ВКФ, на нём велось богослужение. К сер. 19 в. сформировалось движение фенноманов (идеологи – Ю. В. Снельман, И. С. Ирьё-Коскинен и др.), которые стремились заменить швед. яз. финским в адм. и культурной жизни кн-ва, развивать финноязычную школьную систему, установить контроль над Сенатом и Сеймом, вытеснив из них шведоязычную бюрократию. Ответная реакция шведоязычной интеллигенции и бюрократии привела к появлению в 1860-х гг. шведоманского движения (лидер А. О. Фреуденталь). Рос. власть, заинтересованная в ослаблении прошведских настроений в ВКФ, поддерживала фенноманов (фин. и швед. языки уравнены в правах в 1863, некоторые предметы в университете разрешено преподавать на фин. яз., фин. школы стали получать государственное финансирование и пр.). В нач. 1880-х гг. фенноманский лагерь раскололся на старофиннов во главе с И. С. Ирьё-Коскиненом (получили господствующие позиции в Сенате) и «либеральных фенноманов» во главе с Э. Пальменом (в 1894 создали Младофинскую партию). Тогда же стала формироваться Швед. партия, занимавшая резкие антиправительственные и прошведские позиции. В 1899 основана Рабочая партия (с 1903 Социал-демократическая партия Финляндии, СДПФ; лидер – Н. Р. Урсин).
В связи с унификаторским курсом центр. власти в нач. 20 в. младофинны объединились в Конституционный блок со Швед. партией (1903), призывая население к пассивному сопротивлению политике ген.-губернатора Н. И. Бобрикова. В 1904 создана подпольная Партия активного сопротивления, которая использовала индивидуальный террор и иные методы вооруж. борьбы против самодержавия.
В 1905–06, после реформы избират. права и создания однопалатного парламента, приняты программы Фин. партии (ФП, старофинны; лидер – Ю. Р. Даниельсон-Кальмари) и Младофинской партии (МФП; К. Ю. Стольберг, П. Э. Свинхувуд). В 1906 созданы Союз сельского населения (с 1908 Аграрный союз, АС; лидер – С. Алкио), Швед. нар. партия (ШНП; М. фон Борн), а также Христианский рабочий союз Финляндии (ХРСФ). В парламенте (200 мест) преобладали фракции СДПФ (в 1907–80, в 1916 – 103 деп.), ФП (59 и 33 соответственно), МФП (26 и 23) и ШНП (24 и 21).
С началом 1-й мировой войны возникло т. н. егерское движение, участники которого осуществляли тайную вербовку и переправку добровольцев в Германию, где из них был сформирован егерский батальон, воевавший против рос. войск в Прибалтике. Однако идея независимости Финляндии от России широкого распространения не имела вплоть до 1917.
Врем. правительство, образованное в Петрограде в результате Февральской революции 1917, 7(20) марта отменило все акты, противоречившие осн. финл. законам. В связи с отречением имп. Николая II (вел. князя Финляндского) возникла правовая коллизия по вопросу о субъекте верховной власти в ВКФ. Вопреки мнению Врем. правительства об окончат. решении этой проблемы на Учредит. собрании, финл. парламентарии 5(18).7.1917 приняли Закон о верховной власти, которая передавалась парламенту, однако он сразу же был распущен Врем. правительством. После Окт. революции 1917 в России 2(15) нояб. новый состав финл. парламента вновь провозгласил себя носителем верховной власти в стране, а 23 нояб. (6 дек.) 100 голосами «за» при 88 «против» принял Декларацию о независимости Финляндии в границах 1812. Независимость Финляндии признана СНК РСФСР 18(31).12.1917 и утверждена ВЦИК 22.12.1917(4.1.1918).
Генерал-губернаторы ВКФ: Г. М. Спренгтпортен (1808–09), М. Б. Барклай де Толли (1809–10), Ф. Ф. Штейнгель (1810–23), Г. М. Армфельт (и. д. в 1812–13), А. А. Закревский (1823–31), светлейший кн. А. С. Меншиков (1831–55), А. А. Чеслев (неоднократно и. д. в 1833–47), П. И. Рокасовский (1861–66; неоднократно и. д. в 1848–54), Ф. Ф. Берг (1855–61, и. д. в 1854–55), И. М. Норденстам (и. д. в 1861, 1864, 1868, 1870, 1872–73), Н. В. Адлерберг (1866–81), Ф. Л. Гейден (1881–97), С. О. Гончаров (и. д. в 1897–98), Н. И. Бобриков (1898–1904), И. М. Оболенский (1904–05), Н. Н. Герард (1905–08), В. А. Бекман (1908–09), Ф. А. Зейн (1909–17), М. А. Стахович (март – сент. 1917), Н. В. Некрасов (сент. – нояб. 1917).
Источн.: Сборник сведений по Финляндии. 1900. СПб., 1900; Акты для выяснения политического положения Великого княжества Финляндского. 2-е изд. СПб., 1908.
Лит.: Кочкарев Н. А. Политические партии в Финляндии. СПб., 1909; Тиандер К. Финляндия и Россия. П., 1917; Кяйвяряйнен И. И. Международные отношения на севере Европы в начале XIX в. и присоединение Финляндии к России в 1809 г. Петрозаводск, 1965; Корнилов Г. Д. Русско-финляндские таможенные отношения в конце XIX – начале XX в. Л., 1971; Paasivirta J. Suomi ja Eurooppa: Autonomiankausi ja kansainväliset kriisit (1808–1914). Hels., [1978]; Лайдинен А. П. Развитие капитализма в промышленности Финляндии. Л., 1979; Суни Л. В. Очерк общественно-политического развития Финляндии в 50–70 гг. XIX в. Л., 1979; он же. Самодержавие и общественно-политическое развитие Финляндии в 80–90 гг. XIX в. Л., 1982; Дусаев Р. Н. Становление государственной автономии Великого княжества Финляндского (1808–1809). Свердловск, 1983; Расила В. История Финляндии. Петрозаводск, 1996; Юссила О., Хентиля С., Невакиви Ю. Политическая история Финляндии, 1809–1955. М., 1998; Новикова И. Н. «Финская карта» в немецком пасьянсе: Германия и проблема независимости Финляндии в годы Первой мировой войны. СПб., 2002; Бахтурина А. Ю. Окраины Российской империи: государственное управление и национальная политика (1914–1917). М., 2004; Jussila O. Suomen suuriruhtinaskunta 1809–1917. Hels., 2004; Клинге М. Имперская Финляндия. СПб., 2005; он же. На чужбине и дома. СПб., 2005.