ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


ФИНЛЯНДСКОЕ ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО (Великое княжество Финляндское), официальное название Финляндии (в 1809—1917), входившей в состав царской России. См. Финляндия.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ФИНЛЯНДСКОЕ, официальное название Финляндии в составе Российской империи (1809—1917).

 

 

Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2018) // Новая версия

ВЕЛИ́КОЕ КНЯ́ЖЕСТВО ФИНЛЯ́НДСКОЕ (ВКФ), статус фин. земель в составе Швеции с 1581; автономное адм.-терр. образование на северо-западе Рос. империи. Присоединено к России в ходе рус.-швед. войны 1808–09, о чём объявлено в манифесте от 20.3(1.4).1808. На Боргоском сейме 1809 имп. Александр I заявил о сохранении в ВКФ лютеранской религии и швед. законодательства, а представители фин. сословий принесли присягу Александру I; для жителей ВКФ введено финл. подданство (для пребывания на остальной территории империи они оформляли спец. документы). На рубеже 1811–12 рос. правительством в состав ВКФ переданы районы т. н. Старой Финляндии – Карельский перешеек с Выборгом и сев. Приладожье (присоединены к России по условиям Ништадского мира 1721 и Абоского мира 1743).

Великое княжество Финляндское
 

Герб Великого княжества Финляндского.

Площадь ВКФ ок. 331,859 тыс. км2 (1812). Нас. 1,117 млн. чел. (1815), 3,269 млн. чел. (1914); финны – 86,75%, шведы – 12,89%, русские – 0,29%, саамы – 0,06%. Лютеранство исповедовали 98% нас., православие – 1,9%. В 38 городах кн-ва проживало 14,7% населения (1914). С 1811 ВКФ делилось на губернии: Або-Бьёрнеборгскую, Вазаскую, Выборгскую, Кюмменегордскую (Хейноласкую), Нюландско-Тавастгусскую, Саволакс-Карельскую, Улеаборгскую. Согласно манифесту имп. Николая I от 24.3(5.4).1831 «О разделении Великого княжества Финляндского на восемь губерний», Саволакс-Карельская губ. преобразована в Куопиосскую губ., Нюландско-Тавастгусская губ. разделена на Нюландскую и Тавастгусскую губернии, а Кюмменегордская губ. упразднена (на части её территории была образована Санкт-Михельская губ., остальная территория вошла в состав Выборгской и Нюландской губерний). Столицы – Або (фин. Турку; 1808–12), Гельсингфорс (фин. Хельсинки; с 1812).

Административно-правовое устройство. Носителем верховной власти в ВКФ являлся рос. император с титулом вел. князя финляндского [принял его 25.12.1808(6.1.1809)]. К его исключит. компетенции относились вопросы внешней политики и обороны; только он обладал правом созыва представительного законосовещательного (с 1906 законодательного) органа – Сейма (в 1810–62 не созывался) и внесения в него законопроектов (в 1886 правом законодат. инициативы наделён также и Сейм). Рос. император назначал членов учреждённого в 1809 высшего органа адм. управления ВКФ – Правительствующего совета (с 1816 Имп. финл. сената), утверждал бюджет ВКФ, обладал правом помилования, возведения дворян в графское и рыцарское достоинство.

Главой администрации ВКФ был назначаемый императором генерал-губернатор, являвшийся по должности председателем Сената; по его представлению императором на 3 года назначались начальники финл. губерний и руководители центр. ведомств ВКФ. Представление императору др. дел кн-ва осуществляли состоявшие из финл. подданных Комиссия финляндских дел, в 1826–1918 Статс-секретариат по делам Великого княжества Финляндского, который возглавлял статс-секретарь (с 1834 министр статс-секретарь). Правом докладов императору по финл. делам в 1824 – сер. 1850-х гг. пользовался и ген.-губернатор. Такой порядок, сохранявшийся до 1908, обеспечивал автономность администрации ВКФ от др. центральных ведомств империи.

Здание Сената Великого княжества Финляндского. Гельсингфорс. Архитектор К. Л. Энгель. 1818–22.

Сенат, который отчитывался только перед императором, подразделялся на департаменты: хозяйственный и судебный. В ведении Сената находились центр. учреждения ВКФ: Коллегиум Медикум (образован в 1811), Гл. управление межевого ведомства, Гл. таможенная дирекция, Гл. управление лоцманского и маячного ведомств, Почтовая дирекция (все 1812), Управление по расчистке порогов и строительству каналов (1816). Членами высших и центр. учреждений ВКФ могли быть только финл. подданные. В 1808–27 адм. должности в ВКФ, кроме должности ген.-губернатора (за исключением первого ген.-губернатора Г. М. Спренгтпортена), занимали лица евангелическо-лютеранского вероисповедания, затем и православные.

Сейм был созван в 1863 имп. Александром II. Этому способствовали возраставшее в ВКФ недовольство отсутствием представительного органа, пропаганда скандинавизма и восстание в Царстве Польском. Сейм состоял из заседавших отдельно дворянской палаты (входили главы дворянских родов кн-ва) и избиравшихся соответствующими сословиями духовной, бюргерской (городской) и крестьянской палат. К его полномочиям относились обсуждение гражд., уголовного, церковного законодательства и введение новых налогов. Решения Сейма утверждались монархом. Без согласия всех четырёх палат Сейма император не мог изменять «коренные» (основные) законы, действовавшие в ВКФ. Сеймовый устав 1869 установил периодичность созыва Сейма 1 раз в 5 лет (с 1882 – 1 раз в 3 года), но сохранил его сословную структуру, оставив б. ч. населения без избират. прав.

Евангелическо-лютеранская церковь сохранила гос. статус. Она имела 4 епископства и 531 приход (3 млн. прихожан в 1916). В 1866 от Евангелическо-лютеранской церкви отделена школа. Православные приходы и монастыри в юго-вост. районах ВКФ остались под управлением Синода (1811), в 1892 образована Финл. епархия РПЦ.

Памятник императору Александру II на Сенатской площади в Хельсинки. Скульптор В. Рунеберг. 1894.

В 1809 финл. войска распущены, рекруты в рос. армию из фин. населения не набирались. По воен. реформе 1878 имп. Александром II в ВКФ созданы нац. вооруж. силы, которые имели собств. уставы, не могли быть выведены за пределы ВКФ, подчинялись ген.-губернатору (а не рос. воен. министру) и могли быть распущены монархом только с согласия Сейма. После ликвидации вооруж. сил ВКФ (1901) финл. подданные стали призываться в рос. армию, однако бойкот призывных кампаний вынудил рос. правительство в 1905 заменить воен. службу для них денежным взносом ВКФ в имперскую казну. Во время 1-й мировой войны территорию ВКФ боевые действия не затронули, вместо выполнения воинской повинности кн-во продолжало выплачивать денежную компенсацию.

В ВКФ сохранялась сложившаяся ещё в составе Швеции трёхступенчатая судебная система: суд низшей инстанции в городах и сельской местности; гофгерихты (суды второй инстанции) в Або, Вазе и Выборге; судебный деп-т Сената.

Выборность органов местного самоуправления была установлена сельской (1865) и городской (1873) реформами, проведёнными имп. Александром II.

Экономика. Учреждение финл. гос. «Учётно-сохранно-заёмного банка» (1811) положило начало формированию собственной финансовой системы ВКФ. В 1808–40 на территории ВКФ имели хождение швед. риксдалер и рос. рубль, в 1840–60 – рубль, в 1860–1917 – рубль и фин. марка (после перевода в 1877 по инициативе финл. Сената марки на золотую основу она стала осн. платёжным средством в ВКФ). Кн-во получило собственную таможенную систему (1811). Таможенная граница существовала между ВКФ и остальной частью Рос. империи, действовавшие тарифы обеспечивали финл. товарам более свободный доступ на рос. рынок, чем иностр. товарам. Все доходы и налоги, собранные в ВКФ, оставались в княжестве.

В 1857 отменён запрет на строительство паровых лесопилен, в 1859 – большинство сковывавших хозяйств. активность норм цехового регламента в промысловой деятельности. Провозглашение полной свободы предпринимательства (1879) стимулировало быстрый рост промышленности, особенно лесопиления и деревообработки (в 1890 соответственно 22% и 20% от общего объёма производства; валовая стоимость продукции лесопиления составила 21,9 млн. марок в 1885 и 123,4 млн. марок в 1910). В 1861 на средства финл. казны в ВКФ построена первая железная дорога – Гельсингфорс – Тавастгус (ок. 100 км), в 1890 протяжённость финл. железных дорог составила 1876 км, в 1910 – 3356 км. Доступ финл. товаров на рос. рынок расширился после открытия Сайменского канала (1856), введения нового таможенного тарифа (1858), строительства по инициативе Сената ж. д. Рийхимяки – С.-Петербург (1870). Во 2-й пол. 19 в. на долю России приходилось от 30 до 50% торговли ВКФ. В связи с прекращением торгового оборота ВКФ с Германией и Великобританией во время 1-й мировой войны удельный вес России в финл. торговле значительно возрос. Одновременно многократно увеличился объём рос. воен. заказов, выдаваемых пром. предприятиям княжества.

К возникновению т. н. торпарского вопроса (см. в ст. Торпари) привело увеличение сельского безземельного населения (28% в 1870 и 48% в 1900). Оно было вызвано как абсолютным ростом сельского населения (1,062 млн. чел. в 1815 и 2,765 млн. чел. в 1914), так и существовавшими законодат. ограничениями раздела хозяйства между всеми наследниками.

После ряда неурожайных лет и массового голода кон. 1860-х гг. началась переориентация финл. с. х-ва с земледелия на животноводство. Хлеб стал составлять до 20% финл. импорта, осн. поставщиками зерна были Россия и Германия (соответственно 70% и 30% в 1891–95; 43,2% и 56,8% в 1906–10). С началом 1-й мировой войны практически весь хлеб стал поступать из России, его поставки полностью прекратились весной 1917, что вызвало острый продовольственный кризис.

Политика унификации. С 1880-х гг. рос. правительство придавало особое значение финл. направлению как возможному будущему театру воен. действий с Германией (тогда же нач. штаба Петерб. ВО Н. И. Бобриков, напр., отмечал, что безопасность С.-Петербурга зависит не только от его военного прикрытия, но и от «устойчивости нашей власти в Финляндии»). Связанные с этим объединительные мероприятия были инициированы в 1889 указами имп. Александра III о слиянии почтовой системы ВКФ и всей империи (осуществлено в 1890), а также о слиянии их таможенной и финансовой систем (не реализовано из-за противодействия рос. пром. кругов).

Имп. Николай II продолжил политику ограничения автономии ВКФ. Манифестом от 3(15).2.1899 он изъял из юрисдикции Сейма и передал в верховные инстанции вопросы, имевшие «общегосударственное значение», при этом их круг не был чётко очерчен. Манифест был воспринят в кн-ве как акт, нарушавший финл. законодательство. Располагавший с 1903 чрезвычайными полномочиями ген.-губернатор Н. И. Бобриков предпринял попытки внедрить рус. яз. в практику адм. управления и школьного образования, закрыл полностью или частично ряд периодич. изданий и обществ. организаций, выслал из ВКФ оппозиц. политич. деятелей. Ответом на эти меры стала кампания массового неповиновения центр. власти в ВКФ, получившая новый импульс с началом Революции 1905–07. В ходе всеобщей стачки в ВКФ забастовочным к-том обнародован «Красный манифест» [19.10(1.11).1905] с требованием отставки финл. Сената и создания врем. правительства, отмены всех мер, нарушавших автономию ВКФ, проведения реформы выборов в Сейм. Николай II был вынужден 22.10(4.11).1905 подписать манифест «О восстановлении законности», отменявший большинство постановлений, принятых без согласия Сейма. По реформе избират. системы, осуществлённой с принятием Сеймового устава [утверждён императором 20.6(3.7).1906], Сейм стал однопалатным законодат. органом, избирался на основе всеобщей, равной и тайной подачи голосов. В ВКФ его начали называть парламентом, официально он продолжал именоваться Сеймом.

Но уже с 1908 курс на унификацию возобновился: все дела (как правовые, так и административные) министр статс-секретарь стал представлять на рассмотрение императору не напрямую, а после их предварит. обсуждения в Совете министров и после получения заключения соответствующего министра о том, насколько законопроект соответствует рос. законодательству и не затрагивает ли он гос. интересов империи. С 1909 в Сенат и др. высшие органы адм. управления ВКФ назначались рос. чиновники. В 1910 Сейму ВКФ предписано избирать в Гос. совет и Гос. думу 2 и 4 членов соответственно, но это требование парламентом было отклонено. Его депутаты демонстрировали неповиновение центр. власти, в 1910 приняли решение о невозможности выполнять свои обязанности в условиях постоянных нарушений финл. законов, выслушивали имп. послания сидя, пред. Сейма П. Э. Свинхувуд, игнорируя запрет имп. Николая II, затрагивал в своих выступлениях действия рос. правительства. Сопротивление Сейма возобновившемуся объединительному курсу стало причиной его частых роспусков (8 раз в 1908–17). К 1914 центр. правительством разработана всеобъемлющая программа унификации – приведения законодательства, условий гос. и экономич. жизни ВКФ к общероссийским нормам, которая, однако, не была реализована из-за начала 1-й мировой войны.

Общественно-политические процессы в ВКФ в 19 в. в решающей степени определялись развитием фин. нац. движения. К 1809 в адм. и судебной системе, университетском и школьном преподавании, культурной и обществ. жизни использовался только швед. яз., который имел офиц. статус. В то же время в быту на фин. яз. говорили ок. 90% жителей ВКФ, на нём велось богослужение. К сер. 19 в. сформировалось движение фенноманов (идеологи – Ю. В. Снельман, И. С. Ирьё-Коскинен и др.), которые стремились заменить швед. яз. финским в адм. и культурной жизни кн-ва, развивать финноязычную школьную систему, установить контроль над Сенатом и Сеймом, вытеснив из них шведоязычную бюрократию. Ответная реакция шведоязычной интеллигенции и бюрократии привела к появлению в 1860-х гг. шведоманского движения (лидер А. О. Фреуденталь). Рос. власть, заинтересованная в ослаблении прошведских настроений в ВКФ, поддерживала фенноманов (фин. и швед. языки уравнены в правах в 1863, некоторые предметы в университете разрешено преподавать на фин. яз., фин. школы стали получать государственное финансирование и пр.). В нач. 1880-х гг. фенноманский лагерь раскололся на старофиннов во главе с И. С. Ирьё-Коскиненом (получили господствующие позиции в Сенате) и «либеральных фенноманов» во главе с Э. Пальменом (в 1894 создали Младофинскую партию). Тогда же стала формироваться Швед. партия, занимавшая резкие антиправительственные и прошведские позиции. В 1899 основана Рабочая партия (с 1903 Социал-демократическая партия Финляндии, СДПФ; лидер – Н. Р. Урсин).

В связи с унификаторским курсом центр. власти в нач. 20 в. младофинны объединились в Конституционный блок со Швед. партией (1903), призывая население к пассивному сопротивлению политике ген.-губернатора Н. И. Бобрикова. В 1904 создана подпольная Партия активного сопротивления, которая использовала индивидуальный террор и иные методы вооруж. борьбы против самодержавия.

В 1905–06, после реформы избират. права и создания однопалатного парламента, приняты программы Фин. партии (ФП, старофинны; лидер – Ю. Р. Даниельсон-Кальмари) и Младофинской партии (МФП; К. Ю. Стольберг, П. Э. Свинхувуд). В 1906 созданы Союз сельского населения (с 1908 Аграрный союз, АС; лидер – С. Алкио), Швед. нар. партия (ШНП; М. фон Борн), а также Христианский рабочий союз Финляндии (ХРСФ). В парламенте (200 мест) преобладали фракции СДПФ (в 1907–80, в 1916 – 103 деп.), ФП (59 и 33 соответственно), МФП (26 и 23) и ШНП (24 и 21).

С началом 1-й мировой войны возникло т. н. егерское движение, участники которого осуществляли тайную вербовку и переправку добровольцев в Германию, где из них был сформирован егерский батальон, воевавший против рос. войск в Прибалтике. Однако идея независимости Финляндии от России широкого распространения не имела вплоть до 1917.

Врем. правительство, образованное в Петрограде в результате Февральской революции 1917, 7(20) марта отменило все акты, противоречившие осн. финл. законам. В связи с отречением имп. Николая II (вел. князя Финляндского) возникла правовая коллизия по вопросу о субъекте верховной власти в ВКФ. Вопреки мнению Врем. правительства об окончат. решении этой проблемы на Учредит. собрании, финл. парламентарии 5(18).7.1917 приняли Закон о верховной власти, которая передавалась парламенту, однако он сразу же был распущен Врем. правительством. После Окт. революции 1917 в России 2(15) нояб. новый состав финл. парламента вновь провозгласил себя носителем верховной власти в стране, а 23 нояб. (6 дек.) 100 голосами «за» при 88 «против» принял Декларацию о независимости Финляндии в границах 1812. Независимость Финляндии признана СНК РСФСР 18(31).12.1917 и утверждена ВЦИК 22.12.1917(4.1.1918).

Генерал-губернаторы ВКФ: Г. М. Спренгтпортен (1808–09), М. Б. Барклай де Толли (1809–10), Ф. Ф. Штейнгель (1810–23), Г. М. Армфельт (и. д. в 1812–13), А. А. Закревский (1823–31), светлейший кн. А. С. Меншиков (1831–55), А. А. Чеслев (неоднократно и. д. в 1833–47), П. И. Рокасовский (1861–66; неоднократно и. д. в 1848–54), Ф. Ф. Берг (1855–61, и. д. в 1854–55), И. М. Норденстам (и. д. в 1861, 1864, 1868, 1870, 1872–73), Н. В. Адлерберг (1866–81), Ф. Л. Гейден (1881–97), С. О. Гончаров (и. д. в 1897–98), Н. И. Бобриков (1898–1904), И. М. Оболенский (1904–05), Н. Н. Герард (1905–08), В. А. Бекман (1908–09), Ф. А. Зейн (1909–17), М. А. Стахович (март – сент. 1917), Н. В. Некрасов (сент. – нояб. 1917).

Источн.: Сборник сведений по Финляндии. 1900. СПб., 1900; Акты для выяснения политического положения Великого княжества Финляндского. 2-е изд. СПб., 1908.

Лит.: Кочкарев Н. А. Политические партии в Финляндии. СПб., 1909; Тиандер К. Финляндия и Россия. П., 1917; Кяйвяряйнен И. И. Международные отношения на севере Европы в начале XIX в. и присоединение Финляндии к России в 1809 г. Петрозаводск, 1965; Корнилов Г. Д. Русско-финляндские таможенные отношения в конце XIX – начале XX в. Л., 1971; Paasivirta J. Suomi ja Eurooppa: Autonomiankausi ja kansainväliset kriisit (1808–1914). Hels., [1978]; Лайдинен А. П. Развитие капитализма в промышленности Финляндии. Л., 1979; Суни Л. В. Очерк общественно-политического развития Финляндии в 50–70 гг. XIX в. Л., 1979; он же. Самодержавие и общественно-политическое развитие Финляндии в 80–90 гг. XIX в. Л., 1982; Дусаев Р. Н. Становление государственной автономии Великого княжества Финляндского (1808–1809). Свердловск, 1983; Расила В. История Финляндии. Петрозаводск, 1996; Юссила О., Хентиля С., Невакиви Ю. Политическая история Финляндии, 1809–1955. М., 1998; Новикова И. Н. «Финская карта» в немецком пасьянсе: Германия и проблема независимости Финляндии в годы Первой мировой войны. СПб., 2002; Бахтурина А. Ю. Окраины Российской империи: государственное управление и национальная политика (1914–1917). М., 2004; Jussila O. Suomen suuriruhtinaskunta 1809–1917. Hels., 2004; Клинге М. Имперская Финляндия. СПб., 2005; он же. На чужбине и дома. СПб., 2005.

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024