ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Энциклопедический Словарь. Том 3. — Москва, 1953—1955. — С. 369


ТАНК, боевая вездеходная (с гусеничным движителем) машина, обладающая высокой подвижностью, мощным вооружением и прочной броневой защитой. Проекты первых Т. были разработаны в 1903 во Франции (капитан Левассёр), в 1911 русским инж. В. Д. Менделеевым, в 1913 в Австро-Венгрии (лейтенант Бурштын). Первый в мире Т.— «Вездеход 1915 г.»конструкции Пороховщикова, был построен русскими специалистами в г. Рига в мае 1915 и вслед за этим, в том же году,— англичанами. Как боевое оружие Т. были впервые применены англичанами на р. Сомма (Франция) 15 сент. 1916 в 1-й мировой войне 1914—18. Во время 2-й мировой войны 1939—1945 лучшими Т. были советские танки Т-34, КВ, ИС.

ТАНКОДРОМ, участок местности, на к-ром производятся испытание танков и обучение вождению их.

 

 

 Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 1316


ТАНК (англ. tank), боевая гусеничная бронир. машина. Впервые применены англ. войсками в 1916 во время 1-й мир. войны. Виды: лёгкий, средний, тяжёлый. С 60-х гг. 20 в. в разных странах стали выпускать один осн. Т., предназнач. для решения разл. боевых задач. Осн. оружие — пушка, вспомогат.— пулемёты. Совр. Т. имеют экипаж 3—4 чел., калибр пушки от 105 до 152 мм, скорость 41—64 км/ч, массу 36—48 т.

ТАНКОДРОМ (от танк и греч. dromos — бег, место для бега), участок местности, оборудованный  для обучения вождению танков и др. боевых гусеничных машин.  

 

 

ТАНК // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017)


ТАНК (англ. tank), пол­но­стью бро­ни­ро­ван­ная гу­се­нич­ная бое­вая ма­ши­на вы­со­кой про­хо­ди­мо­сти с мощ­ной пуш­кой обыч­но во вра­щаю­щей­ся баш­не, пред­на­зна­чен­ной в осн. для стрель­бы пря­мой на­вод­кой. Совр. Т. име­ют мас­су 46–62 т, тол­щи­ну ло­бо­вой бро­ни 700–900 мм, ско­рость дви­же­ния до 60–70 км/ч, вы­со­кий уро­вень ав­то­ма­ти­за­ции бое­вых про­цес­сов; не­сут раз­но­об­раз­ное воо­ру­же­ние – 120–125-мм ста­би­ли­зи­ров. пуш­ку, 2–3 пу­ле­мё­та, ПТРК и др. Для по­вы­ше­ния жи­ву­че­сти Т. на нём мо­гут при­ме­нять­ся про­ти­во­ку­му­ля­тив­ные эк­ра­ны, встро­ен­ная ди­на­ми­че­ская за­щи­та, ком­плекс оп­ти­ко-элек­трон­но­го по­дав­ле­ния, сред­ст­ва для пре­одо­ле­ния вод­ных пре­град, ав­то­ма­тич. сис­те­ма про­ти­во­по­жар­ной за­щи­ты. Бла­го­да­ря это­му Т. спо­соб­ны ус­пеш­но дей­ст­во­вать на по­ле боя под ог­нём про­тив­ни­ка и унич­то­жать про­ти­во­стоя­щие им бое­вые сред­ст­ва и жи­вую си­лу; яв­ля­ют­ся эф­фек­тив­ным сред­ст­вом про­ры­ва обо­ро­ны про­тив­ни­ка. Со­сто­ят на воо­ру­же­нии тан­ко­вых войск мно­гих го­су­дарств.

Т. поя­ви­лись в хо­де 1-й ми­ро­вой вой­ны. Од­на­ко низ­кий тех­нич. уро­вень Т. то­го вре­ме­ни при­вёл к то­му, что они, хо­тя и бы­ли вы­пу­ще­ны до кон­ца вой­ны в дос­та­точ­но боль­шом ко­ли­че­ст­ве (все­го ок. 10 тыс. шт.), не смог­ли ока­зать ре­шаю­ще­го влия­ния на об­щий её ход. Пер­вые Т. соз­да­ны в 1916 в Ве­ли­ко­бри­та­нии и во Фран­ции. Впер­вые брит. вой­ска при­ме­ни­ли их на по­ле боя в опе­ра­ции на р. Сом­ма (сент. 1916), а фран­цу­зы – в сра­же­нии под Крао­ном (апр. 1917). В Гер­ма­нии пер­во­на­чаль­но не­до­оце­ни­ли зна­че­ния Т., по­это­му до кон­ца вой­ны там бы­ло вы­пу­ще­но все­го ок. 100 ма­шин. Рос­сия, кро­ме экс­пе­рим. об­раз­цов, Т. собств. кон­ст­рук­ции не име­ла. В Гражд. вой­ну 1917–22 Т. иностр. произ-ва при­ме­ня­лись бе­ло­гвар­дей­ски­ми вой­ска­ми (впер­вые в мар­те 1919 под Бе­рё­зов­кой про­тив 1-й За­днеп­ров­ской ди­ви­зии Укр. фрон­та).

Танк Т-34-85.

За­ро­ж­де­ние отеч. тан­ко­строе­ния от­но­сит­ся к нач. 1920-х гг. В пред­во­ен­ный пе­ри­од соз­дан мно­го­числ. тан­ко­вый парк (ок. 16 тыс. шт.), ос­но­ву ко­то­ро­го со­став­ля­ли лёг­кие Т-26 и БТ (мас­са 10,5 и 13,8 т со­от­вет­ст­вен­но, ско­рость 30 и 50 км/ч, 45-мм пуш­ка, тол­щи­на бро­ни 15–22 мм). В ка­че­ст­ве про­то­ти­пов при их раз­ра­бот­ке ис­поль­зо­ва­ны англ. «Вик­керс» и амер. «Кри­сти». В дек. 1939 при­ня­ты на воо­ру­же­ние но­вые ори­ги­наль­ные Т. – сред­ний Т-34 и тя­жё­лый КВ (КВ-1). К мо­мен­ту на­па­де­ния Гер­ма­нии на СССР вы­пу­ще­но 1229 тан­ков Т-34 и 636 КВ-1. Т-34 (гл. кон­ст­рук­тор – М. И. Кош­кин) стал но­вым дос­ти­же­ни­ем в ми­ро­вом тан­ко­строе­нии. Ори­ги­наль­ная фор­ма бро­не­вой кон­ст­рук­ции с боль­ши­ми уг­ла­ми на­кло­на позд­нее бы­ла вос­про­из­ве­де­на в др. Т. На Т-34 ус­та­нав­ли­ва­лась 76-мм пуш­ка, по­ра­жав­шая лю­бой Т. то­го пе­рио­да. Ма­ши­на об­ла­да­ла вы­со­ки­ми по­ка­за­те­ля­ми под­виж­но­сти бла­го­да­ря мощ­но­му ди­зе­лю (по­дав­ляю­щее боль­шин­ст­во за­ру­беж­ных Т. име­ло бен­зи­но­вые мо­то­ры), при­ме­не­нию ин­ди­ви­ду­аль­ной под­вес­ки и ши­ро­ких гу­се­ниц. Цен­ны­ми ка­че­ст­ва­ми Т-34 бы­ли его кон­ст­рук­тив­ная про­сто­та и при­спо­соб­лен­ность к мас­со­во­му про­из-ву. В дек. 1943 ог­не­вая мощь Т-34 уси­ле­на ус­та­нов­кой 85-мм пуш­ки, а ло­бо­вая бро­ня кор­пу­са и но­вой баш­ни до­ве­де­на до 90 мм. Т-34 впо­след­ст­вии был при­знан луч­шим сред­ним Т. 2-й ми­ро­вой вой­ны. Вы­пуск КВ-1 (Ж. Я. Ко­тин) ле­том 1942 пре­кра­тил­ся, од­на­ко ра­бо­та над соз­да­ни­ем бо­лее со­вер­шен­но­го тя­жё­ло­го Т. про­дол­же­на: с сер. 1944 на­ча­лось про­из-во ИС-2 и ря­да дру­гих Т. с уве­ли­чен­ной тол­щи­ной бро­ни и мощ­ной пуш­кой. Лёг­кие Т. в го­ды вой­ны по­лу­чи­ли ог­ра­нич. рас­про­стра­не­ние (Т-60, Т-70).

Тан­ки Т-III и Т-IV, с ко­то­ры­ми Гер­ма­ния всту­пи­ла в вой­ну, ока­за­лись не­дос­та­точ­но эф­фек­тив­ны­ми, и её ру­ко­во­дство вы­ну­ж­де­но бы­ло осу­ще­ст­вить пе­ре­во­ору­же­ние тан­ко­во­го пар­ка в хо­де вой­ны но­вы­ми об­раз­ца­ми: «Пан­те­ра», «Тигр» и «Тигр-II». Они об­ла­да­ли вы­со­кой бое­вой эф­фек­тив­но­стью, но­виз­ной и ори­ги­наль­но­стью тех­нич. ре­ше­ний, ос­на­ща­лись со­вер­шен­ны­ми при­це­ла­ми, а в кон­це вой­ны – даль­но­ме­ра­ми и при­бо­ра­ми ноч­но­го ви­де­ния. Ус­та­нов­лен­ные на этих Т. пуш­ки обес­пе­чи­ва­ли им пре­иму­ще­ст­во в ог­не­вом про­ти­во­бор­ст­ве с боль­шин­ст­вом сов. Т., од­на­ко из-за слож­но­сти кон­ст­рук­ции их вы­пуск не был на­ла­жен в дос­та­точ­ном ко­ли­че­ст­ве. В США и Ве­ли­ко­бри­та­нии за го­ды 2-й ми­ро­вой вой­ны не соз­да­но дос­та­точ­но со­вер­шен­ных Т., но не­ко­то­рые тех­нич. ре­ше­ния ока­за­лись весь­ма про­грес­сив­ны­ми. Все­го в этот пе­ри­од в СССР про­из­ве­де­но ок. 104 тыс. Т. и САУ, в Гер­ма­нии – 53,8 тыс., США – 102,5 тыс., Ве­ли­ко­бри­та­нии – 25,2 тыс.

Танк Т-14 «Армата».

Первым послевоенным сов. Т. стал Т-54 (1946, гл. конструктор – А. А. Морозов). За счёт более рациональной компоновки по сравнению с Т-34 при весьма незначит. увеличении массы (до 36 т) удалось установить 100-мм пушку и довести лобовую броню до 200 мм. Созданы и тяжёлые Т., напр. ИС-4 (Н. Л. Духов), но они не получили значит. распространения, т. к. средние Т. стали приближаться к тяжёлым по огневой мощи и защищённости, поэтому последующие Т. стали называться основными. На Т-54 применён автомат заряжания, который повысил скорострельность и позволил отказаться от заряжающего, что уменьшило размеры башни; дальномер обеспечил высокую точность стрельбы на дальности 2–2,5 км; многослойная броня обеспечила защищённость Т. от кумулятивных боеприпасов. В СССР Т. второго послевоенного поколения (Т-64, Т-72 и Т-80) послужили основой для создания Т-80У (1985; 46 т, газотурбинный двигатель, 70 км/ч, 3 чел.) и рос. Т-90 (1992; масса 46,5 т, дизель, скорость 60 км/ч, экипаж 3 чел.). По многим показателям они продолжают превосходить лучшие зарубежные аналоги – амер. «Абрамс», герм. «Леопард-2», брит. «Челленджер-2», франц. «Леклерк» и др. Т. нового поколения стал рос. Т-14 «Армата».

Библиография

Лит.: Карпенко А. В. Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905–1995). СПб., 1996; Шмелев И. П. История танка, 1916–1996. М., 1996; Шунков В. Н. Танки Второй мировой войны. Минск, 1997; Энциклопедия танков: Полная энциклопедия танков мира, 1915–2000 / Сост. Г. Л. Холявский. Минск, 2006; Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. М., 2008; Барятинский М. Б. Все танки СССР. М., 2013; Федосеев С. Л. Все танки Первой мировой. М., 2013.

 

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Танк Т-34-85

Танк (англ. tank) — бронированная боевая машина, чаще всего на гусеничном ходу, как правило с пушечным и дополнительным пулемётным вооружением, обычно во вращающейся полноповоротной башне, предназначенной в основном для стрельбы прямой наводкой... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

 

 

Ссылка


 

 

Б. Земляной, Ю. Чевокина. В мире занимательных фактов. — Алма-Ата, 1965. — С. 124

IV. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

ПИОНЕРЫ-ЛЮДИ И ПИОНЕРЫ-ВЕЩИ

Впервые русский танк был спроектирован в 1911 году В. Д. Менделеевым, сыном великого русского ученого-химика Д. И. Менделеева. Однако практическому осуществлению этого проекта помешала вековая техническая отсталость царской России.

Первый же советский танк был построен в сентябре 1920 года по заданию В. И. Ленина на Сормовском заводе группой инженеров, возглавляемой Н. И. Хрулевым и П. И. Салтановым. Это была шеститонная машина длиной в 5 метров с четырехцилиндровым мотором «АМО» в 30 лошадиных сил, вооруженная пушкой. Танк назывался «Борец за свободу — товарищ Ленин».

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024