Энциклопедический Словарь. Том 3. — Москва, 1953—1955. — С. 369
ТАНК, боевая вездеходная (с гусеничным движителем) машина, обладающая высокой подвижностью, мощным вооружением и прочной броневой защитой. Проекты первых Т. были разработаны в 1903 во Франции (капитан Левассёр), в 1911 русским инж. В. Д. Менделеевым, в 1913 в Австро-Венгрии (лейтенант Бурштын). Первый в мире Т.— «Вездеход 1915 г.»конструкции Пороховщикова, был построен русскими специалистами в г. Рига в мае 1915 и вслед за этим, в том же году,— англичанами. Как боевое оружие Т. были впервые применены англичанами на р. Сомма (Франция) 15 сент. 1916 в 1-й мировой войне 1914—18. Во время 2-й мировой войны 1939—1945 лучшими Т. были советские танки Т-34, КВ, ИС.
ТАНКОДРОМ, участок местности, на к-ром производятся испытание танков и обучение вождению их.
Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 1316
ТАНК (англ. tank), боевая гусеничная бронир. машина. Впервые применены англ. войсками в 1916 во время 1-й мир. войны. Виды: лёгкий, средний, тяжёлый. С 60-х гг. 20 в. в разных странах стали выпускать один осн. Т., предназнач. для решения разл. боевых задач. Осн. оружие — пушка, вспомогат.— пулемёты. Совр. Т. имеют экипаж 3—4 чел., калибр пушки от 105 до 152 мм, скорость 41—64 км/ч, массу 36—48 т.
ТАНКОДРОМ (от танк и греч. dromos — бег, место для бега), участок местности, оборудованный для обучения вождению танков и др. боевых гусеничных машин.
Большая российская энциклопедия. Том 31. — Москва, 2016. — С. 653-654. Электронная версия
ТАНК (англ. tank), полностью бронированная гусеничная боевая машина высокой проходимости с мощной пушкой обычно во вращающейся башне, предназначенной в осн. для стрельбы прямой наводкой. Совр. Т. имеют массу 46–62 т, толщину лобовой брони 700–900 мм, скорость движения до 60–70 км/ч, высокий уровень автоматизации боевых процессов; несут разнообразное вооружение – 120–125-мм стабилизиров. пушку, 2–3 пулемёта, ПТРК и др. Для повышения живучести Т. на нём могут применяться противокумулятивные экраны, встроенная динамическая защита, комплекс оптико-электронного подавления, средства для преодоления водных преград, автоматич. система противопожарной защиты. Благодаря этому Т. способны успешно действовать на поле боя под огнём противника и уничтожать противостоящие им боевые средства и живую силу; являются эффективным средством прорыва обороны противника. Состоят на вооружении танковых войск многих государств.
Т. появились в ходе 1-й мировой войны. Однако низкий технич. уровень Т. того времени привёл к тому, что они, хотя и были выпущены до конца войны в достаточно большом количестве (всего ок. 10 тыс. шт.), не смогли оказать решающего влияния на общий её ход. Первые Т. созданы в 1916 в Великобритании и во Франции. Впервые брит. войска применили их на поле боя в операции на р. Сомма (сент. 1916), а французы – в сражении под Краоном (апр. 1917). В Германии первоначально недооценили значения Т., поэтому до конца войны там было выпущено всего ок. 100 машин. Россия, кроме эксперим. образцов, Т. собств. конструкции не имела. В Гражд. войну 1917–22 Т. иностр. произ-ва применялись белогвардейскими войсками (впервые в марте 1919 под Берёзовкой против 1-й Заднепровской дивизии Укр. фронта).
Зарождение отеч. танкостроения относится к нач. 1920-х гг. В предвоенный период создан многочисл. танковый парк (ок. 16 тыс. шт.), основу которого составляли лёгкие Т-26 и БТ (масса 10,5 и 13,8 т соответственно, скорость 30 и 50 км/ч, 45-мм пушка, толщина брони 15–22 мм). В качестве прототипов при их разработке использованы англ. «Виккерс» и амер. «Кристи». В дек. 1939 приняты на вооружение новые оригинальные Т. – средний Т-34 и тяжёлый КВ (КВ-1). К моменту нападения Германии на СССР выпущено 1229 танков Т-34 и 636 КВ-1. Т-34 (гл. конструктор – М. И. Кошкин) стал новым достижением в мировом танкостроении. Оригинальная форма броневой конструкции с большими углами наклона позднее была воспроизведена в др. Т. На Т-34 устанавливалась 76-мм пушка, поражавшая любой Т. того периода. Машина обладала высокими показателями подвижности благодаря мощному дизелю (подавляющее большинство зарубежных Т. имело бензиновые моторы), применению индивидуальной подвески и широких гусениц. Ценными качествами Т-34 были его конструктивная простота и приспособленность к массовому произ-ву. В дек. 1943 огневая мощь Т-34 усилена установкой 85-мм пушки, а лобовая броня корпуса и новой башни доведена до 90 мм. Т-34 впоследствии был признан лучшим средним Т. 2-й мировой войны. Выпуск КВ-1 (Ж. Я. Котин) летом 1942 прекратился, однако работа над созданием более совершенного тяжёлого Т. продолжена: с сер. 1944 началось произ-во ИС-2 и ряда других Т. с увеличенной толщиной брони и мощной пушкой. Лёгкие Т. в годы войны получили огранич. распространение (Т-60, Т-70).
Танки Т-III и Т-IV, с которыми Германия вступила в войну, оказались недостаточно эффективными, и её руководство вынуждено было осуществить перевооружение танкового парка в ходе войны новыми образцами: «Пантера», «Тигр» и «Тигр-II». Они обладали высокой боевой эффективностью, новизной и оригинальностью технич. решений, оснащались совершенными прицелами, а в конце войны – дальномерами и приборами ночного видения. Установленные на этих Т. пушки обеспечивали им преимущество в огневом противоборстве с большинством сов. Т., однако из-за сложности конструкции их выпуск не был налажен в достаточном количестве. В США и Великобритании за годы 2-й мировой войны не создано достаточно совершенных Т., но некоторые технич. решения оказались весьма прогрессивными. Всего в этот период в СССР произведено ок. 104 тыс. Т. и САУ, в Германии – 53,8 тыс., США – 102,5 тыс., Великобритании – 25,2 тыс.
Первым послевоенным сов. Т. стал Т-54 (1946, гл. конструктор – А. А. Морозов). За счёт более рациональной компоновки по сравнению с Т-34 при весьма незначит. увеличении массы (до 36 т) удалось установить 100-мм пушку и довести лобовую броню до 200 мм. Созданы и тяжёлые Т., напр. ИС-4 (Н. Л. Духов), но они не получили значит. распространения, т. к. средние Т. стали приближаться к тяжёлым по огневой мощи и защищённости, поэтому последующие Т. стали называться основными. На Т-54 применён автомат заряжания, который повысил скорострельность и позволил отказаться от заряжающего, что уменьшило размеры башни; дальномер обеспечил высокую точность стрельбы на дальности 2–2,5 км; многослойная броня обеспечила защищённость Т. от кумулятивных боеприпасов. В СССР Т. второго послевоенного поколения (Т-64, Т-72 и Т-80) послужили основой для создания Т-80У (1985; 46 т, газотурбинный двигатель, 70 км/ч, 3 чел.) и рос. Т-90 (1992; масса 46,5 т, дизель, скорость 60 км/ч, экипаж 3 чел.). По многим показателям они продолжают превосходить лучшие зарубежные аналоги – амер. «Абрамс», герм. «Леопард-2», брит. «Челленджер-2», франц. «Леклерк» и др. Т. нового поколения стал рос. Т-14 «Армата».
Библиография
Лит.: Карпенко А. В. Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905–1995). СПб., 1996; Шмелев И. П. История танка, 1916–1996. М., 1996; Шунков В. Н. Танки Второй мировой войны. Минск, 1997; Энциклопедия танков: Полная энциклопедия танков мира, 1915–2000 / Сост. Г. Л. Холявский. Минск, 2006; Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. М., 2008; Барятинский М. Б. Все танки СССР. М., 2013; Федосеев С. Л. Все танки Первой мировой. М., 2013.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Танк Т-34-85
Танк (англ. tank) — бронированная боевая машина, чаще всего на гусеничном ходу, как правило с пушечным и дополнительным пулемётным вооружением, обычно во вращающейся полноповоротной башне, предназначенной в основном для стрельбы прямой наводкой... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
Ссылка
- Бронетанковое вооружение и техника — Вооружение России. Том 2. — Вооружение России на рубеже веков. Издательский дом. «Оружие и технологии». Москва. 2011.
Б. Земляной, Ю. Чевокина. В мире занимательных фактов. — Алма-Ата, 1965. — С. 124 |
IV. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ ПИОНЕРЫ-ЛЮДИ И ПИОНЕРЫ-ВЕЩИ Впервые русский танк был спроектирован в 1911 году В. Д. Менделеевым, сыном великого русского ученого-химика Д. И. Менделеева. Однако практическому осуществлению этого проекта помешала вековая техническая отсталость царской России. Первый же советский танк был построен в сентябре 1920 года по заданию В. И. Ленина на Сормовском заводе группой инженеров, возглавляемой Н. И. Хрулевым и П. И. Салтановым. Это была шеститонная машина длиной в 5 метров с четырехцилиндровым мотором «АМО» в 30 лошадиных сил, вооруженная пушкой. Танк назывался «Борец за свободу — товарищ Ленин». |