ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Энциклопедический Словарь. Том 3. — Москва, 1953—1955. — С. 352—353


СУЭЦКИЙ КАНАЛ, судоходный канал в Египте, на Суэцком перешейке, соединяет Средиземное и Красное моря. Безшлюзовой; дл. между Порт-Саидом и Суэцом 161 км (с морскими подходами ок. 173 км) ширина по зеркалу воды до 150 м, по дну — до 60 м. Глубина по фарватеру 12—13 м. В 1953 через С. к. прошло в направлении с юга на север 67,9 млн. т грузов (главным образом нефти и нефтепродуктов), с севера на юг — 22,5 млн. т. Прорыт в 1859—69. Имеет большое международное значение. С. к. фактически принадлежит Англии, владеющей 44% акций Всеобщей компании С. к.

Суэцкий канал

СУЭЦКИЙ ПЕРЕШЕЕК, перешеек, соединяющий Азию и Африку. Составляет часть территории Египта. В 1859—69 через С. п. прорыт Суэцкий канал.

СУЭЦ, город в Египте, порт у юж. выхода Суэцкого канала, 107,2 т. ж. (1947). Нефтеперегонные, химич. з-ды.

 

 

 Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 1303


СУЭЦКИЙ КАНАЛ в АРЕ, проложен через Суэцкий перешеек, соединяет Красное м. у г. Суэц со Средиземным М. у г. Порт-Саид. Открыт в 1869, национализирован в 1956. В сер. 1967 в связи с агрессией Израиля против АРЕ судоходство был прервано; возобновлено 5 июня 1975. Дл. 161 км, гл. 12,5—13 м, шир. 120—150 м, без шлюзов. Перевозки: в 1976—150 млн. т, в 1966 — 244 млн. т (86% — нефтегрузы).

«СУЭЦА ФИНАНСОВАЯ ГРУППА», коалиция монополистич. капитала Франции. Сформировалась после национализации Суэцкого канала (1956) и получения компенсации в 0,4 млрд. фр. Сфера влияния: биржи, банки, страховые компании, металлургия, химич. и стекл. пром-сть. Контролируемые активы (нач. 70-х гг.) ок. 3—4 млрд. фр.

СУЭЦКИЙ ЗАЛИВ Красного м., между Синайским п-овом и берегом Африки. Дл. 325 км, шир. 15—46 км, глуб. до 80 м. Суэцким каналом соединяется с Средиземным м. Гл. порт — Суэц.

СУЭЦКИЙ ПЕРЕШЕЕК, низменная пустынная полоса шир. до 112 км на терр. АРЕ, соединяющая Африку и Азию. Пересечён Суэцким каналом.

СУЭЦКОГО ЗАЛИВА НЕФТЕГАЗОНОСНЫЙ БАССЕЙН,  на терр. АРЕ. 35 т. км2. Нефтегазоносные отложения неогена, палеогена, мела. Св. 20 нефт. м-ний (1975); гл. из них — Эль-Морган и Белаим-Уэст. Запасы нефти ок. 3 млрд. т.

 

 

Большая российская энциклопедия. Том 31. — Москва, 2016. — С. 482-483. Электронная версия


СУЭ́ЦКИЙ КАНА́Л, судоходный бесшлюзовой морской канал на северо-востоке Египта, соединяющий Средиземное и Красное моря. Зона С. к. считается условной географич. границей между Азией и Африкой. С. к. – кратчайший и важнейший водный путь между портами Атлантического и Индийского океанов. Длина канала ок. 161 км, ширина по зеркалу воды 120–318 м, по дну – 45–60 м. Глубина по фарватеру до 20 м. Среднее время, затрачиваемое на проход судов через канал, 11–14 ч. Гл. входные порты: Порт-Саид (с Порт-Фуадом) из Средиземного м. и Суэц (с Порт-Тауфиком) из Красного моря. Трасса С. к. проходит по Суэцкому перешейку в его наиболее пониженной и узкой части, пересекая ряд озёр, а также лагуну Манзала.

В Древнем Египте ок. 2-го тыс. до н. э. был сооружён канал, соединявший р. Нил и Красное м. (т. н. Канал фараонов); позднее он пришёл в запустение. Восстанавливался Птолемеем II (3 в. до н. э.) и в рим. эпоху (носил назв. «Река Траяна»). После завоевания Египта арабами в 642 н. э. вновь восстановлен, но в 776 его засыпали, чтобы направить торговлю через осн. районы Халифата. В 1854 франц. дипломат и предприниматель Ф. М. де Лессепс получил у егип. правителя Саида-паши концессию на строительство С. к. на льготных условиях. Авторами проекта были франц. и австр. инженеры (Л. Линан, А. Негрелли и др.). Строительство канала начато 25.4.1859, осн. работы на канале производились силами егип. феллахов. Для обеспечения канала был основан г. Исмаилия и прорыт соединяющий С. к. с Нилом одноим. канал. С. к. был открыт 17.11.1869. Большие расходы на строительство С. к. осложнили экономич. положение Египта и вынудили его в 1875 продать егип. долю акций англичанам. В 1880 егип. правительство оказалось вынужденным продать своё право на 15% прибылей от С. к. франц. банку. Египет был отстранён от управления С. к., которое перешло к англо-франц. «Всеобщей компании Суэцкого канала».

С 1882 С. к. стал гл. базой брит. войск на Ближнем Востоке. В 1888 в Константинополе была заключена междунар. конвенция об обеспечении свободы плавания по С. к., являющаяся осн. международно-правовым документом, регулирующим судоходство по С. к. Во время 1-й и 2-й мировых войн регулирование судоходства по С. к. осуществляли брит. власти. Согласно англо-египетскому договору 1936, брит. правительство обязалось ограничить срок оккупации С. к. 20 годами. После 2-й мировой войны движение за вывод брит. войск из долины Нила и зоны С. к. усилилось. 15.10.1951 егип. правительство денонсировало соглашение 1936, а 26.7.1956 «Всеобщая компания Суэцкого канала» была национализирована; при этом подчёркивалось соблюдение соглашения о свободе судоходства по С. к. в соответствии с Константинопольской конвенцией 1888. Судоходство по С. к. прерывалось в период Суэцкого кризиса (движение судов по каналу возобновилось 24.4.1957, после завершения работ по его очистке), «Шестидневной войны» 1967, когда канал превратился в линию фронта, разделяющую егип. и израильские войска, и в период воен. конфликта между Египтом и Израилем в 1973–75 (см. Арабо-израильские войны). 5.6.1975 С. к. вновь открыт для судоходства. В соответствии с египетско-израильским мирным договором 1979 зона С. к. объявлена демилитаризованной, в 2008 вступили в силу новые правила судоходства в С. к. Прибыль от эксплуатации С. к., наряду с добычей нефти и туризмом, является гл. источником дохода для Египта.

Для обеспечения двустороннего движения судов в 2014–15 (открыт 6.8.2015) построен Новый суэцкий канал (частичный дублёр С. к.) длиной 71,9 км.

 

 

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Суэ́цкий кана́л (араб. قناة السويس‎, Канат эс-Сувайс) — бесшлюзовый судоходный канал в Египте, соединяющий Средиземное и Красное моря. Зона канала считается условной границей между двумя материками, Африкой и Евразией. Кратчайший водный путь между Индийским океаном и акваторией Средиземного моря Атлантического океана: благодаря каналу больше не нужно огибать Африку и путь сократился на 8 тыс. км. Суэцкий канал был открыт для судоходства 17 ноября 1869 года. Главные порты: Порт-Саид и Суэц... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

 

Вернуться к началу

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024