Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. 1890—1907
Энциклопедiя (отъ греч. έγκυλιοςπαιδεία — кругъ познанiй) — такъ называлась у древнихъ совокупность тѣхъ знанiй, которыми долженъ овладеть свободный человѣкъ, вступая въ жизнь. Содержанiе ихъ въ древности и въ среднiе века составляли такъ наз. семь свободныхъ искуссвъ (artes liberales), т. е. грамматика, риторика, дiалектика въ первой части (trivium) и ариѲметика, геометрiя, музыка, астрономiя — во второй (quadrivium); прочiя знанiя считались практическими свѣдѣниями и въ область высокой науки не входили. Нынѣ названiе Э. носятъ изложенiя всей совокупности знанiй человѣческихъ въ какой-либо внутренней или внѣшней системѣ, или же обширныя и самостоятельныя части, выдѣленныя изъ этого необозримаго цѣлаго (Э. военная, медицинская, юридическая и т. п.). Потребность въ объединенiи всей массы научныхъ и практическихъ знанiй чувствовалась всегда и получала удовлетворенiе еще въ классической древности. Первый энциклопедическiй трудъ приписывается Спевзиппу, ученику Платона. У римлянъ сходныя попытки принадлежатъ Варрону, въ его погибшемъ трудѣ: «Rerum humanarum et divinarum autiquitates», и Плинiю, въ его «Historia naturalis». Настоящимъ основателемъ энциклопедической сводки наукъ въ среднiе века считается Марцiанъ Капелла, который въ своей стихотворной «Salira», вероятно,— опираясь на Варрона, объединилъ полные курсы всѣхъ семи искусствъ. Высоко цѣнило средневѣковье также «Origines» Исидора и извлеченныя оттуда 22 книги «De Universo» Рабана Мавра. Всѣхъ ихъ, однако, превзошелъ Викентiй изъ Бовэ (см.), изобразившiй совокупность средневѣвековых знанiй въ трехъ обширныхъ собранiях «Speculum naturale», «Speculum historiale» и «Speculum doctrinale», къ которымъ неизвѣстный авторъ вскорѣ присоединилъ составленное по тому же образцу и съ тѣемъ же желѣзнымъ прилежанiемъ «Specidum morale». Всѣмъ этимъ и имъ подобнымъ сборникамъ, не исключая «Opus majns» Роджера Бакона (1267), особенно многочисленнымъ въ позднее средневѣковье, совершенно чужда руководящая идея философскаго обобщенiя. Всѣ эти «Summae», «Specula» и т. п., предназначенныя по преимуществу для школьныхъ цѣлей, просто собираютъ подлежащiй матерiалъ, безъ всякой объединяющей мысли. Такiя же механическiя собранiя представляютъ собою позднѣйшiя «Cyclopedia» (1541) Рингельберга, «Encyclopedia, seu orbis disciplinarum turn sacrarum turn profanarum» Павла Скалиха (1559), который первый употребилъ терминъ Э., «Margarita philosophica» (1503) Рейша, «Idea methodicae et brevis encyclopediae, sive adumbratio universitatis» (1606) Мартини, «Scientiarum omnium encyclopedia VII tomis distincta» (1630) Альштеда, равно какъ многочисленныя позднѣйшiя компиляцiи. Перейти къ настоящему, философски обобщенному и логически систематизированному изложенiю единой науки въ ея цѣлокупности могъ лишь могучiй умъ истиннаго новатора, какимъ явился Баконъ Веруламскiй, въ своихъ «Instauratio magna, id est Novum organum» (1620) и «De dignitate et augmentis scientiarum» (1623); но на путь, имъ указанный, не вступилъ никто изъ его ближайшихъ преемниковъ. Многочисленныя Э. XVII и первой половины XVIII вв. были предназначены или для учебныхъ цѣлей, какъ, напр., «Pera librorum juvenilium» (1695) Вагензейля, «La science de l'homme de cour, d' épé e et de robe» (1752 г., 18 т.), или для справокъ спецiалистовъ; обширный матерiалъ въ удобной формѣ объединилъ Моргофъ въ «Polyhistor» (1688). Наконецъ, Зульцеръ, слѣдуя примѣру, данному въ «Primae lineae isagoges in eruditionem universalem» Геснера, попытался въ «Kurzer Begriff aller Wissenschaften» (1778) представить внутреннюю связь всѣхъ отдѣльныхъ отраслей знанiя. Его система нашла общее признанiе; ея держались въ своихъ Э. Аделунтъ («Kurzer Begriff menschlicher Fertigkeiten und Kenntnisse», 1778), Реймарусъ (1775), Бюшъ (1795), Клюгель (1788), Рейсъ (1783), Буле (1790). Подъ влiянiемъ философiи Канта новую Э. предложилъ Эшенбургъ въ «Lehrbuch der Wissenschaften» (1808). Его попытка нашла многочисленныхъ поклонниковъ, число которыхъ не уменьшилъ даже «Versuch einer systematischen Encyclopedie der Wissenschaften» (1796—1797, доп. 1803—1819), Круга, давшаго новый опытъ систематизацiи знанiй. Идеи Эшенбурга легли въ основанiе работъ Габеля, Рюфа, Штраса, предназначенныхъ для учащихся, тогда какъ «Philosophische Darstellung eines Systems aller Wissenschaften» (1806) Геффтера, «Organismus der menschlichen Wissenschaf t und Kunst» (1809) Бурдаха и «Encyclopedische Ansichten» Kpayca (1809) представляютъ собой болѣе самостоятельные труды. Матерiалы, собранные строгимъ систематикомъ-кантiанцемъ Э. Шмидтомъ въ «Allgemeine Encyclopedie und Methodologie der Wissenschaften» (1811), обработалъ Шаллеръ въ предназначенномъ для учебныхъ цѣлей курсѣ подъ тѣмъ же заглавiемъ (1812). Нѣкоторую оригинальность представляютъ «Einleitung zu einer Architectonik der Wissenschaften» (1818) Эше и «Allgemeine Wissenschaftslehre» (1825) Кронбурга. Чѣмъ далѣе идетъ спецiализацiя отдѣльныхъ отраслей знанiя, тѣмъ труднѣе становится отдѣльному уму даже при самой универсальной образованности охватить и представить ихъ въ видѣ объединеннаго цѣлаго, счастливо избѣгнувъ двухъ крайностей— философской абстрактности и механическаго нагроможденiя частностей. Еще въ половинѣ прошлаго века появились «Akademische Prop ä deutik» (1842) и «Hodegetik (1852) Киршнера и «Bibliographisches System der gesamten Wissenschaftskunde» (1852).
Въ наше время общей Э., какъ науки, нѣтъ; въ наукѣ существуютъ лишь частныя Э., а названiе общихъ Э. носятъ труды, объединяющiе всѣ возможныя научныя и практическiя свѣдѣнiя, по преимуществу для фактическихъ справокъ и расположенные въ наиболѣе удобной для того системѣ — алфавитной. Первоначально Э. этого рода обнимали свѣденiя по преимуществу историческiя и географическiя; родоначальникомъ ихъ считается «Lexicon» Свиды (см.). Длинный рядъ ихъ въ Европѣ открываютъ въ половинѣ XVII в. «Grand dictionnaire historique» Морери (Лiонъ, 1674; 20-ое изд. 1759, 10 т.) и отчасти имъ вызванный знаменитый «Dictionnaire historique et critique» Бейля (Роттердамъ, 1697, 2 т.; лучшее, 3-е изд. 1720 г., 4 т.; наиболѣе обширное изд. Beuchot, 1820—1824 г., 16 т.). Словарь Бейля (ср.), кромѣ текста, представляетъ множество примечанiй и поправокъ къ труду Морери, уснащенныхъ массой цитатъ, которыя занимаютъ въ десять разъ больше мѣста, чемъ текстъ, и содержатъ всевозможныя свѣдѣнiя по исторiи, географiи, литературѣ, филологiи и философiи, наравнѣ съ шутками довольно двусмысленными: этого требовалъ книгопродавецъ. Главное мѣсто занимаетъ критическая исторiя религiи, и это сдѣлало словарь Бейля одной изъ важнѣйшихъ книгъ для XVIII в.: отъ него отправлялась разрушительная критика «эпохи просвѣщенiя», которой часто оставалось только популяризовать то, что содержалось въ этомъ обширномъ «складѣ философской и богословской эрудицiи». Выраженiемъ той же потребности въ справочникѣ на порогѣ новаго вѣка явились въ Италiи «Bibloteca universale» (1701) Коронелли, въ Германiи — «Lexicon universale» (1677, 2 т. и доп. 1683, 2 т.) И. И. Гофмана. Обширнѣйшимъ предпрiятиемъ этого рода былъ затѣмъ такъ называемый — по имени издателя —«Цедлеровскiй лексиконъ» («Grosses vollst ändiges Universal-Lexicon aller Wissenschaften und Kü nste», 1732 — 54, 64 т. и 4 т. дополн.), подъ редакц. Людевига и др. Еще нѣсколько ранѣе въ практической Англiи былъ изданъ менѣе богатый содержаниемъ, чѣмъ Цедлеровскiй, но замѣчательный въ своемъ родѣ энциклопедическiй трудъ, уже вполнѣ принявшiй видъ лексикона и тѣмъ болѣе цѣнный, что представлялъ собою цѣльное произведенiе одного труженика: «Cyc l opedia or universal Dictionary of the Arts and Sciences» квакера Эфраима Чэмберса. Она имѣла громадный успѣхъ, несмотря на высокую цѣну (четыре гинеи), и въ теченiе восемнадцати лѣтъ выдержала четыре изданiя (1728, 1738,1741,1746; доп. 1753). Еще важнѣе для общеевропейскаго просвѣщенiя та роль, которая выпала на долю французской Э. Дидро
Стр. 879 |
Стр. 880 |
Стр. 881 |
Стр. 882 |
Ссылки
- Энциклопедия — свод знаний
- Энциклопедисты — французские просветители