ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
Краткий философский словарь. 1939
Краткий философский словарь. 1954
Философский словарь. 1987

 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — ОГИЗ. Государственное издательство политической литературы, 1939. — С. 260—262


Способ производства материальных благ — способ добывания средств к жизни (пищи, одежды, жилища, орудий производства и т. п.), необходимых для существования людей, для того, чтобы общество могло жить и развиваться. Одну сторону способа производства составляют производительные силы общества (см.). В них выражается отношение человека к предметам и силам природы, используемым для создания жизненно-необходимых материальных благ. Другая сторона — это производственные отношения людей (см.), отношения между людьми в процессе материального производства, отношения, которые отвечают на вопрос: в чьем владении находятся средства производства. Каждый исторически определенный способ производства (первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный и т. д.) есть единство производительных сил и соответствующих им производственных отношений. Способ производства лежит в основе и определяет характер общественного строя людей. Каждый новый способ производства означает новую, высшую ступень в истории человечества. «Это означает, что история развития общества есть, прежде всего, история развития производства, история способов производства, сменяющих друг друга на протяжении веков, история развития производительных сил и производственных отношений людей» (Краткий курс истории ВКП(б).

 

 

Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. — Изд. 4. Государственное издательство политической литературы, 1954. — С. 563—564


СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА МАТЕРИАЛЬНЫХ БЛАГ — способ добывания средств к жизни (пищи, одежды, жилища, орудий производства и т. п.), необходимых для существования людей, для того чтобы общество могло жить и развиваться. Способ производства составляет основу общественного строя и определяет характер этого строя. Каков способ производства, таково и само общество. Каждый новый, высшей способ производства означает новую, высшую ступень в истории человечества.

Со времени возникновения человеческого общества существовали и сменили друг друга ряд способов производства: первобытно-общинный строй (см.), рабовладельческой строй (см.), феодализм (см.) и капиталистический строй (см.). В современную историческую эпоху на смену отжившего свой век капиталистического способа производства приходит новый, социалистический способ производства, который уже победил в СССР (см. Социалистический строй).

Способ производства имеет две стороны. Одну сторону способа производства составляют производительные силы (см.) общества. В них выражается отношение человека к предметам и силам природы, используемым для создания жизненно необходимых материальных благ. Другую сторону способа производства составляют производственные отношения (см.), отношения между людьми в процессе общественного матери ального производства. Состояние этих отношений дает ответ на вопрос, в чьём владении находятся средства производства распоряжении всего общества или в распоряжении отдельных лиц, групп, классов, которые использует их для эксплуатации других лиц, групп, классов. Марксизм подверг резкой критике представления о том, что способ производства сводится к одним производительных силам, что последние могут якобы существовать без производственных отношений. Такова, например, богдановско-бухаринская концепция, сводящая способ производства к производительным силам, к технологии, а законы развития общества — к «организации» производительных сил.

На деле в способе производства неразрывно связаны две его стороны, не существующие одна без другой. Каждый исторически определенный способ производства есть единство производительных сил и производственных отношений. Но это единство диалектично. Возникая на базе производительных сил, производственные отношения оказывают огромное воздействие на развитие самих производительных сил. Они или тормозят их развитие или способствует ему. В ходе развития способа производства производственные отношения закономерно отстают от производительных сил, являющихся наиболее подвижным элементом производства. В силу этого на известной ступни развития производства возникает противоречие между двумя его сторонами. Устаревшие производственные отношения начинают тормозить дальнейшее развитие производительных сил. Противоречие между новым уровнем производительных сил и старыми производственными отношениями может быть преодолено лишь путём замены старых производственных отношений новыми, соответствующими новым производительных силам. Новые производственные отношения являются той главной и решающей силой, которая определяет дальнейшее мощное развитие производительных сил.

Противоречие, конфликт между производительными силами и производственными отношениями в рамках единого способа производства составляет самую глубокую основу социальных революций в антагонистических формациях. При социализме противоречие между двумя сторонами способа производства не превращается в противоположность, не доходит до конфликта. Социалистическое государство и Коммунистическая партия, исходя из объективных экономических законов развития, имеют возможность своевременно преодолевать нарастающие противоречия между старыми производственными отношениями и новыми производительными силами путём приведения производственных отношений в соответствие с новым характером и уровнем производительных сил. (См. также Закон обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил.)

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Изд. 5. Москва. Издательство политической литературы, 1987. — С. 453—454


СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА — понятие, характеризующее конкретный вид производства необходимых для жизни людей средств (пищи, одежды, жилища, орудий производства), осуществляемого в формах исторически определенных общественных отношений. С. п.— одна из важнейших категорий исторического материализма, поскольку характеризует осн. сферу общественной жизни — сферу материально-производственной деятельности людей, определяет социальный, политический и духовный процессы жизни об-ва, его функционирование и развитие. История общественного развития — это прежде всего история развития и смены С. п., чем и определяется изменение всех др. структурных элементов об-ва, С. п. является единством двух неразрывно связанных сторон; производительных сил и производственных отношений. Развитие производства начинается с развития его определяющей стороны — производительных сил, к-рые на определенном уровне вступают в противоречие с производственными отношениями, в рамках к-рых они до сих пор развивались. Обострившееся до состояния конфликта, это противоречие становится экономической основой социальной революции, к-рая приводит к закономерному изменению производственных отношений. Замена же производственных отношений, т. е. старого экономического базиса новым, приводит более или менее быстро к смене возвышавшейся над ним надстройки, к изменению всего об-ва. Т. обр., смена С. п. происходит не по произволу людей, а в силу действия закона соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Эта смена придает развитию всего об-ва характер естественноисторического процесса смены общественно-экономических формаций. Исторические этапы развития и смены С. п. отражаются понятиями; первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический С. п. К. Маркс упоминает также азиатский С. п., основой к-рого являются земледельческие общины, эксплуатируемые возвышающимся над ними деспотическим государством. Слабое разделение труда и самообеспечиваемость общин, неразвитая торговля, жестокий режим восточного деспотизма делают этот С. п. чрезвычайно застойным. Хотя структуры, характерные для азиатского С. п. реально существовали, среди историков нет единства мнений по вопросу о том, был ли этот С. п. самостоятельным, или он является модификацией одного из докапиталистических С. п. Каждое из перечисленных понятий, характеризующих тот или иной С. п., нуждается в дальнейшей конкретизации, чтобы отразить историческое своеобразие различных вариантов одного и того же С. п. (напр., античное или восточное рабство, прусский или американский путь развития капитализма в сельском хозяйстве, особенности социализма в разных странах, своеобразие некапиталистического развития отдельных стран и т. д.). При социализме противоречия, возникающие между производительными силами и производственными отношениями, имеют неантагонистических характер, они не доходят до конфликта, ибо общественная собственность на средства производства обусловливает заинтересованность всего об-ва в изменении производственных отношений, когда они перестают соответствовать достигнутому новому уровню производства. Опираясь на познание объективных законов, коммунистическая партия и государство имеют возможность своевременно улавливать возникающие противоречия и разрабатывать конкретные мероприятия для их сознательного преодоления в интересах дальнейшего развития социалистического производства. На ХХVII съезде КПСС указывалось на неcостоятельность представлений, согласно к-рым в условиях социализма соответствие производственных отношений характеру производительных сил обеспечивается как бы автоматически. В действительности же для того, чтобы социалистические производственные отношения открывали простор развитию производительных сил, они должны постоянно совершенствовать ся. Поэтому устаревшие методы хозяйствования следует вовремя заменять новыми. Высшим критерием совершенствования системы социалистических производственных отношений должно быть ускорение социально-экономического развития.

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024