Энциклопедический Словарь. Том 2. — Москва, 1953—1955. — С. 284—288
IX. Народное хозяйство.
Общая характеристика. За годы Советской власти нар. х-во СССР достигло огромных успехов. Осуществлены социалистическая индустриализация страны и коллективизация с. х-ва. СССР превратился в мощную индустриально-колхозную державу. Если в 1913 на долю пром-сти (в совокупной продукции пром-сти и с. х-ва) приходилось 42,1%, то уже к началу 3-й пятилетки (1938) пром-сть дала 3/4 продукции нар. х-ва. Несмотря на громадный ущерб (679 млрд. р.), нанесённый немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны 1941—45, СССР сумел уже к 1948 не только восстановить, но существенно реконструировать все отрасли нар. х-ва. В 1953 валовая продукция крупной пром-сти превысила уровень 1913 в 30 раз (в сопоставимых ценах), а со времени, когда Коммунистическая партия взяла курс на индустриализацию страны (1924/25), пром. продукция СССР выросла в 29 раз (1953). За это же время доля производства средств произ-ва возросла в 2 раза и составила в 1953 более 2/3 продукции всей пром-сти СССР. Валовая продукция всей пром-сти в 1953 превысила уровень 1940 более чем в 2,5 раза. За годы Советской власти многие отрасли пром-сти были созданы заново (авто и тракторостроение, химич. пром-сть и др.) или технически полностью реконструированы. Возникли новые индустриальные центры на Урале, в Поволжье, Сибири, на Дальнем Востоке, в Казахстане, в республиках Средней Азии и Закавказья. Важнейшие отрасли пром-сти: металлургия, угольная, нефтяная, энергетическая, машиностроение, химическая, лесная, лёгкая и пищевая.
В с. х-ве основными отраслями являются: произ-во зерновых (особенно пшеницы), сах. свёклы, картофеля, хлопка, льна, овощеводство, животноводство, шелководство. В годы довоен. пятилеток была коренным образом преобразована материально-технич. база пром-сти и с. х-ва. В результате широкого внедрения новой техники, механизации труда производительность труда в пром-сти возросла к 1938 по сравнению с 1913 более чем в 3,5 раза, а с 1940 по 1953 — на 71%.
В результате победы социалистической системы х-ва, индустриализации страны и коллективизации с. х-ва ликвидировано деление областей на пром. и аграрные, производящие и потребляющие. Развитая тяжёлая пром-сть имеется во всех экономия, р-нах страны.
Промышленность. Пром-сти принадлежит ведущая роль в развитии социалистического произ-ва. Особенно быстрыми темпами развиваются металлургия, машиностроение, топливная пром-сть, энергетика и др. отрасли тяжёлой индустрии. В 1952 произ-во средств произ-ва превышало уровень 1913 в 47 раз, а за 28 лет, прошедшие со времени XIV съезда партии (1925), возросло примерно в 55 раз. За этот же период выплавка стали увеличилась в 21 раз, добыча угля — в 49 раз, а произ-во электроэнергии — в 45 раз. Ещё болеё высокими темпами развивалось машиностроение. Удельный вес тяжёлой пром-сти в общем объёме пром. произ-ва поднялся с 1/3 в 1924/25 до 2/3 в 1953, при одновременном росте продукции легкой и пищ. пром-сти. С 1940 по 1954 продукция тяжёлой пром-сти расширилась по объёму в 3,4 раза, а вся пром. продукция — в 2,8 раза. В 1953 пром-сть дала 38 млн. т стали, 320 млн. т угля, 52 млн. т нефти, 16 млн. т цемента. Только за 1952 в СССР было произведено электроэнергии, чёрных металлов, угля, нефтепродуктов, цемента значительно больше, чем за все годы 1-й пятилетки (1929—32); а произ-во машин и оборудования превысило общие размеры произ-ва этих видов продукции за годы первых двух пятилеток, вместо взятых. По уровню электрификации пром-сти СССР уже в конце 2-й пятилетки стоял на 1-м месте в мире. В 1952 уровень электровооружённости труда в пром-сти возрос в 1,8 раза по сравнению с 1940.
Большие сдвиги произошли в размещении пром-сти. Наряду с развитием старых пром. р-нов (Центр, Северо-Запад, Юг, Урал и р-н Баку), ещё более высокими темпами идёт развитие вост. р-нов СССР. Удельный вес вост. р-нов в пром-сти неуклонно повышается. В 1953 в вост. р-нах было произведено ок. 1/3 всей пром. продукции СССР. Возникли новые крупные пром. центры (Магнитогорск, Сталинск, Караганда, Барнаул, Комсомольск-на-Амуре и др.). Огромных успехов в индустриальном развитии добились ранее отсталые нац. республики. За годы Советской власти в них почти заново была создана крупная пром-сть, насчитывающая теперь сотни предприятий, среди к-рых многие имеют союзное значение.
Угольная пром-сть к началу 1941 давала стране почти в 6 раз больше угля, чем в 1913, а в 1953 угля было добыто в 2 раза больше, чем в 1940. Наряду с ростом добычи угля в Донбассе возникли такие крупные центры угледобычи, как Кузбасс, Караганда, Подмосковный и Печорский угольные бассейны. Увеличилась угледобыча в Закавказье, Средней Азии, Вост. Сибири и особенно на Дальнем Востоке. Добыча угля открытым способом из угольных разрезов возросла к 1953 против 1940 почти в 6 раз. В угольной пром-сти проведена большая работа по механизации трудоёмких операций в шахтах. Уже в 1940 механизация выемки составила 94,8%, доставки — 90,4%, откатки — 58,4%, В итоге выполнения 4-й пятилетки (1946—50) механизация этих процессов, а также погрузки в ж.-д. вагоны была завершена. В послевоенные годы угольная пром-сть получила новейшую технику, в т. ч. угольные комбайны, погрузочные и др. машины, позволяющие осуществить комплексную механизацию. Число врубовых машин увеличилось в 1951 по сравнению с 1940 на 20%, конвейеров — на 140%, электровозов — почти в 4 раза, погрузочных машин для проходки выработок — в 70 раз. В 5-й пятилетке добыча угля должна увеличиться более чем на 40%, а добыча углей для коксования — не менее чем на 50%. Объём перевозки угля электровозной тягой увеличится более чем в 10 раз.
Энергетика и топливная промышленность. За годы социалистического строительства быстрыми темпами развивалась электрификация страны. В 1913 мощность всех электростанций России немногим превышала 1 млн. квт, а произ-во электроэнергии составляло ок. 2 млрд. квт-ч. В 1920 был принят план ГОЭЛРО, к-рый к 1932 был выполнен. В 1940 мощность всех электростанций Советского Союза в 10 раз превышала мощность Электростанций в 1913, а произ-во электроэнергии соответственно возросло в 25 раз. В 1953 было выработано 133 млрд. квт-ч, т. е. в 2,8 раза больше, чем в 1940. Построены крупные электростанции — Шатурская, Зуевская, Штеровская, Горьковская, Дубровская, Сталиногорская, Средне-Уральская, Кемеровская, Новосибирская и др. Существенно возрос удельный вес гидроэлектростанций. Построены Днепровская, Волховская, Иваньковская, Щербаковская, Верхне-Свирская, Усть-Каменогорская, Фархадская, Цимлянская, Мингечаурская, Гюмушская, Маткожненская и др. ГЭС. В годы 5-й пятилетки (1951—55) сооружаются гигантские гидростанции на Волге (Куйбышевская, Сталинградская, Чебоксарская и др.), на Днепре (Каховская), на Ангаре и др. В 1950 СССР занимал по выработке электроэнергии 1-е место в Европе и 2-е — в мире.
Нефтяная пром-сть ранее других отраслей пром-сти подверглась технич. реконструкции. Добыча нефти уже в 1940 достигла 31 млн. т, превысив почти в 4 раза уровень 1913; в 1953 добыча превзошла довоен. уровень на 70%. Рост добычи нефти происходит как за счёт развития старых р-нов (Баку, Грозный, Майкоп, Эмба и др.), так и за счёт новых р-нов (Поволжье, Урал, Ср. Азия, Север, Зап. Украина и Дальний Восток). Особенно быстрыми темпами развивается нефтедобыча в Волго-Уральском нефтяном р-не (Второе Баку). В начале 5-й пятилетки удельный вес вост. р-нов в общей нефтедобыче возрос почти до 50%, вместо 12% в довоенном 1940. Нефтеперерабат. пром-сть сосредоточена в старых р-нах (Баку и Грозный) и в новых, центрах — Сталинграде, Куйбышеве, Орске, Гурьеве, Хабаровске, Саратове, Уфе, Москве и др. Мощность заводов по переработке нефти в 5-й пятилетке увеличится примерно в 2 раза. Сооружены крупные нефтепроводы; Баку—Батуми, Грозный—Туапсе, Гурьев—Орск и др.
В послевоенные годы большое развитие получило произ-во газа для нужд пром-сти и населения. Построены газопроводы Саратов—Москва, Дашава—Киев, Кохтла-Ярве—Ленинград.
Металлургия. За годы социалистического строительства реконструированы старые заводы и созданы новые крупнейшие в мире металлургия. комбинаты, Осн. центры чёрной металлургии: на . востоке СССР — Магнитогорск, Сталинск, Нижний Тагил, Челябинск; на юге СССР — Макеевка, Сталино, Запорожье, Днепропетровск, Днепродзержинск, Жданов, Рустави; в центре СССР — Электросталь, Тула. Накануне Великой Отечественной войны чёрная металлургия давала чугуна в 3,6 раза, стали в 4,4 раза и проката в 3,7 раза больше, чем в 1913. В 5-й пятилетке произ-во чёрных металлов увеличивается более чем на 60%. В 1953 было произведено в 2 раза больше стали, чем в 1940. Значительно увеличилось произ-во меди, свинца, алюминия, цинка, никеля, олова и др. цветных металлов. Основные предприятия цветной металлургии сосредоточены на Урале, в Казахстане, на Дальнем Востоке и Кавказе.
Химическая промышленность создана за годы Советской власти и приобретает Всё большее значение в связи с комплексным использованием сырья, а также в связи с ростом потребления химич. удобрений в с. х-ве. Созданы крупные предприятия фосфатной (Воскресенский, Актюбинский, Невский и др. химкомбинаты), калийной (Соликамский и Березниковский калийные комбинаты), азотной (Березниковский, Чёрнореченский, Сталиногорский и др. химкомбинаты), химико-фармацевтической (Москва, Ленинград, Киев, Казань и др.), анилино-красочной и др. отраслей пром-сти. В 5-й пятилетке обеспечиваются высокие темпы роста произ-ва минеральных удобрений, соды, синтетич. каучука и красителей для лёгкой пром-сти.
Машиностроение в дореволюц. России было развито крайне слабо. Такие отрасли, как автостроение, тракторостроение, комбайностроение, авиастроение, станкостроение, тяжёлое машиностроение и другие, созданы в годы социалистического строительства. Удельный вес машиностроения в продукции пром-сти составлял 27% в 1938 и 39% в 1950, Отечественное машиностроение снабжает все отрасли х-ва разнообразнейшими машинами и агрегатами в большом количестве. В 1953 было произведено машин и оборудования в 3,8 раза больше, чем в 1940. В послевоенный период советское машиностроение ежегодно создаёт и осваивает произ-во 600—700 новых видов высокопроизводит. машин. За годы Советской власти созданы крупные центры машиностроения: в Москве (автостроение, станкостроение, электромашиностроение и др.), Ленинграде (электромашиностроение, тяжёлое машиностроение, судостроение, приборостроение и др.), Горьком (автостроение, станкостроение и др.), Краматорске и Свердловске (тяжёлое машиностроение и др.), Сталинграде, Харькове, Челябинске (тракторостроение, транспортное машиностроение и др.), Нижнем Тагиле (вагоностроение), Ворошиловграде, Коломне, Улан-Удэ (паровозостроение), Ростове-на-Дону, Запорожье, Ташкенте (с.-х. машиностроение), Баку, Куйбышеве, Киеве, Минске, Омске, Новосибирске, Ярославле, Риге и мн. др.
Лесная и лесообрабатывающая промышленность. По площади лесов СССР занимает первое место в мире (более 700 млн. га). Лесные запасы достигают 40 млрд. м3, а ежегодный прирост древесины составляет 700—800 млн. м3. Фактические же заготовки не превышают 350—400 млн. м3. Осн. р-ны лесной и лесообр. пром-сти сосредоточены на С. и С.-З. Европ. территории СССР, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке, причём па долю Азиатской части СССР приходится более 1/4 союзных заготовок. Объём лесозаготовок возрос с 60 млн. м3 в 1913 до 233 млн. м3 в 1940. В 1913 более половины (55%) всех заготовок леса приходилось на дровяную древесину, а удельный вес деловой древесины был невелик, в 1951 доля последней составила 73%. В 1950 вывозка деловой древесины превысила довоенный уровень на 36%, Лесная пром-сть оснащена совр. техникой. В 1951 по предприятиям Министерства лесной и бум. пром-сти СССР механизация заготовок составила 55,7% (против 0,07% в 1940), а подвозки к сплаву или к ж.-д. транспорту — 62,3% (против 32,4% в 1940). Большое внимание уделяется развитию комплексной механизации лесозаготовительных работ.
В директивах XIX съезда партии (1952) поставлена задача перебазировать лесозаготовки в многолесные р-ны Севера, Урала, Зап. Сибири и Карело-Финской ССР.
Предприятия лесопил. пром-сти размещены гл. обр. в крупных лесозаготовительных р-нах: на европ. Севере, в Карело-Финской ССР, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке. Произ-во пиломатериалов возросло с 1913 по 1940 в 3 раза, а с 1940 по 1951 ещё на 20%. Крупнейшие предприятия деревообр. пром-сти имеются в Москве, Ленинграде, Горьком, Ростове-на-Дону, Нижнем Тагиле, Саратове, Сталинграде и мн. др. городах. К осн. предприятиям бум. пром-сти относятся Балахнинский, Вишерский, Камский, Сегежский целлюлозно-бум. комбинаты и др. предприятия. Произ-во бумаги с 1940 по 1950 возросло на 47%.
Лёгкая и пищевая промышленность развита сравнительно равномерно по всей стране. До Великой Октябрьской социалистической революции большинство предприятий лёгкой и пищ. пром-сти было полукустарного и кустарного типа. За годы социалистического строительства достигнуты большие успехи в развитии лёгкой пром-сти и размещении её. Построено значит, количество новых предприятий, близко расположенных к местным ресурсам (в Поволжье, Зап. Сибири, на Украине, в Белоруссии, Закавказье и республиках Средней Азии).
Крупные хл.-бум. предприятия введены в строй в Ташкенте, Барнауле, Ашхабаде, Ленинакане, Баку; шелкомотальные предприятия — в Самарканде, Бухаре, Маргелане, Оше, Ленинабаде, Сталинабаде, Ашхабаде; обувные ф-ки — в Новосибирске, Тбилиси и др. городах. Несмотря на быстрое развитие лёгкой пром-сти в новых р-нах, до Великой Отечественной войны ведущая роль в ряде отраслей принадлежала Центру (Московская, Ивановская, Калининская области) и Северо-Западу (Ленинградская обл.). Наиболее быстро развивалось произ-во хл.-бум. тканей, к-рое в 1953 превысило уровень 1913 более чем в 2,5 раза и составило 5 млрд. 565 млн. м. В 1953 произведено более 200 млн. м шерстяных тканей и более 400 млн. м шёлковых тканей. Развитие лёгкой пром-сти в СССР шло также и за счёт новых отраслей произ-ва (произ-во искусств, шёлка и др.). В СССР имеется св. 400 швейных фабрик.
За годы Советской власти создана мощная пищ. пром-сть. Продукция пищ. пром-сти уже накануне Великой Отечественной войны более чем в 4 раза превышала уровень 1913 (13,1 млрд. р. против 2,9 млрд. р.). Особенно быстрыми темпами развивается пищ. пром-сть в годы послевоен. пятилеток. В 1953 было произведено сахара почти в 3 раза больше, чем в 1913, а кондитерских изделий — в 20 раз; заметно возросло произ-во животного масла, консервов, мяса, колбасных изделий и т. д. Созданы новые отрасли — маргариновая, витаминная, пром-сть пищ. концентратов и др. Крупные предприятия пищ. пром-сти сосредоточены в Москве, Ленинграде, Улан-Удэ, Кишинёве, Семипалатинске, Орске, Виннице, Джамбуле и др. городах. За годы 4-й пятилетки (1946—50) было введено в действие 800 восстановленных и вновь построенных предприятий пищ. пром-сти. Предприятия пищ. пром-сти механизированы и оснащены большим количеством автоматов и полуавтоматов. Правительство СССР и Центральный Комитет Коммунистической партии в 1953 поставили задачу в течение ближайших 2—3 лет резко повысить обеспеченность населения товарами народного потребления. Особенно большой рост намечен по произ-ву тканей, обуви, пищ. продуктов и предметов домашнего обихода.
Рыболовство и промысел морского зверя. Рыболовство сосредоточено в основном на севере и востоке страны. Улов рыбы в 1953 вырос против 1940 на 71,8%. Мощность рыболовецкого флота в 1952 превзошла довоенный уровень в 3,2 раза. Осн. р-ны лова сельдей, лососёвых и крабов сосредоточены на Дальнем Востоке (Камчатка, Сахалин, Курильские о-ва, юг Приморья, охотское побережье). На долю Дальнего Востока приходится примерно 30% всего улова рыбы. На Каспии, в Чёрном и Азовском морях вылавливают кильку, хамсу, крупночастиковые породы и др.; в Балтийском м. — сельдь. Гл. районы лова тресковых — на севере (Баренцевом.). В Сев. Атлантике улов сельди составлял в 1947 всего 9 т. ц, а в 1953 превысил миллион центнеров. Крупными центрами рыбопереработки являются Мурманск, Архангельск, Рига, Астрахань, ряд портов на Чёрном и Азовском морях и др. Промысел морского зверя сосредоточен в Белом м. (гренландский тюлень) и на северо-востоке страны. В послевоен. годы всё большее значение приобретает китобойный промысел в водах Антарктики и в сев. части Тихого ок.
Сельское хозяйство. В результате социалистической реконструкции с. х-ва вместо старого строя в деревне с 25 млн. частнособственнических х-в создан новый строй самого крупного в мире социалистического х-ва. В 1954 в стране насчитывалось 93 т. колхозов, 9 т. МТС и других специализированных станций, ок. 5 т. совхозов. С. х-во СССР — самое высокомеханизированное в мире. В 1954 в с. х-ве было 1260 т. тракторов (в 15-сильном исчислении), 326 т. зерновых комбайнов, 370 т. грузовых автомобилей. Мощность сельских электростанций в начале 1954 в 5 раз превышала уровень 1940. Потребление электроэнергии в с. х-ве возросло за этот период почти в 4 раза. Количество электрифицированных колхозов увеличилось в 5 раз. В 1954 МТС выполнили в колхозах 82% всех основных полевых работ. Почти полностью механизированы, пахота, сев хлопчатника, сах. свёклы, на 88% механизирован сев яровых зерновых культур и на 95% озимых. Убрано комбайнами 82% площади всех зерновых культур. Ок. 80% посевов сах. свёклы убрано свеклокомбайнами и тракторными свеклоподъёмниками (1953). В совхозах основные с.-х. работы механизированы почти полностью. Производительность труда в колхозах и совхозах превышает производительность труда в дореволюц. с. х-ве примерно в 3 раза. Значительно изменилась структура посевных площадей. В отличие от одностороннего зернового направления в дореволюц. период, полеводство в СССР стало многоотраслевым; увеличились площади технич. культур, овощей, картофеля, кормовых.
Полеводство — основная и главнейшая отрасль с. х-ва. Первое место в полеводстве занимают зерновые культуры (пшеница, рожь, ячмень, овёс, гречиха, просо, кукуруза). Товарная продукция возросла с 21,3 млн. т зерна в 1913 до 38,3 млн. т в 1940 и до 40,4 млн. т в 1952/53. Среднегодовая урожайность зерновых повысилась с 7,3 ц с 1 ее в 1910—14 до 11,5 ц с 1 га в 1937, а в 1949 и 1950 урожайность зерновых культур была на 13% выше, чем в 1940. Возросли урожайность и валовой сбор пшеницы, являющейся наиболее ценной зерновой культурой. Площадь под пшеницей по сравнению с 1940 возросла с 40 300 т. га до 49 300 т. га в 1954, а удельный вес пшеницы в зерновых посевах увеличился за это время с 36,4% до 44%. По объёму произ-ва пшеницы СССР занимает 1-е место в мире. Январский пленум ЦК КПСС постановил к 1960 увеличить валовой сбор зерна до 10 млрд. пудов. Посевные площади на целинных и залежных землях в 1956 увеличиваются до 28—30 млн. га. Посевные площади кукурузы к 1960 будут доведены до 28 млн. га. Товарная продукция с. х-ва в 1952/53 составила по картофелю 12,5 млн. т, т. е. была в 4 раза выше уровня 1926/27. В 1952 было заготовлено хлопка-сырца в 1,7 раза и сах. свёклы почти на 30% больше, чем в 1940. Большое значение имеют также такие технич. культуры, как подсолнечник, лён, конопля, табак, кориандр. В юж. и вост. р-нах страны выращивается рис; на Ю. Европ. части СССР культивируются чай, цитрусовые. Осн. зерновые массивы размещены на Украине, Сев. Кавказе, в Поволжье, Зап. и Вост. Сибири, на юге Урала, севере Казахстана и в р-не центральных чернозёмных областей. В постановлениях ЦК Коммунистической партии и Советского правительства намечены и осуществляются мероприятия по дальнейшему увеличению произ-ва зерна за счёт повышения урожайности и освоения целинных и залежных земель. Осн. районами произ-ва овощей в СССР являются: Украина, Сев. Кавказ и Центрально-Чернозёмный р-н. Созданы овоще-картофельные и животноводческие базы вокруг крупных городов и пром. центров. За послевоен. годы овощи стали выращиваться почти во всех р-нах, в т. ч. и на Крайнем Севере.
Животноводство распространено по всей территории СССР. На 1 окт. 1954 в СССР было: 64,9 млн. голов кр. рог. скота, в т. ч. 27,5 млн. голов коров; 51 млн. голов свиней, а также 135,8 млн. голов овец и коз и 16,2 млн. голов лошадей (на 1 окт. 1953). С 1926/27 по 1952/53 товарная продукция по мясу возросла с 2,4 млн. т до 5 млн. т, по молоку — с 4,3 млн. т до 13,2 млн. т. Январский пленум ЦК КПСС наметил увеличить валовую продукцию животноводства к концу 1960 в 2—2 с лишним раза (по сравнению с 1954): мяса, сала и молока в 2 раза, яиц в 2,2 раза и шерсти в 1,8 раза. В СССР развиваются садоводство и виноградарство. В 1937 общая площадь плодовых насаждений составляла 1,5 млн. га против 0,8 млн. га в 1913. В послевоенные годы (1952) заложено ок. 300 т. га садов и ягодников. За 5-ю пятилетку намечалось увеличить площади садов и ягодников в колхозах примерно на 70%, виноградников — на 50%, чайных плантаций — на 60% и цитрусовых культур — в 4,5 раза.
В решениях ЦК Коммунистической партии и Советского правительства перед с. х-вом поставлена задача: в ближайшие годы на основе развития тяжёлой пром-сти удовлетворить растущие потребности населения в продовольствии и обеспечить сырьём лёгкую и пищ. пром-сть, повысить урожайность зерновых, технических и масличных культур, увеличить посевные площади. Особое внимание уделяется развитию животноводства, овощеводства и картофелеводства, а также развитию технич. культур, садоводства и виноградарства.
Транспорт. В СССР, с его громадной территорией, высокоразвитой пром-стью и с. х-вом, роль всех видов транспорта исключительно велика. Решающая роль по грузообороту принадлежит ж.-д. транспорту: он более чем в 10 раз превышает грузооборот речного и морского и более чем в 20 раз грузооборот автомобильного транспорта. Основные фонды транспорта в СССР возросли в 1953 по сравнению с 1913 в 7,7 раза. Грузооборот всех видов транспорта за период с 1913 по 1953 вырос более чем в 8 раз, при этом грузооборот ж. д. увеличился в 12 раз. На долю ж. д. приходится ок. 85% всего грузооборота страны. По размерам пассажирского движения СССР давно уже вышел на 1-е место в мире. В 1952 ж. д. перевезли ок. 1,5-млрд. ч. В годы пятилеток построены магистрали: Турксиб, Москва—Донбасс, Челябинск—Гурьев, Карагандинская ж. д., ряд линий на севере, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. В послевоен. годы построены ж. д. Моинты—Чу, Комсомольск—Советская Гавань, Чарджоу—Кунград. В 5-й пятилетке завершается строительство Южно-Сибирской магистрали и начинается строительство ж. д. Гурьев—Астрахань, Агрыз—Пронино—Сургут, Красноярск—Енисейск и др. Проводятся большие работы по электрификации ж. д. По протяжённости линий, переведённых, на электротягу, СССР занимает 1-е место в мире.
Грузооборот речного транспорта в 1940 составил 36 млрд. т/км. К концу 4-й пятилетки этот уровень был превышен на 26%. Крупные речные порты: Москва, Горький, Казань, Куйбышев, Саратов, Сталинград, Астрахань, Ростов-на-Дону, Киев, Новосибирск, Красноярск, Хабаровск и др. Развитию речного транспорта в СССР благоприятствовало строительство на реках плотин, шлюзов и каналов. Особенно большое значение имело строительство Днепрогэса имени В. И. Ленина, Беломорско-Балтийского канала Имени И. В. Сталина, канала имени Москвы. В 1952 вступил в строй Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина, к-рый дал возможность осуществлять речные перевозки из Белого и Балтийского в Азовское и Чёрное моря.
Морской транспорт играет большую роль как во внутренних,так и во внешних связях СССР. Особенно велика его роль для сев. и вост. р-нов, где этот вид транспорта является важнейшим. За годы социалистического строительства морской транспорт подвергся существенной реконструкции. Проложена новая трасса в Арктике — Северный морской путь. Построено большое количество новых судов с более высокой технич. оснащённостью, реконструированы и построены новые порты и причалы. Грузооборот морского транспорта в 1950 увеличился по сравнению с 1940 на 65%. В СССР крупными морскими портами являются: Ленинград, Мурманск, Архангельск, Рига, Лиепая, Калининград, Одесса, Николаев, Новороссийск, Батуми, Владивосток, Корсаков, Холмск, Петропавловск-Камчатский и др.
Грузооборот автомобильного транспорта в 1954 примерно в 4 раза превысил уровень 1940. За 1950—55 грузооборот автотранспорта возрастёт на 80—85%. В 4-й пятилетке было построено 16 т. км автодорог с твёрдым покрытием. Крупными автодорогами являются: Москва—Харьков—Симферополь, Москва—Минск—Брест, Москва—Ленинград, Москва—Горький, Ош—Хорог, Хабаровск—Владивосток, Большой Невер—Якутск и др.
Воздушный транспорт получил наибольшее развитие в последние 15— 20 лет. Осн. воздушные трассы: Москва—Хабаровск—Южно - Сахалинск, Хабаровск—Петропавловск-Камчатский—Анадырь, Иркутск— Якутск, Москва—Ташкент, Москва—Тбилиси и др. Крупные аэропорты: Москва, Свердловск, Новосибирск, Иркутск, Хабаровск, Ташкент и др.
Торговля. Торговля в социалистическом обществе является основной формой распределения предметов потребления между членами общества. За 27 лет — с 1926 по 1953 — товарооборот (в сравнимых ценах) возрос почти в 8 раз, а на душу населения физич. масса товаров росла в среднем в год на 10,3%. За указанный период товарооборот в СССР возрастал в 3 раза быстрее, чем в царской России с 1885 по 1912, несмотря на то, что в период 1926—53 входят 4 года Великой Отечественной войны. В 1954 товарооборот возрос по сравнению с 1950 на 80%. Это означает, что задание 5-го пятилетнего плана (1951—55) по увеличению розничного товарооборота гос. и кооп; торговли в 1955 по сравнению с 1950 примерно на 70% выполнено досрочно — в 4 года. По решению Коммунистической партии и Советского правительства объём розничного товарооборота гос. и кооп. торговли в 1955 будет больше, чем в 1950, примерно в 2 раза.
Советская торговля имеет 3 формы: государственную, играющую решающую роль как в оптовом, так и в розничном товарообороте СССР, кооперативную, осуществляемую торговыми предприятиями потребительской и промысловой кооперации, и колхозную. Гос. и кооп. торговля представляет собой организованный рынок, колх. торговля — неорганизованный.
Внешняя торговля при социализме служит более полному удовлетворению растущих потребностей общества, являясь дополнит, источником ресурсов для развития произ-ва и улучшения снабжения населения. Внешняя торговля является монополией социалистического государства. Внешнеторговый оборот Советского Союза неуклонно растёт. Имевшее место сокращение после 2-й мировой войны (1939—45) товарооборота СССР с капиталистич. странами перекрыто расширением его торговли со странами народной демократии. В 1952 торговый оборот с капиталистич. странами составил 1/5, а торговый оборот со странами демократич. лагеря — 4/5 всей суммы внешнеторгового оборота СССР. В 1954 СССР осуществлял торговлю с 56 иностранными гос-вами. Внешнеторговый оборот СССР в 1953 достиг 23 млрд. руб. и почти в 4 раза (в сопоставимых ценах) превысил довоенный уровень.
Финансы. Ведущая роль в Системе финансов СССР принадлежит гос. бюджету (см. Бюджет государственный), к-рый включает в себя союзный, республиканский и местный бюджеты. Гос. бюджет является осн. формой планомерного образования и использования централизованного фонда денежных ресурсов в целях удовлетворения растущих потребностей всего общества. Гл. источником доходной части бюджета являются поступления от социалистического х-ва (в 1953 они составили 6/6 всех доходов бюджета). Средства гос. бюджета используются гл. обр. для финансирования хоз. и культурного строительства.
Кредит в социалистическом обществе представляет собой форму мобилизации гос-вом временно свободных средств и планомерного использования их на условиях возвратности. Кредит осуществляется банками и сберегательными кассами. Центр. кредитное учреждение — Гос. банк СССР, являющийся эмиссионным банком, банком краткосрочного кредитования и расчётным центром страны. Финансирование капитального строительства в различных отраслях х-ва, а также долгосрочное кредитование возложено на спецбанки — Сельхозбанк, Промбанк, Торгбанк СССР, Цекомбанк.