ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Юридический энциклопедический словарь. — М.: изд. СЭ, 1987. — С. 348—350


ПРАВО, система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой гос-ва. В тесной связи с гос-вом заключается основное отличие П. от правил поведения в доклассовом обществе, а также от др. нормативных систем (напр., морали). С помощью П. социальные силы, держащие в руках гос. власть, регулируют поведение людей и их коллективов, закрепляют в качестве обязательных определённый круг общественных отношений. На ранних этапах развития классового общества роль гос. власти сводилась по преимуществу к санкционированию спонтанно сложившихся отношений и обычаев (обычное право), признанию общеобязат. религиозных норм и т. п. Постепенно правотворческая деятельность становится монополией гос-ва, осуществляемой его высшими органами власти (законодательное П.), а также судами (прецедентное П.). Закрепляя и охраняя общественные отношения и модели поведения, отвечающие интересам господствующих социальных сил, П. в одних социальных условиях предстаёт как «...резкое, несмягченное, неискаженное выражение господства одного класса...» (Э н г е л ь с  Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 37, с. 418), а в других — отражает уровень классовой борьбы, итоги противоборства или компромисса социальных сил.

Как часть надстройки П. обусловлено экономич. строем общества, его социальной структурой, политич. отношениями; оно испытывает влияние историч. традиций, господствующей идеологии и некоторых др. факторов (напр., в совр. период — научно-технич. революции). П. не может быть иным, чем экономич. строй и обусловленное им культурное развитие общества. Таким образом, связь П. с гос-вом не означает, что оно есть продукт свободной воли последнего. Многие обществ. отношения приобретают правовой характер уже в силу своего социально-экономич. содержания. Маркс писал, что отражением экономич. отношения обмена товаров является юридич. отношение в форме договора, независимо от того, закреплён он законом или нет (см. там же, т. 23, с. 94). Однако с учётом этого обстоятельства гос-во в отношении П. играет особую, конститутивную роль, ибо без него социальные нормы и отношения не могут иметь общеобязат. характер. Только гос-во может обеспечить юридическую регламентацию обществ. отношений в масштабах всего общества.

Выступая как необходимое орудие гос. управления, форма реализации гос. политики, П. одновременно-важный показатель положения личности в обществе и гос-ве, средство охраны её интересов. Права, свободы и обязанности человека и гражданина, составляющие правовой статус личности,— существенная составная часть П., весьма важная для оценки развитости и демократичности данной правовой системы.

П. как субъективный фактор оказывает существенное воздействие на ход общественного развития. Потенциал этого воздействия особенно значителен, когда действие П. соответствует общему ходу общественного развития, способствуя ему. Однако П. может играть и консервативную роль, а roc. власть с помощью законодательства и др. правовых мер — пытаться затормозить ход общественного развития, что, в частности, влечёт за собой расхождение действующих законов с уровнем правового развития, достигнутым обществом. Однако рамки действия П., тормозящего развитие данного общества или же, наоборот, пытающегося перешагнуть через необходимые этапы развития, оказываются в историч. перспективе недолговременными. Подчеркивая большую и активную роль П., марксизм вместе с тем критически относится к т. н. «юридическому мировоззрению» (Ф. Энгельс называл его «классическим мировоззрением буржуазии»), согласно к-рому П. является первоосновой и главной движущей силой обществ. развития.

П. охватывает все важнейшие сферы общественной жизни. Оно закрепляет отношения собственности, выступает как регулятор меры и форм распределения труда и продуктов между членами общества (гражд. П., трудовое П.); регламентирует организацию и деятельность гос. механизма (государственное П., конституционное П., административное П.), определяет меры борьбы с посягательствами на существующие общественные отношения и процедуру решения конфликтов (уголовное П., процессуальное П.), воздействует на многие формы межличностных отношений (семейное П.) Таким образом, единая правовая система внутренне дифференцирована и складывается из ряда отраслей права, каждая из к-рых имеет свой предмет регулирования и обладает специфич. чертами. Особой ролью и спецификой обладает международное право, создаваемое путем соглашении между гос-вами и регламентирующее отношения между ними.

В развитом государственно-организованном обществе П. выполняет три осн. функции: организационно-функциональную — определение структуры и порядка деятельности гос. и иных действующих в обществе подсистем (распределение компетенции и порядок деятельности гос. органов,положение и порядок деятельности и взаимосвязи предприятий и т. п.) конфликтно-охранительную — установление правил решения и порядка рассмотрения конфликтов между участниками общественных отношений и охрана общества от разного рода правонарушений (в этой связи П. неразрывно связано с системой правосудия); идеологическую — воздействие в определенном направлении на сознание и соответственно поведение людей. С наличием П. связана особая форма общественного сознания — правосознание.

Марксистская, классово-материалистич. трактовка П. противостоит многочисленным бурж. учениям, выводившим П. из природы человека (естественное П.), «народного духа» (историческая школа П.), «идеи права» или др. идеальных начал (неокантианская, неогегельянская, феноменологическая школы права), психики человека (психологическая школа), «конкретной ситуации» (экзистенциализм в П.) или вообще отрицавшим необходимость выявления экономич. и политич. предпосылок П. (юридич. позитивизм, нормативистская школа П.), Ошибочным является и т. н. юридический плюрализм, к-рый не видит принципиального отличия П., установленного гос-вом от социальных норм, создаваемых иными орг-циями, существующими в обществе.

Марксистская концепция П. основана на всестороннем анализе истории его развития. До разделения общества на классы существовали нормы общественного поведения, однако, в отличие от П., они не основывались на различиях в обладании собственностью; отсутствовал специальный, стоящий над обществом аппарат, призванный силой принуждать к исполнению этих норм. Необходимость в таком принуждении возникает лишь тогда, когда появляются нормы, отвечающие только интересам определённых классов и слоёв, а не всего населения. Другая важная причина возникновения П.— разделение труда и усложнение процесса общественного произ-ва к обмена. «На известной, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинился общим условиям производства и обмена. Это правило, вначале выражающееся в обычае, становится затем з а к о н о м. Вместе с законом необходимо возникают и органы, которым поручается его соблюдение...» (Энгельс Ф., там же, т. 18, 272).

В рабовладельческой и феодальной формациях П. открыто закрепляло классовые и сословные привилегии, внеэкономич. принуждение (рабовладение, крепостное П.), использовало жесточайшие санкции для охраны экономич. и политич. всевластия рабовладельцев и феодалов. Вместе с тем уже в античности были разработаны правовые формы товарообмена, впоследствии рецепированные (римское право), получила развитие теоретико-правовая мысль.

С установлением бурж. строя резко возросло значение П. и юридич. профессий. Отношения капиталистич. произ-ва и обмена требовали развитых, детально разработанных правовых систем. В них нашли отражение и демократии, принципы, выдвинутые буржуазией в ходе борьбы с феодализмом, но в целом П., выражая интересы бурж. класса, обеспечивает систему экономич. принуждения, широкие возможности присвоения чужого неоплаченного труда, охрану частной собственности и капиталистов. предпринимательства с помощью репрессии. Лишь в результате длительной классовой борьбы трудящимся массам удалось добиться частичного отражения в бурж. П. своих социально-экономич. и иных требований. С обострением противоречий капиталистов. общества, особенно в период общего кризиса капитализма, всё большая ставка делается на авторитарные методы гос. управления или даже полный отказ от законности в случаях особой неустойчивости существующего режима.

В социалистич. обществе сложился новый по содержанию и целям тип П. Марксизм-ленинизм отрицает анархистские и левоэкстремистские установки, объявляющие П. атрибутом бурж. общества, требующие его немедленной отмены и рассматривающие наличие П. в социалистов. обществе как признак «обуржуазивания» и конвергенции. Экономич. предпосылки существования П. при социализме — это значительные масштабы и сложная структура общественного произ-ва, требующие чёткой правовой регламентации сфер произ-ва и обмена, действие принципа распределения по труду, к-рый предполагает гос. нормирование меры труда и вознаграждения. В политич. плане П. тесно связано с развитием социалистич. демократии, требующей чётких конституционных принципов гос. управления, широкого круга прав, свобод и обязанностей граждан и общественных орг-ций, необходимых для их участия в решении дел гос-ва и общества. Существенна и роль П. в охране общественного порядка и дисциплины; применяя к правонарушителям меры гос. воздействия (юридич. санкции), социалистов. П. в то же время широко использует методы убеждения и морального воздействия. При социализме значительно возрастает созидательный творческий потенциал П., расширяется его использование как орудия развития и совершенствования общественных отношений.

Основные, исходные принципы социалистич. П.: ликвидация частной собственности на средства произ-ва, эксплуатации человека человеком и др. форм нетрудового обогащения; последовательная охрана общественной социалистич. собственности как основы социалистич. системы х-ва; закрепление полновластия трудящихся и демократич. принципов гос. управления; полное равноправие граждан вне зависимости от расы, национальности или пола; развитие социально-экономич., политич. и иных прав и свобод граждан; единство их прав и обязанностей; социальная справедливость; обязательность принципа законности для деятельности всех гос. и общественных орг-ций, должностных лиц и граждан; осуществление правосудия только судом и на началах равенства перед законом и судом; обеспечение мирного сосуществования гос-в. Социалистич. П. чётко и ясно отражает социалистич. общественные отношения, открыто провозглашает социально-политич. цели П., его классовые позиции. Основной формой социалистич. П. является кодифицированное законодательство, напр. в СССР — Конституции, Основы законодательства, кодексы, Свод законов. Система источников сов. П. отражает федеральную структуру гос-ва.

Если на начальной стадии своего развития сов. П. закрепляло нек-рые социально-экономич. и политич. преимущества рабочего класса, большинства трудящегося населения, то с полной и окончат. победой социализма П. становится общенародным, равным образом выражающим цели и интересы всех классов и слоёв социалистич. общества. Более тесным становится переплетение П. и морали, взаимодействие П. с др. социальными нормами.

Усложнение масштабов обществ. производства, процесс совершенствования системы управления, методов хозяйствования, распределительных отношений, расширение круга прав и свобод сов. граждан, повышенные требования к правопорядку и обществ. дисциплине — всё это подчёркивает значение П. на современном этапе развития СССР. Оно призвано сыграть важную роль во всестороннем обеспечении принципа социальной справедливости.

Конституция СССР (ст. 9), а также Программа КПCC (новая редакция) называют укрепление правовой основы гoc. и общественной жизни в качестве одного из основных направлений развития политической системы советского общества.

По мере превращения системы социалистического самоуправления народа в высшую форму орг-ции общества — коммунистическое обществ. самоуправление, вместе с отпадением потребности в государстве как особом политич. институте произойдёт и отмирание П. Часть его норм станет ненужной в связи с принципиальной трансформацией порождающих нх обществ. условий, а другие уже не будут нуждаться в принудит. санкциях, потеряют юридич. характер, станут правилами, соблюдение к-рых превратится во внутреннюю потребность и привычку каждого человека.

• М а р к с  К. и Э н г е л ь с  Ф., Манифест Коммунистической партии, Соч., 2 и зд., т. 4, с. 443; М а р к с  К., Критика Готской программы, там же, т. 19, с. 18—20; Э н г е л ь с  Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; Л е н и н  В. И., Государство и революция, Полн. собр. соч., т. 33; Марксистско-ленинская общая теория государства и права, т. 1—4, М., 1970—73; Марксистско-ленинское учение о государстве и праве. История развития и современность, М,, 1977; Учение К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина о социалистическом государстве и праве, М., 1978.

В. А. Туманов.

 

 

Ссылки


  • Право — ЭнциклопедиЯ
  • Право — Юридический словарь. 1953

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024