ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Энциклопедический Словарь : в трёх томах. — М.: БСЭ, 1953—1955. — Т. 2, с. 572


ОСТРОВСКИЙ, Александр Николаевич [31 марта (12 апреля) 1823 — 2(14) июня 1886], великий русский драматург. Род. в Москве. Первая комедия «Свои люди — сочтемся» (1850), сатирически изображавшая быт и нравы купечества, его страсть к стяжательству, самодурство, животный эгоизм, была запрещена к постановке. Кратковременное сближение О. со славянофилами сказалось в некоторых комедиях О. («Не в свои сани не садись», 1853, «Бедность не порок», 1854). Однако О. быстро освободился от влияния славянофильских теорий и окончательно утвердился на позициях критического реализма. Со 2-й пол. 50-х гг. О. сотрудничал в журн. «Современник», а затем в «Отечественных записках», где были напечатаны его лучшие произведения. В формировании О. как писателя большую роль сыграла революционно-демократическая критика (Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов), оценивавшая его произведения с позиций борьбы против крепостничества и самодержавия. К числу наиболее значит. произведений О. принадлежат пьесы: «Доходное место» (1857), «Гроза» (пост. 1859, опубл. 1860), «Горячее сердце» (1869), «Бешеные деньги» (1870), «Лес» (1871), «Вода и овцы» (1875); «Последняя жертва» (1878), «Бесприданница» (пост. 1872, опубл. 1879). В них с огромным реалистич. мастерством показаны глубокие социальные противоречия эпохи: оскудение дворянства, наступление капитала, власть денег, разгул самодурства в «темном царстве» самодержавной России. Правдиво показано драматургом тяжелое, зависимое положение разночинной интеллигенции и особенно участь русской женщины-актрисы («Без вины виноватые», 1884, «Таланты и поклонники», пост. 1881, опубл. 1882). О. принадлежат истрич. драмы «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» (1862), «Воевода» (1865). Пьеса-сказка «Снегурочка» (1873) создана на материале устной народной поэзии. Творчество О. сыграло огромную роль в становлении критич. реализма, в развитии русской драматургии и театра. На его пьесах воспитались поколения мастеров русского театра, сложилась целая школа реалистич. актёрского иск-ва (см. Малый театр). Произведения О. прочно вошли в репертуар советского театра.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. — М.: СЭ, 1980


ОСТРОВСКИЙ Ал-др Ник. (1823—86), рус. драматург. Персонажи О.— хищники, властители «тёмного царства» и, с другой стороны, их жертвы «маленькие» люди с горячим сердцем и чистой душой. Протест подневольного человека с наибольшей худ. силой воплощён в образе Екатерины «Гроза», 1859), названной Н. А. Добролюбовым «лучом света в тёмном царстве». В числе наиболее значит. пьес О.— «Доходное место» (1856), «Горячее сердце» (1868), «Бесприданица» (1878) и др.; пьеса-сказка «Снегурочка» (1873), неск. ист. драм. Пьесы О. сочетают бытовую точность с детальной разработкой характеров. Его драматургия имела решающее значение в становлении рус. реалистич. театра.

ОСТРОВСКОЕ (до 1956 Семёновское), пос. гор. типа, райцентр в Костромской обл. Ж.-д. ст. Льнозавод. Назв. в честь А. Н. Островского, род. в этом р-не.

 

 

ОСТРОВСКИЙ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016)


Пётр Борель. Портрет Александра Островского. 1869. ГМИИ им. А. С. Пушкина

ОСТРО́ВСКИЙ Алек­сандр Ни­ко­лае­вич [31.3(12.4).1823, Мо­ск­ва – 2(14).6.1886, с. Ще­лы­ко­во Ки­не­шем­ско­го у. Ко­ст­ром­ской губ., ны­не Ост­ров­ско­го р-на Ко­ст­ром­ской обл.], рус. дра­ма­тург, чл.-корр. Пе­терб. АН (1863). Сын су­деб­но­го чи­нов­ни­ка, в 1853 возведённого в потомств. дво­рянство. Брат М. Н. Ост­ров­ско­го. Учил­ся на юри­дич. ф-те Моск. ун-та (1840–1843). Слу­жил в кан­це­ля­ри­ях моск. Со­ве­ст­но­го (1843–45) и Ком­мер­че­ско­го (1845–51) су­да. С 1886 зав. ре­пер­ту­ар­ной ча­стью моск. те­ат­ров (Ма­ло­го и Боль­шо­го), ру­ко­во­ди­тель те­ат­раль­ной шко­лы.

Ран­ние лит. опы­ты – рас­сказ «Ска­за­ние о том, как квар­таль­ный над­зи­ра­тель пус­кал­ся в пляс, или От ве­ли­ко­го до смеш­но­го толь­ко один шаг» (1843, опубл. в 1924) и «За­пис­ки за­мо­ск­во­рец­ко­го жи­те­ля» (1847) – в ду­хе на­тураль­ной шко­лы. В 1847 де­бю­ти­ро­вал как дра­ма­тург, опуб­ли­ко­вав «Сце­ны из ко­ме­дии "Не­со­стоя­тель­ный долж­ник"» (др. назв. – «Ожи­да­ние же­ни­ха»; совм. с Д. А. Го­ре­вым) и од­но­акт­ную ко­ме­дию «Кар­ти­на се­мей­но­го сча­стья» (в позд­ней­ших пуб­ли­ка­ци­ях – «Се­мей­ная кар­ти­на»). Пер­вым круп­ным про­из­ве­де­ни­ем ста­ла ко­ме­дия «Свои лю­ди – со­чтём­ся!» (др. назв. – «Бан­крот», 1850), в ко­то­рой О., вы­сту­пив про­дол­жа­те­лем тра­ди­ций дра­ма­тур­гии Д. И. Фон­ви­зи­на, Н. В. Го­го­ля, Моль­е­ра, впер­вые в отеч. лит-ре по­ка­зал мир моск. ку­пе­че­ст­ва. По рас­по­ря­же­нию имп. Ни­ко­лая I пье­са, в ко­то­рой тор­же­ст­во­вал по­рок – об­ман, не­ве­же­ст­во и гру­бость, бы­ла за­пре­ще­на к по­ста­нов­ке (впер­вые пост. в 1857 в Ир­кут­ске, в 1861 в под­цен­зур­ной ре­дак­ции – в Алек­сан­д­рин­ском и Ма­лом те­ат­рах, в ав­тор­ской ре­дак­ции – в 1881 в моск. Дра­ма­тич. те­ат­ре А. А. Брен­ко), а за ав­то­ром ус­та­нов­лен по­ли­цей­ский над­зор (снят в сент. 1856). Пер­вой по­став­лен­ной на сце­не пье­сой ста­ла ко­ме­дия из жиз­ни мел­ко­чи­нов­ни­че­ской сре­ды «Бед­ная не­вес­та» (1852; пост. в 1853), где у О. впер­вые по­яв­ля­ет­ся по­ло­жит. ге­рои­ня, по сво­им нравств. ка­че­ст­вам про­ти­во­стоя­щая алч­но­му, по­шло­му ок­ру­же­нию; к под­ня­той в пье­се про­бле­ме по­ло­же­ния жен­щи­ны в се­мье и об­ще­ст­ве О. бу­дет об­ра­щать­ся и позд­нее.

В 1850 О. стал со­труд­ни­ком ж. «Мо­ск­ви­тя­нин», его т. н. мо­ло­дой ре­дак­ции, тя­го­тев­шей к сла­вя­но­фи­лам и раз­де­ляв­шей, в ча­ст­но­сти, их ин­те­рес к фольк­ло­ру и рус. ста­ри­не. В этот «мо­ск­ви­тя­нин­ский пе­ри­од» О. пи­шет пье­сы, в ко­то­рых по­эти­зи­ру­ет жизнь ку­пе­че­ст­ва, ус­мат­ри­вая в ней вы­ра­же­ние нац. осо­бен­но­стей рус. жиз­ни в це­лом и свя­зы­вая свой по­иск по­ло­жи­тель­ных на­чал с проч­ным и упо­ря­до­чен­ным ку­печ. се­мей­но-бы­то­вым ук­ла­дом, ори­ен­ти­ро­ван­ным на хри­сти­ан­скую мо­раль и ува­же­ние ве­ко­вых тра­ди­ций. Та­ко­вы т. н. на­род­ные ко­ме­дии, об­ра­щён­ные к ши­ро­кой де­мо­кра­тич. ау­ди­то­рии, ко­то­рые обо­зна­чи­ли по­во­рот в те­ат­раль­ной эс­те­ти­ке и по­ло­жи­ли на­ча­ло соз­да­нию нац. ре­пер­туа­ра: «Не в свои са­ни не са­дись» (1853), «Бед­ность не по­рок» (1854), дра­ма «Не так жи­ви, как хо­чет­ся» (пост. в 1854, опубл. в 1855), по­стро­ен­ные, как пра­ви­ло, на бы­то­вом ма­те­риа­ле, от­ли­чаю­щие­ся яс­но вы­ра­жен­ной мо­ра­лью, сфор­му­ли­ро­ван­ной уже в са­мих на­зва­ни­ях, и схе­ма­тич­но­стью кон­флик­та (столк­но­ве­ние лю­бов­но­го чув­ст­ва с хо­лод­ным рас­чё­том).

В 1856 О. по при­гла­ше­нию Н. А. Не­кра­со­ва пе­ре­шёл в ж. «Со­вре­мен­ник». Для пьес это­го пе­рио­да ха­рак­тер­ны со­ци­аль­ная ост­ро­та, дра­ма­тизм си­туа­ций, на­пря­жён­ность кон­флик­та. В ко­ме­дии «В чу­жом пи­ру по­хме­лье» (1856) О. в об­ра­зе Ти­та Ти­ты­ча Бру­ско­ва впер­вые вы­вел со­ци­аль­но-пси­хо­ло­гич. тип ди­ко­го и не­обуз­дан­но­го са­мо­ду­ра, к опи­са­нию ко­то­ро­го не­од­но­крат­но об­ра­щал­ся впо­след­ст­вии. В за­пре­щён­ной к по­ста­нов­ке ко­ме­дии «До­ход­ное ме­сто» (1857, пост. в 1863) под­верг кри­ти­ке гос. бю­ро­кра­тич. ап­па­рат, ос­но­ван­ный на взя­точ­ни­че­ст­ве, каз­но­крад­ст­ве, кру­го­вой по­ру­ке. За­пре­ще­на к по­ста­нов­ке бы­ла и дра­ма «Вос­пи­тан­ни­ца» (1859, пост. в 1863) о дес­по­тич­ной по­ме­щи­це, по сво­ему усмот­ре­нию ре­шаю­щей судь­бу мо­ло­дых лю­дей. Наи­бо­лее зна­чит. пье­са это­го пе­рио­да – «Гро­за» (пост. в 1859, опубл. в 1860), со­еди­нив­шая в се­бе чер­ты со­ци­аль­но-бы­то­вой и нрав­ст­вен­но-пси­хо­ло­гич. дра­мы, в ко­то­рой се­мей­ная си­туа­ция, кон­фликт стра­сти и дол­га под­ня­ты на уро­вень об­ще­ст­вен­но зна­чи­мой про­бле­мы и впер­вые при­ве­де­ны к тра­гич. раз­вяз­ке, а осо­бен­но­сти рус. нац. ха­рак­те­ра и нар. жиз­ни да­ны в их край­них про­яв­ле­ни­ях. В три­ло­гии о Баль­за­ми­но­ве [ко­ме­дии «Празд­нич­ный сон – до обе­да», 1857, «Свои со­ба­ки гры­зут­ся – чу­жая не при­ста­вай», 1861, «За чем пой­дёшь, то и най­дёшь (Же­нить­ба Баль­за­ми­но­ва)», 1861, за­пре­ще­на к по­ста­нов­ке; пост. в 1863] О., ис­поль­зо­вав приё­мы во­де­ви­ля и нар. ба­ла­ган­но­го пред­став­ле­ния, вы­вел па­ро­дий­ный об­раз «ма­лень­ко­го че­ло­ве­ка» – бед­но­го, не при­спо­соб­лен­но­го к жиз­ни чи­нов­ни­ка, упо­ваю­ще­го на сча­ст­ли­вое сте­че­ние об­стоя­тельств.

В 1862 О. со­вер­шил по­езд­ку в Ев­ро­пу, по­бы­вал в Ба­ва­рии, Прус­сии, Ита­лии, Фран­ции; в Лон­до­не встре­чал­ся с А. И. Гер­це­ном. По воз­вра­ще­нии из-за гра­ни­цы соз­дал дра­мы «Грех да бе­да на ко­го не жи­вёт» (1863), «Пу­чи­на» (1866), ко­ме­дии «Тя­жё­лые дни» (1863), «Шут­ни­ки» (1864), «На бой­ком мес­те» (1865). В 1860-е гг. О., ви­дев­ший в изу­че­нии нац. ис­то­рии за­лог вос­пи­та­ния «соз­на­тель­ной люб­ви к оте­че­ст­ву», об­ра­тил­ся к жан­ру ис­то­рич. пье­сы: хро­ни­ка «Козь­ма За­харь­ич Ми­нин-Су­хо­рук» (в сти­хах, 1862, за­пре­ще­на к по­ста­нов­ке; 2-я ред. – 1866, при жиз­ни автора не бы­ла опубл.; пост. в 1866), ко­ме­дии «Вое­во­да (Сон на Вол­ге)» (в сти­хах, 1865; 2-я ред. – 1885, при жиз­ни О. не бы­ла опубл.), «Ко­мик XVII сто­ле­тия» (в сти­хах; пост. в 1872; опубл. в 1873) и др. О. вклю­чал в текст пьес гра­мо­ты, ука­зы и др. ис­то­рич. до­ку­мен­ты; вво­дил в со­став дей­ст­вую­щих лиц шу­тов, ско­мо­ро­хов, юро­ди­вых, гла­ша­та­ев; ис­поль­зо­вал ар­ха­из­мы.

В 1868–84 – в пе­ри­од со­труд­ни­че­ст­ва О. в ж. «Оте­че­ст­вен­ные за­пис­ки» – по­яв­ля­ют­ся са­ти­рич. ко­ме­дии из дво­рян­ско­го бы­та, от­ме­чен­ные слож­ной иг­рой с тра­диц. приё­ма­ми дра­ма­тур­гич. тех­ни­ки (сце­нич. ам­п­луа), с ис­поль­зова­ни­ем лит. ци­тат и ре­ми­нис­цен­ций: «На вся­ко­го муд­ре­ца до­воль­но про­сто­ты» (1868), «Бе­ше­ные день­ги» (1870), «Вол­ки и ов­цы» (1875), в ко­то­рых от­сут­ст­ву­ет по­ло­жи­тель­ный ге­рой, а так­же «Лес» (1871) – од­на из луч­ших пьес позд­не­го О., где злу про­ти­во­сто­ят яв­ляю­щие­ся по сю­же­ту жерт­ва­ми ге­рои (бед­ный ар­тист и де­вуш­ка-бес­при­дан­ни­ца). Со­че­та­ние осо­бен­но­стей са­ти­ри­че­ской (гро­те­ск­но-ус­лов­ный стиль) и на­род­ной (фольк­лор­ные мо­ти­вы) ко­ме­дий при­су­ще пье­се «Го­ря­чее серд­це» (1869). К жан­ру нар. ко­ме­дии О. воз­вра­ща­ет­ся в пье­сах «Не всё ко­ту мас­ле­ни­ца» (1871), «Прав­да – хо­ро­шо, а сча­стье луч­ше» (пост. в 1876, опубл. в 1877) и др. Особ­ня­ком сре­ди них сто­ит пье­са «Сне­гу­роч­ка» (в сти­хах, 1873), со­еди­нив­шая в се­бе чер­ты фольк­лор­ной сказ­ки и ли­рич. дра­мы.

Позд­ние пье­сы О. от­ли­ча­ют­ся со­че­та­ни­ем ли­риз­ма и дра­ма­тиз­ма, в них вновь по­яв­ля­ет­ся по­ло­жит. ге­рой со слож­ным внутр. ми­ром и ра­ни­мой ду­шой: «По­след­няя жерт­ва» (1878), «Серд­це не ка­мень» (1880), «Не от ми­ра се­го» (1885) и др. В цен­тре дра­мы «Бес­при­дан­ни­ца» (пост. в 1878, опубл. в 1879) – об­раз лю­бя­щей жен­щи­ны, чья ис­крен­ность и до­вер­чи­вость про­ти­во­пос­тав­ле­на без­душ­но­му рас­чё­ту и ци­нич­но­му эго­из­му ок­ру­жаю­щих. За­ку­лис­ные нра­вы ар­ти­стич. сре­ды ри­су­ют ко­ме­дии «Та­лан­ты и по­клон­ни­ки» (пост. в 1881, опубл. в 1882), ко­ме­дия «Без ви­ны ви­но­ва­тые» (1884). Ряд пьес на­пи­сан О. в со­ав­тор­ст­ве с Н. Я. Со­ловь­ё­вым [«Сча­ст­ли­вый день» (1877), «Же­нить­ба Бе­лу­ги­на» (пост. в 1877, опубл. в 1878), «Ди­кар­ка» (пост. в 1879, опубл. в 1880), «Све­тит, да не гре­ет» (пост. в 1880, опубл. в 1881)] и с П. М. Не­ве­жи­ным [«Блажь» (пост. в 1880, опубл. в 1881), «Ста­рое по-но­во­му» (отд. изд. под име­нем од­но­го Не­ве­жи­на, 1882)]. Сре­ди др. про­из­ве­де­ний – опер­ные либ­рет­то, пе­ре­во­ды.

 О. – ос­но­во­по­лож­ник нац. ре­пер­туа­ра рус. те­ат­ра. Его дра­ма­тур­гии, уко­ре­нён­ной как в ли­те­ра­тур­ной (оте­че­ст­вен­ной и за­ру­беж­ной), так и в фольк­лор­ной тра­ди­ции и об­ра­щён­ной к са­мым раз­нооб­раз­ным сло­ям об­ще­ст­ва, при­су­щи ши­ро­кий ох­ват дей­ст­ви­тель­но­сти в её буд­нич­ных – бы­то­вых, со­ци­аль­ных и эт­но­гра­фич. под­роб­но­стях; со­че­та­ние «круп­но­го ко­миз­ма» с изо­бра­же­ни­ем глу­бо­ких стра­стей и ис­крен­них чувств; мас­тер­ское ис­поль­зо­ва­ние все­го бо­гат­ст­ва об­ще­на­цио­наль­ной лек­си­ки для соз­да­ния ре­че­вых ха­рак­те­ри­стик пер­со­на­жей, ко­то­рое ком­пен­си­ру­ет час­то сла­бо раз­ра­бо­тан­ную ин­три­гу. Пье­сы О., в осо­бен­но­сти 1870–80-х гг., ори­ен­ти­ро­ван­ные не на отд. ак­тё­ров, а на весь ак­тёр­ский ан­самбль, про­из­ве­ли ре­фор­му в рус. те­ат­ре. В них бли­ста­ли ак­тё­ры С. В. Ва­силь­ев (см. Ва­силь­е­вы), М. Н. Ер­мо­лова, А. Е. Мар­ты­нов, Л. П. Ко­сиц­кая, П. М. Са­дов­ский, М. П. Са­дов­ский, О. О. Са­дов­ская (см. Са­дов­ские), Г. Н. Фе­до­то­ва и др. По ини­циа­ти­ве О. бы­ли ос­но­ва­ны Моск. ар­ти­стич. кру­жок (1865), Со­б­ра­ние рус. дра­ма­тич. пи­са­те­лей (1870; с 1874 Об-во рус. дра­ма­тич. пи­са­те­лей для за­щи­ты ма­те­ри­аль­ных ин­те­ре­сов дра­ма­тур­гов, а с 1875 – и опер­ных ком­по­зи­то­ров), за­ни­мав­шее­ся за­щи­той ав­тор­ских прав дра­ма­тур­гов и ком­по­зи­то­ров.

Имя О. но­сит Дра­ма­тич. те­атр в Ко­ст­ро­ме.

Библиография

Соч.: Полн. собр. соч.: В 12 т. М., 1973–1980.

Лит.: Ко­ган Л. P. Ле­то­пись жиз­ни и твор­че­ст­ва А. Н. Ост­ров­ско­го. М., 1953; Лот­ман Л. М. А. Н. Ост­ров­ский и рус­ская дра­ма­тур­гия его вре­ме­ни. М.; Л., 1961; Хо­ло­дов Е. Мас­тер­ст­во Ост­ров­ско­го. М., 1963; А. Н. Ост­ров­ский в вос­по­ми­на­ни­ях со­вре­мен­ни­ков. М., 1966; А. Н. Ост­ров­ский. Но­вые ма­те­риа­лы и ис­сле­до­ва­ния. М., 1974. Кн. 1–2; Ре­вякин А. И. Ис­кус­ст­во дра­ма­тур­гии А. Н. Ост­ров­ско­го. 2-е изд. М., 1974; он же. А. Н. Ост­ров­ский в Ще­лы­ко­ве. 2-е изд. М., 1978; Жу­рав­ле­ва А. И. А. Н. Ост­ров­ский-ко­ме­дио­граф. М., 1981; Ло­ба­нов М. П. Ост­ров­ский. 2-е изд. М., 1989; Ов­чи­ни­на И. А. А. Н. Ост­ров­ский. Эта­пы твор­че­ст­ва. М., 1999; Ще­лы­ков­ские чте­ния. Ко­ст­ро­ма, 2000–2011–; Лак­шин В. Я. А. Н. Ост­ров­ский. 3-е изд. М., 2004; А. Н. Ост­ровский. Ма­те­риа­лы и ис­сле­до­ва­ния. Шуя, 2006–2010. Вып. 1–3; А. Н. Ост­ров­ский. Эн­цик­ло­пе­дия. Ко­ст­ро­ма, 2012; Биб­лио­гра­фия ли­те­ра­ту­ры об А. Н. Ост­ров­ском. 1847–1917 / Сост. К. Д. Му­ра­то­ва. Л., 1974.

 

 

Ссылка


 

 

Категории: Родившиеся в апреле


Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024