Энциклопедический Словарь. Том 2. — Москва, 1953—1955. — С. 506
НОВОРОССИЙСК, город в Краснодарском крае РСФСР, порт на Чёрном м., один из крупнейших черноморских портов по вывозу хлеба, ж.-д станция. 95,3 т. ж. (1939). Крупный центр цементной пром-сти (заводы «Пролетарий», «Октябрь» и др.). Пром-сть: металлообр., строит. материалов, лёгкая, пищевая (рыбозавод, мелькомбинат и др.). Техникумы: индустриальный , коммунально-строительный. В древности на месте Н. была греч. колония. Начало строительства современного города относится к 1838. В конце 19 в. в Н. был построен порт, ставший вскоре одним из важнейших хлебоэкспортных портов России.
НОВОРОССИЙСКАЯ БУХТА, залив в с.-в. части Чёрного м., на Кавказском побережье. На берегу — город и порт Новороссийск.
Почтовая Карточка
Noworosiisk. 1910
Боднарский М. С. Словарь географических названий. — М.: Учпедгиз, 1954. — С. 215
Новороссийск, г-д Краснодарского края, расположен на берегу Черного моря, крупный порт, станция ж. д. Крупнейший в СССР центр цементной промышленности. Имеется также промышленность машиностроительная, швейная, мукомольная и др. Районная электростанция. В окрестностях виноделие (совхоз Абрау-Дюрсо) и ряд курортов.
Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 907
НОВОРОССИЙСК, г. в Краснодарском крае, порт на Чёрном м. Ж.-д. ст. 156 т. ж. (1978). Цем. металлообр. и пищ. пром-сть. Осн. в 1838. В период. Вел. Отеч. войны район ожесточённых боёв с нем.-фаш. войсками. Город-герой (1973). Награждён орд. Отеч. войны 1-й степ. (1966).
НОВОРОССИЙСК, назв. г. Днепропетровск в 1797—1802.
НОВОРОССИЙСКАЯ БУХТА, см. Цемесская бухта.
Большая российская энциклопедия. Том 23. — Москва, 2013. — С. 207-209. Электронная версия
НОВОРОССИ́ЙСК, город в России, в зап. части Краснодарского края. Нас. 246,7 тыс. чел. (2012; третий по числу жителей город края после Краснодара и Сочи); вместе с подчинёнными гор. администрации сельскими населёнными пунктами – 303,1 тыс. чел. Расположен на зап., сев. и восточном берегах незамерзающей глубоководной Цемесской бухты Чёрного м., окаймлён хребтами Большого Кавказа. Важный транспортный центр. Мор. порт. Ж.-д. станция. Узел автодорог. Климатич. особенность района Н. – частая повторяемость сильных сев.-вост. ветров, т. н. новороссийской боры.
В 13–15 вв. в Цемесской бухте существовала генуэзская фактория Батарио; в 1722 возведена тур. крепость Суджук-Кале, дважды (в 1791 и 1811) занимавшаяся рос. войсками в ходе рус.-тур. войн 1787–91 и 1806–12. По Бухарестскому миру 1812 крепость осталась за Османской империей, её укрепления взорваны рос. сапёрами и больше не восстанавливались. По Адрианопольскому миру 1829 территория совр. города вошла в состав Рос. империи и в условиях продолжавшейся Кавказской войны 1817– 1864 оказалась под контролем горцев. В 1838 в своём докладе имп. Николаю I ком. 1-го отделения Черноморской прибрежной линии ген.-м. Н. Н. Раевский предложил избрать Цемесскую (Суджукскую) бухту для организации базы Черноморского флота и строительства крепости. 12(24).9.1838 рос. десант, возглавляемый капитаном 1 ранга Л. М. Серебряковым (наст. имя и фам. К. М. Арцатагорцян) и прибывший в бухту на кораблях эскадры под команд. вице-адм. М. П. Лазарева, высадился на берег и отбросил горцев из района бухты. Закладка крепости состоялась 18(30).9.1838; 14(26).1.1839 приказом воен. министра гр. А. И. Чернышёва укрепление получило назв. крепости Н. Центр 1-го отделения Черноморской береговой линии (1839–56); её нач. (до 1851) контр-адм. Свиты Е. И.В. (позднее адм.) Л. М. Серебряков сыграл ключевую роль в развитии города и строительстве порта. В 1845 в Н. открыт междунар. торговый порт. В 1846 Н. передан в гражд. управление и получил статус города. С началом Крымской войны 1853–56 Н. оказался на воен. положении: 2 корабля брит.-франц. эскадры заходили в Цемесскую бухту 8(20).1.1855; с 28 февр. (12 марта) по 2(14) марта подвергся бомбардировке, но сдан не был; после захвата противником Керченского прол. укрепления Н. 15(27) мая были взорваны, гарнизон покинул город. В 1860 город Н. был упразднён. В 1866 вновь учреждён портовый город Н., центр Черноморского окр. (1866–96). В 1874 по инициативе мин. путей сообщения К. Н. Посьета Н. был избран местом для нового междунар. торгового порта (строительство начато в 1878, осн. работы – 1886–1902). В 1888 открыто движение по ж.-д. линии Екатеринодар – Новороссийск. Центр Черноморской губернии (1896–1920) и её Новороссийского окр. В годы 1-й мировой войны находился на воен. положении, 16(29).10.1914 подвергся бомбардировке тур.-герм. флота.
1(14).12.1917 установлена сов. власть. В апр. 1918 Н. стал гл. базой Черноморского флота РККФ; в июне 1918 из-за угрозы захвата Н. герм. войсками в соответствии с резолюцией СНК РСФСР флот частично затоплен на рейде Цемесской бухты (работы по подъёму затопленных кораблей, очистке дна Цемесской бухты и её рейда проведены в 1925–28). 26.8.1918 Н. взят частями Добровольческой армии, стал её гл. воен.-мор. базой. 27.3.1920 в ходе Сев.-Кавк. наступат. операции занят частями РККА, в Н. восстановлена сов. власть. Центр Новороссийского отдела (1920–22), Черноморского окр. (1922–24), Новороссийского р-на Черноморского окр. (1923–24) Кубано-Черноморской области. Окружной (1924–30) и районный (1924) центр Юго-Вост. обл. (1924) и Сев.-Кавк. края (1924–34). Входил в состав Азово-Черноморского (1934–37), Краснодарского (с 1937) краёв.
В 1940–47 Н. – одна из воен.-мор. баз Черноморского флота. В Вел. Отеч. войну в 1942 город, порт и бухта подвергались регулярным бомбардировкам герм. авиации. Город был частично захвачен герм. войсками 6–7.9.1942, сильно разрушен. В февр. 1943 в результате Новороссийской десантной операции частями Красной Армии занят стратегически важный плацдарм – Малая Земля. 16.9.1943 город освобождён частями Красной Армии в ходе Новороссийско-Таманской операции 1943. Порт Н. восстановлен к 1951; в 1950–70-х гг. подвергся модернизации. В 1973 Н. получил звание «Город-герой». В 1986 близ Н., на выходе из Цемесской бухты, в результате столкновения с теплоходом «Пётр Васёв» затонул пассажирский пароход «Адмирал Нахимов» (820 чел. спасены, 423 чел. погибли). В 1994 после распада СССР создан Новороссийский воен.-мор. р-н, город вновь стал воен.-мор. базой Черноморского флота.
Историч. центр города расположен на зап. берегу Цемесской бухты; портовые сооружения и осн. часть пром. предприятий – на сев. и вост. берегах. Сохранились: здание Управления мор. порта (1889, восстановлено в 1955), 9-этажное здание элеватора (1894, арх. С. И. Кербедз), быв. мужская гимназия (1900, ныне школа № 3), быв. Гор. дом в стиле модерн (1906–08, арх. С. А. Калистратов; ныне выставочный зал), дом купца А. Юкелиса в мавританском стиле (1913; с 1970 – здание Новороссийского политехнич. ин-та); жилые 1–2-этажные дома кон. 19 – нач. 20 вв. (в т. ч. дом купца Г. Р. Ларина, 1906, арх. Н. Н. Карлинский). Среди памятников церковной архитектуры – Успенская ц. (1894; ныне собор), Покровская ц. (1913), армянский храм (нач. 20 в.). Более редки в городе памятники архитектуры 1920–1930-х гг.: здание Госбанка в стиле конструктивизма (1929, арх. А. Павлов), руины Дворца культуры цементников (1930-е гг.; сохранены как напоминание о разрушениях периода Вел. Отеч. войны). В 1950-е гг. в ходе реконструкции Н. в стиле сов. неоклассицизма построены: жилой дом на набережной, украшенный высоким шпилем (арх. С. Чернобай); Дом связи (1955, арх. А. Ожиганов), кинотеатр «Украина» с 8-колонным портиком и аркой по оси фронтона (1956, арх. К. Михайлов; ныне Гор. дом культуры), Дворец культуры, здание индустриального техникума (1956), быв. кинотеатр «Россия» (1959–63; построен на месте Троице-Скорбященской ц. 1906, взорванной в 1957; с 1997 – Свято-Троицкая ц.). После 1990 возведены: церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1993), здание главы Новороссийского благочиннич. округа РПЦ, увенчанное высокой колокольней, ц. Исповедников и новомучеников Российских (2002), крестильная часовня Св. Дмитрия Солунского (2003).
Памятники: Неизвестному матросу (1960), «Непокорённым» (1963), Л. И. Брежневу (2004), «Дарящая воду» (2006), основателям города Н. Н. Раевскому, М. П. Лазареву и Л. М. Серебрякову (2007) и др. Вечный огонь (1958). Один из наиболее масштабных рос. мемориалов – комплекс «Героям Гражданской войны и Вел. Отеч. войны 1941–45», включающий 3 ансамбля: «Линия обороны» (1978), «Малая Земля» (1982) и «Морякам революции» (1980, все – скульптор В. Е. Цигаль, архитекторы Я. Б. Белопольский, Р. Г. Кананин, В. И. Хавин), расположенный на юго-вост. окраине города.
Среди вузов – Гос. мор. ун-т им. адм. Ф. Ф. Ушакова (1975, совр. статус с 2011), филиалы Кубанского гос. технологич. ун-та (политехнич. ин-т), Кубанского гос. ун-та, Белгородского гос. технологич. ун-та им. В. Г. Шухова, Пятигорского гос. лингвистич. ун-та, Краснодарского ун-та МВД России. Историч. музей-заповедник (основан в 1916 как музей природы и истории Черноморского побережья Кавказа; сбор коллекций с 1894; совр. статус с 1987; включает ряд экспозиций, в т. ч. диорамный триптих «Освобождение Новороссийска от немецко-фашистских захватчиков. 1943 г.», 1959–60, худ. Н. Г. Котов; Дом-музей Н. А. Островского, 1983). Музей «Цементная промышленность» (основан в 1977, открыт в 1979), его филиал – мемориальный Музей-квартира писателя Ф. В. Гладкова (1979). Нар. драматич. театр им. В. П. Амербекяна (1959), ТЮЗ «Альбатрос» (1977).
Футбольный клуб «Черноморец» (основан в 1907 под назв. «Олимпия») принимает соперников на стадионе «Центральный» (12,5 тыс. мест); в 2001 участвовал в Кубке УЕФА. Среди др. видов спорта наиболее популярен автомобильный; в Н. проводятся традиц. ралли на Кубок Вост. Европы и др. состязания.
Н. – гл. центр произ-ва цемента на юге Европ. части России. На базе местного сырья (5 месторождений глинистого мергеля, в т. ч. Новороссийское) в гор. черте Н. действуют 4 цементных завода компании «Новоросцемент» (суммарная мощность св. 6,3 млн. т в год): «Пролетарий», «Октябрь», «Первомайский» и «Верхнебаканский» (два последних в пос. Верхнебаканский) и завод «Атакайцемент» в с. Гайдук (мощность ок. 300 тыс. т в год). Среди др. важных предприятий – заводы «Новоросметалл» (переработка металлолома, произ-во стальной литой заготовки), «Прибой» (радиоизмерит. аппаратура для нужд ОПК), опытно-экспериментальный (электротехнич. оборудование), вагоноремонтный (филиал компании «Российские железные дороги») и судоремонтный (входит в группу компаний «Новороссийский морской торговый порт»); рос.-тур. компания «Брис-Босфор» (домашняя, пляжная и др. обувь под торговой маркой «Espa»). Мясокомбинат, птицефабрика «Новороссийск» (с. Цемдолина), «Новоросхлебкондитер», комбинат хлебопродуктов (мука, крупа). Завод шампанских вин «Абрау-Дюрсо» (с. Абрау-Дюрсо), агрофирма «Мысхако» (с. Мысхако; виноделие). Важное значение имеет санаторно-курортный комплекс (в Н. и окрестностях – гостиницы, пансионаты, базы отдыха, кемпинги).
Одна из значимых отраслей гор. хозяйства – транспортные услуги. Новороссийский грузовой порт – крупнейший в России (грузооборот 117,4 млн. т, 2012; осн. грузы: нефтеналивные, железорудное сырьё, чёрные металлы, цемент, зерно; контейнерный терминал). Крупнейший оператор порта – стивидорная компания «Новороссийский морской торговый порт». Н. – конечный пункт нефтепровода Тенгиз (Казахстан) – Новороссийск (терминал в с. Южная Озереевка) (объём прокачки св. 30 млн. т в год).
В Н. и окрестностях – ок. 200 памятников археологии от энеолита до позднего Средневековья. Наиболее известны: энеолитич. поселение у с. Мысхако, дольмены в верховьях р. Озерейка и др., комплексы эллинистич. и римского времени у станицы Раевская, сёл Широкая Балка, Мысхако, Южная Озереевка, с. Цемдолина и др.; могильник 5–9 вв. Дюрсо; курганы бронзового века и 13–15 вв. У Цемесской бухты локализуют античный г. Баты, земли одного из племён меотов – керкетов; к северу от них (ближе к Анапе) – аспургиан.
Библиография
Лит.: Авдеев М. В. У самого Черного моря. М., 1970; Подвиг Новороссийска. 2-е изд. Краснодар, 1978; Исторические записки. Исследования и материалы. Новороссийск, 1986–2007. Вып. 1–6; Еременко А. К., Подыма К. И. Именем России нареченный. М., 1988; Михайлов К. М. Город-герой Новороссийск. М., 1988; Герасименко А. Б. История Новороссийска в открытках. Краснодар, 1998; Герасименко А. Б., Санеев С. А. Новороссийск – от укрепления к губернскому городу. Краснодар, 1998; Еременко А. К. Новороссийский меридиан: очерки истории города. Новороссийск, 2002; Новороссийск: память и правда о Великой Отечественной войне. Новороссийск, 2005; Новороссийск. Ставрополь, 2007; Юго-Восточная периферия Боспора в эллинистическое время. М., 2007; Аспургиане на Юго-Востоке Азиатского Боспора. М., 2008; Новороссийск. 170 лет. Ростов н/Д., 2008; Капитаны Новороссийского порта. 1839–2009. Новороссийск, 2009.
Ссылка
- Новороссийск — Википедия
- Новороссия — ЭнциклопедиЯ