ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


СЕВЕРО-АТЛАНТИЧЕСКИЙ ПАКТ, см. Атлантический пакт.

АТЛАНТИЧЕСКИЙ ПАКТ (Северо-атлантич. договор), пакт об агрессивном воен. союзе против СССР, стран народной демократии, против нац.-освободит. движения в колониальных и зависимых странах, а также против демократич. сил в бурж. странах, подписанный 4 апр. 1949 в Вашингтоне представителями США, Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов (Голландии), Люксембурга, Канады, Италии, Португалии, Норвегии, Дании, Исландии. В сент. 1951 совет стран, образующих агрессивный Атлантич. блок, принял решение о включении в состав блока Греции и Турции, к-рые официально вошли в блок 18 февр. 1952.

СССР разоблачил А. п. как орудие непосредств. подготовки новой мировой войны, орудие борьбы амер.-англ. империалистов за мировое господство и указал, что А. п. представляет собой подкоп под Организацию объединённых наций (заявление Министерства иностр. дел СССР 29 янв. 1949, меморандумы правительства СССР участникам А. п. 31 марта 1949 и 4 апр. 1949 и др.). Заключение А. п. и подготовительные мероприятия к образованию др. агрессивных военных блоков вызвали движение протеста во всём мире. Растущее сопротивление демократич. сил агрессивной политике амер. империалистов, нарастающие экономич. трудности в лагере империализма и углубление противоречий между участниками А. п. обусловливают военную и политич. слабость Атлантич. блока.

 

 

Агапов С. В. и др. Географический словарь. — Изд. 2-е, доп. и переработ, М.: изд. Просвещение, 1968


НАТО — сокращенное название Североатлантического союза капиталистических государств официальное название «Организация Североатлантического пакта»), образованное из первых букв его английского названия.

Н. создан империалистическими государствами в 1949 г. и представляет военный агрессивный блок, направленный против Советского Союза и других социалистических стран. Контролируя деятельность других агрессивных блоков, НАТО ведет борьбу против национально-освободительного движения народов Азии и Африки и против прогрессивных сил в буржуазных странах.

В настоящее время в этот союз входят 15 капиталистических государств: США, Великобритания, ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Канада, Исландия, Норвегия, Дания, Португалия, Греция, Турция. В 1966 г. Франция вышла из военной организации НАТО.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


НАТО, см. Организация Североатлантического договора.

ОРГАНИЗАЦИЯ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО ДОГОВОРА (НАТО), воен.-политич. союз, направленный против социалистич. стран и нац.-освободит. движения; созд. по инициативе США на основе Североатлантич. дог., подписанного 4 апр. 1949 в Вашингтоне США, Великобританией, Францией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Канадой, Италией, Португалией, Норвегией, Данией, Исландией. В 1952 к НАТО присоединились Греция и Турция, в 1955 — ФРГ. Главенств. роль в НАТО играют США. В рамках НАТО созд. объединённое воен. командование. В 1966 из воен. орг-ции НАТО вышла Франция, в 1974 — Греция (оба гос-ва остаются участниками Североатлантич. дог.). Высш. органы — сессия Совета НАТО и К-т воен. планирования. Ген. секр. (с 1971) Й. Лунс (Нидерланды). Штаб-квартира в Брюсселе.

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО ДОГОВОРА // Большая российская энциклопедия. Электронная версия. 2016

Штаб-квартира НАТО. Брюссель.

ОРГАНИЗАЦИЯ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО ДОГОВОРА [НАТО; англ. North Atlantic Treaty Organization (NATO), франц. Organisation du traité de l’Atlantique Nord (OTAN)], военно-политич. союз 28 европейских государств, США и Канады (2011). Образована по инициативе правительства США. Договор о создании НАТО подписан в апр. 1949 в Вашингтоне министрами иностр. дел 12 стран: Бельгии, Великобритании, Дании, Исландии, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Португалии, США и Франции (в 1966 вышла из воен. организации). В 1952 к блоку присоединились Греция (в 1974–80 не участвовала в воен. организации) и Турция, в 1955 – ФРГ, в 1982 – Испания, в 1999 – Венгрия, Польша, Чехия, в 2004 – Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения, Эстония, в 2009 – Албания, Хорватия. Штаб-квартира организации – в Брюсселе (Бельгия). Офиц. языки – английский и французский.

Осн. руководящими органами в политич. структуре НАТО являются: Совет НАТО, К-т воен. планирования и Группа ядерного планирования, работу которых обеспечивают разл. комитеты, агентства, бюро и др. спец. структуры. Деятельность высших руководящих органов организует и координирует генеральный секретарь НАТО.

Совет НАТО – высший политич. орган, обладающий правом принятия решений по всем вопросам деятельности альянса. В него входят представители всех стран – участниц блока, пользующиеся равными правами при обсуждении и принятии решений. Организационно-правовой формой деятельности высшего политич. органа являются сессии, которые различаются уровнем представительства (главы государств и правительств, министры иностр. дел, министры обороны, постоянные представители государств-членов) и периодичностью проведения (плановые и внеочередные). Место, время и уровень их проведения определяет ген. секретарь НАТО после соответствующих консультаций. При этом полномочия Совета НАТО и принятые решения имеют одинаковый статус и юридич. силу независимо от уровня представительства. Заседания Совета НАТО на уровне глав государств и правительств проводятся для решения особо важных вопросов, как правило, раз в 2 года. Не реже 2 раз в год на уровне министров иностр. дел проходят летняя и зимняя сессии Совета НАТО, в которых в зависимости от характера обсуждаемых вопросов возможно участие министров экономики и финансов, а также др. министров государств – членов альянса. Также 2 раза в год Совет проводит заседания на уровне министров обороны, где обсуждаются проблемы применения коалиц. войск (сил) и концептуальные вопросы воен. строительства Объединённых вооружённых сил НАТО (ОВС НАТО). Решения на заседаниях этого органа принимаются по принципу консенсуса, оформляются в виде заключит. документа и подписываются представителями государств-участников. Летние сессии проходят поочерёдно в странах блока, зимние – в штаб-квартире альянса. При необходимости принятия безотлагательных решений могут созываться внеочередные сессии Совета НАТО. В период между министерскими сессиями не реже 1 раза в неделю проводятся заседания Постоянного совета НАТО, действующего от имени Совета НАТО на уровне постоянных представителей государств – членов альянса в ранге послов. На них рассматриваются политич. аспекты текущей деятельности блока, проблемы сотрудничества стран НАТО в разл. областях, осуществляется согласование позиций стран-участниц по актуальным междунар. проблемам, координируются действия нац. правительств по проведению воен.-политич. мероприятий, разработанных руководящими органами альянса. Помимо этого, Постоянный совет выполняет адм.-хозяйств. функции.

Комитет военного планирования (КВП) является высшим воен.-политич. органом по решению проблем, касающихся организации руководящих воен. органов и объединённых командований НАТО, утверждения планов строительства и использования коалиц. сил, выработки стратегич. концепций блока, воен. участия стран в союзе. Заседания комитета с участием министров обороны государств – членов блока (кроме Франции) проводятся 2 раза в год перед сессиями Совета НАТО. На них обсуждаются проблемы, относящиеся к планированию совместной воен. деятельности, включая строительство ОВС НАТО, планы их совершенствования и всестороннего обеспечения, а также производятся назначения командующих коалиц. органами воен. управления. В период между заседаниями КВП руководство воен.-политич. деятельностью альянса осуществляет Постоянный комитет военного планирования, состоящий из постоянных представителей стран блока (они же работают в Постоянном совете). В ходе его заседаний рассматриваются проблемы текущей воен.-политич. деятельности альянса, обсуждаются и решаются адм.-финансовые вопросы, а также вопросы функционирования подчинённых воен. органов. Решения КВП окончательны и не подлежат утверждению Советом НАТО.

Группа ядерного планирования (ГЯП) – высший руководящий орган альянса по вопросам ядерной политики. Он предназначен для изучения общих проблем ядерной стратегии Североатлантич. союза, разработки планов развития ядерных сил блока, рассмотрения вопросов развёртывания, обеспечения безопасности, охраны и живучести ядерного оружия, контроля над вооружением и распространением оружия массового поражения (ОМП). Заседания ГЯП с участием министров обороны государств – членов НАТО (кроме Франции) проводятся, как правило, 2 раза в год в рамках работы КВП под председательством генерального секретаря НАТО или его заместителя. Представитель Исландии участвует в работе группы в качестве наблюдателя. В период между заседаниями ГЯП её функции выполняет Постоянная группа ядерного планирования, в состав которой входят представители стран-участниц в Постоянном совете НАТО. Подготовит. работу заседаний ГЯП проводит штабная группа, которая заседает не реже 1 раза в неделю. Гл. консультативный орган при ГЯП – Группа высокого уровня ГЯП. В её состав включены высокопоставленные представители воен. ведомств и гос. учреждений государств – членов блока, а также эксперты, специализирующиеся в области коалиц. ядерной политики. Заседания этой группы проходят неск. раз в год под председательством представителя США.

Генеральный секретарь НАТО, возглавляя НАТО, КВП, ГЯП и ряд ведущих постоянных комитетов, координирует их деятельность, осуществляет подготовку заседаний, контролирует выполнение принятых решений, выполняет представит. функции. Кроме того, он является пред. Совета евро-атлантич. партнёрства (СЕАП) и Группы средиземноморского сотрудничества, а также сопредседателем Совета Россия – НАТО и Комиссии НАТО – Украина. Генеральный секретарь не входит в состав к.-л. нац. делегации и подотчётен только Совету НАТО. Избрание генерального секретаря происходит на основе принципа единогласия всех членов блока. При этом кандидат на пост генерального секретаря (как правило, быв. мин. ин. дел одного из государств альянса) должен владеть англ. и франц. языками. Кандидат, получивший в ходе консультаций одобрение всех стран-участниц, официально утверждается в качестве очередного генерального секретаря блока (обычно на 2 года) на сессии Совета НАТО. Генеральный секретарь представляет интересы Североатлантич. союза на междунар. арене, выражает офиц. взгляды альянса и выступает как глава политич. и воен. организации блока. В процессе консультаций при решении практич. вопросов деятельности НАТО он непосредственно взаимодействует с правительствами стран-участниц, ведёт переговоры с ними в ходе офиц. визитов и организует взаимодействие по выполнению решений высших политич. и воен.-политич. органов альянса. Генеральный секретарь имеет заместителя и помощников по разл. вопросам деятельности НАТО. Осн. рабочим органом генерального секретаря является Междунар. секретариат НАТО.

Высший орган воен. структуры НАТО – Военный комитет (ВК), в состав которого входят начальники ГШ вооруж. сил стран НАТО. Франция представлена в ВК воен. миссией, Исландия – наблюдателем. ВК определяет направления строительства ОВС НАТО, согласовывает планы их применения, готовит рекомендации по воен. вопросам для КВП и руководит деятельностью подчинённых воен. органов. Заседания ВК проводятся на уровне начальников ГШ 2 раза в год, обычно перед заседанием КВП. В период между заседаниями контроль за выполнением принятых ВК решений и координацию деятельности высших воен. командований осуществляет Постоянный воен. к-т в составе нац. воен. представителей государств – участников воен. организации блока. Исполнит. органом ВК является Междунар. воен. штаб (МВШ), в состав которого входят представители всех стран блока, выделивших свои войска в ОВС НАТО. Особое место в деятельности МВШ занимает Центр НАТО по оценке обстановки (SITCEN), который отвечает за сбор, обобщение и анализ политич., экономич. и воен. информации, а также за разработку информационно-аналитич. материалов. Центр круглосуточно отслеживает воен.-политич. обстановку во всех регионах мира и оперативно доводит её до руководства альянса.

Вооруж. силы НАТО представляют собой совокупность вооруж. сил стран, входящих в Североатлантич. союз, которые по месту и роли в войне, средствам её ведения, оперативному предназначению, принадлежности к стратегич. группировкам, а также по степени подчинённости коалиц. органам управления подразделяются на ОВС НАТО и вооруж. силы, остающиеся в нац. подчинении. Суммарно в вооруж. силах (2011) насчитывается св. 16,8 тыс. танков, ок. 25,6 тыс. орудий полевой артиллерии, миномётов и РСЗО, ок. 8 тыс. боевых самолётов (в т. ч. св. 530 носителей ядерного оружия), св. 960 боевых кораблей, св. 200 боевых самолётов ВМС (в т. ч. ок. 80 носителей ядерного оружия). Мобилизац. возможности стран НАТО по людским ресурсам: годных к воен. службе ок. 114,5 млн. чел. и военнообученных св. 17 млн. чел. Расширение НАТО за счёт вхождения в блок государств – быв. республик СССР и участников Организации Варшавского договора (ОВД) привело к дисбалансу установленных ограничений по количеству вооружений в Европе. В результате НАТО имеет больше, чем разрешено положениями Договора об обычных вооруж. силах в Европе (ДОВСЕ; 2011): танков – примерно на 6 тыс. единиц, БМП и БТР – почти на 10 тыс., арт. систем – более чем на 5 тыс., самолётов – на 1,5 тыс., боевых вертолётов – более чем на 500 единиц. Дисбаланс особенно очевиден во фланговых зонах блока, где преимущество НАТО перед Россией составляет св. 1,2 тыс. танков, ок. 2,7 тыс. боевых машин и ок. 1,6 тыс. единиц артиллерии.

Исторически НАТО создавалась как инструмент воен. политики Запада по отношению к странам социалистич. лагеря. В качестве гл. вероятного противника рассматривались СССР и др. государства ОВД. Создание НАТО в условиях начавшейся «холодной войны» способствовало расколу Европы на воен.-политич. группировки, усилению гонки вооружений и обострению конфронтации между Западом и Востоком.

Саммит стран НАТО. Фото. 2002

Политич. и правовые основы функционирования НАТО были заложены в содержание Договора. Их детализация и воен.-теоретич. положения по применению вооруж. сил альянса отражались в Стратегич. концепции НАТО, Стратегич. руководящих указаниях и др. концептуальных документах, содержание которых менялось по мере расширения альянса и эволюции взглядов воен.-политич. руководства на способы ведения войны. В период «холодной войны» были приняты 4 стратегич. концепции (1950, 1952, 1957, 1968), последняя из них в вопросах применения вооруж. сил блока имела универсальный характер и действовала до кон. 1980-х гг. С распадом междунар. системы стран социалистич. содружества и ОВД руководство НАТО приступило к пересмотру воен.-политич. целей, провозгласив, что политика альянса в области безопасности базируется на трёх элементах: диалоге, сотрудничестве и обеспечении потенциала коллективной обороны. В Стратегич. концепции 1991 подтверждался оборонит. характер Североатлантич. союза и решимость членов НАТО защищать свою безопасность, суверенитет и территориальную целостность. Однако, утратив гл. противника в лице СССР, руководство НАТО начало поиск новых обоснований своего существования. Так, было заявлено, что потенциальная угроза для стран – членов НАТО исходит не от спланиров. агрессии, а от нестабильности на Европ. континенте, вызванной социально-экономич. и политич. проблемами, этнич. разногласиями и территориальными спорами. Кроме того, в документе подчёркивалось, что хотя сложившееся положение в Европе в ближайшей перспективе делает крупномасштабное нападение на союзников маловероятным, всё же такая возможность не может исключаться. Таким образом, НАТО пошло по пути расширения списка возможных угроз для проецирования силы за традиц. зону ответственности, открывая возможности для вмешательства во внутр. дела др. государств. В 1992 страны альянса заявили о готовности предоставить воен. ресурсы блока для проведения миротворч. операций под эгидой Совета по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Одновременно с этим хельсинкский саммит СБСЕ дал согласие на привлечение к таким операциям вооруж. сил НАТО, которые в 1992–96 по решению Совета Безопасности ООН провели ряд операций по блокаде Югославии, а в 1995 – возд. наступат. операцию против боснийских сербов. С 1994 начала реализовываться программа «Партнёрство во имя мира» – воен. сотрудничества НАТО с европ. государствами и быв. сов. республиками Закавказья и Центр. Азии, которые не являются членами орг-ции. Первоначально программа охватывала 24 государства, их число периодически изменяется с присоединением к программе новых государств или вступлением государств, участвующих в программе, в НАТО. На нач. 2012 участниками программы являются 22 страны, в т. ч. РФ.

В 1999 принята Стратегич. концепция НАТО, ознаменовавшая собой качественное изменение воен.-политич. характера организации от сугубо оборонительного союза к союзу наступательному. Концепция предусматривала расширение функциональных и географич. границ путём принятия новых членов в Североатлантич. союз и активного вмешательства во внутр. дела суверенных государств. К перечню угроз, для отражения которых допускалось применение воен. силы, добавились: обострение внутриполитич. обстановки в государствах вследствие провала социально-экономич. реформ, дезинтеграция отд. стран, попрание прав человека, нарушение функционирования телекоммуникац. и информац. систем, неконтролируемая миграция населения. Несмотря на признание альянсом правил применения силы, установленных международным правом, в документе предусматривалась возможность осуществления военно-силовых акций без санкции Совета Безопасности ООН. Практич. реализацией Стратегич. концепции явилась агрессия НАТО против Союзной Республики Югославия (СРЮ), осуществлённая в 1999 под предлогом защиты прав косовских албанцев и завершившаяся отторжением от СРЮ Косова. С авг. 2003 НАТО приняло от США и осуществляет командование Междунар. силами содействия безопасности в Афганистане.

В новой стратегич. концепции НАТО, принятой в нояб. 2010, а также в осн. концептуальных документах прямо говорится о дальнейшем расширении не только географич., но и функциональной зоны ответственности. Стратегия альянса заключается в достижении безоговорочного доминирования во всех сферах мирового развития. При этом обновлённая стратегия предусматривает продолжение трансформации блока из евро-атлантич. оборонной структуры в организацию, занимающуюся обеспечением безопасности в глобальном масштабе. Глобальные устремления НАТО просматриваются в её попытках играть значимую роль не только в вопросах обороны, предотвращения вооруж. конфликтов или террористич. атак, но и в вопросах энергетич. и экологич. безопасности, которые относятся к экономич. и природоохранной сферам и не имеют ярко выраженной воен. составляющей. Т. о., ныне действующая стратегич. концепция НАТО является логич. продолжением проводимой политики по глобализации роли альянса и подменой им институтов ООН. Примером её применения на практике является использование вооруж. сил альянса против Ливии в 2011.

Офиц. основой отношений между НАТО и РФ является Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности, подписанный в 1997 главами всех государств – членов альянса и Президентом РФ. Для консультаций и сотрудничества был создан Совместный постоянный совет (СПС). Ему на смену пришел Совет Россия – НАТО (СРН), учреждённый в 2002 на встрече на высшем уровне в Риме. В рамках СРН Россия и государства – члены НАТО работают в качестве равноправных партнёров в областях, представляющих взаимный интерес. СРН является механизмом для проведения консультаций, достижения консенсуса, сотрудничества, выработки совместных решений и действий по вопросам безопасности в Евро-Атлантич. регионе. Заседания СРН на уровне послов и воен. представителей проводятся под председательством генерального секретаря НАТО не реже 1 раза в месяц; дважды в год – на уровне министров иностр. дел, министров обороны и начальников ГШ; и по мере возможности – на уровне глав государств и правительств. В авг. 2008, после проведения РФ операции по принуждению Грузии к миру и признания независимости Юж. Осетии и Абхазии, работа СРН была прервана. В марте 2009 главы МИД стран – членов альянса приняли решение возобновить сотрудничество с РФ в рамках СРН. Вместе с тем достигнутые успехи в сотрудничестве по отд. вопросам (противодействие терроризму, пиратству, природным и техногенным катастрофам и др.) не снимают значит. разногласий, которые существуют между РФ и НАТО по фундам. проблемам, к которым относятся продолжающееся расширение блока, размещение элементов ПРО в Европе, выход НАТО за пределы концепции оборонит. союза, соблюдения ДОВСЕ и др.

Генеральные секретари НАТО: Х. Л. Исмей (1952–57), П. А. Спаак (1957–1961), Д. Стиккер (1961–64), М. Брозио (1964–71), Й. Лунс (1971–84), лорд Каррингтон (1984–88), М. Вёрнер (1988–94), С. Баланцино (и. о. 1994, и. о. 1995), В. Клас (1994–95), Х. Солана (1995–99), Дж. Робертсон (1999–2004), Я. де Хоп Схеффер (2004–09), А. Ф. Расмуссен (с 2009).

Лит.: Совет Россия – НАТО. 2002–2007. М., 2007; Кириллов В. В. Россия и НАТО: геостратегические реалии // Военная мысль. 2007. № 9; Вооруженные силы зарубежных государств: Информационно-аналитический сборник. М., 2009; Справочник НАТО. Brussels, 2009; Ермаков С. М. Трансформация НАТО после Лиссабонского саммита 2010 г.: от обороны территории к защите всеобщего достояния // Проблемы национальной стратегии. 2011. № 4.

 

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Логотип НАТО

НА́ТО, Организа́ция Североатланти́ческого догово́ра, Североатлантический Альянс (англ. North Atlantic Treaty Organization, NATO; фр. Organisation du traité de l'Atlantique Nord, OTAN) — военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы (включая Турцию), США и Канаду. Основан 4 апреля 1949 года в США с целью защиты Европы от советского... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024