华人
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
КИТАЙЦЫ (самоназвание: джунго жэнь — люди срединного государства, хань жэнь — люди Хань, название по р. Хань), нация, основное население Китая. Живут также в Малайе, Таиланде, Индонезии, на Филиппинах, в Бирме, Вьетнаме, в США и др. странах. Всего св. 480 млн. ч., в том числе в Китае ок. 468 млн. (1951). Национальный язык—китайский. Народ древней и высокой культуры, оказавшей большое влияние на соседние страны (Японию, Индонезию, Корею, Вьетнам и др.).
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
КИТАЙЦЫ (самоназван.— хань), нация, осн. нас. КНР. Св. 800 млн. ч. (1976). Св. 20 млн. живёт в др. странах. Яз. китайский; верующие — даосисты, конфуцианцы, буддисты, культ предков.
Большая российская энциклопедия. Том 14. — Москва, 2009. — С. 180. Электронная версия
КИТА́ЙЦЫ, 1) жители Китая. Самоназвание – чжунго жэнь (букв. – люди Срединного гос-ва) – в древности относилось только к К.-хань; «варварские» народы (ди, и, мань и др.) могли стать К., только если будут говорить и писать на кит. яз. и соблюдать кит. традиции. Курс на ассимиляцию малых народов Китая сохранялся до сер. 20 в. В совр. Китае распространена концепция кит. нации (чжунхуа миньцзу) как «множественного единства», существовавшего на протяжении 5 тыс. лет и ныне включающего всех граждан КНР независимо от этнич. принадлежности. В составе К. официально выделяются 56 народов, для большинства из которых созданы нац. автономии – 5 автономных районов, 30 автономных округов, 120 автономных уездов (включая 3 автономных хошуна). Дискуссионным остаётся вопрос о принадлежности к кит. нации хуацяо, т. е. К., постоянно живущих вне пределов страны.
2) Народ, осн. население Китая (самоназвания – хань, ханьцзу, ханьцы, ханьжэнь, вероятно, по назв. династии Хань; на юге – танжэнь, от династии Тан). Численность в КНР 1137,4 млн. чел. (2000, перепись), без Сянгана (6,6 млн. чел. – 2008, оценка), Аомыня (0,4 млн. чел.) и Тайваня (22,5 млн. чел.). К. составляют большинство нас. Сингапура (самоназвание – хуажэнь) (2,7 млн. чел., по данным ОСАС – Комиссии по делам соотечественников за рубежом, 2005), второй по численности народ Малайзии (6,2 млн. чел.). Крупные кит. общины расселены в странах Юго-Вост. Азии (в Таиланде – 7,1 млн. чел., во Вьетнаме – 1,3 млн. чел., Мьянме – 1,1 млн. чел., Камбодже – 344 тыс. чел., Индонезии – 7,6 млн. чел., на Филиппинах – 1,1 млн. чел., а также в Лаосе, Брунее и др.), Вост. Азии (в Японии – 520 тыс. чел.), Америки (в США, по переписи 2000 – 2,3 млн. чел., по данным ОСАС – 3,4 млн. чел.; в Канаде, по переписи 2006 – 1,3 млн. чел., по данным ОСАС – 1,6 млн. чел.; в Перу – 1,3 млн. чел., и др.), Европы (в Великобритании – 296,6 тыс. чел., Франции – 330,5 тыс. чел.), в Австралии (614,7 тыс. чел.) и др. В России, по переписи 2002, насчитывается 34,6 тыс. чел. К. (в т. ч. в Москве – 12,8 тыс. чел., Хабаровском крае – 3,8 тыс. чел., Приморском крае – 3,8 тыс. чел.); значит. часть К. в России не учитывается офиц. статистикой; по данным ОСАС, их насчитывается 998 тыс. чел. Общая численность ок. 1,3 млрд. чел.
Подавляющее большинство К. относится к тихоокеанской ветви большой монголоидной расы: на севере преобладают разл. варианты дальневосточной расы, на юге – южноазиатской расы. На юге, особенно в провинциях Чжэцзян, Фуцзянь, Гуандун и Гуанси-Чжуанском автономном р-не, заметна негро-австралоидная примесь.
Говорят на диалектах китайского языка. На основе языковых и региональных различий выделяются субэтнич. группы: на гуаньхуа говорят живущие к северу от р. Янцзы – сев.-вост. К. (дунбэй), К. Центр. равнины (чжунъюань), шэньси-шаньси, к югу – юго-зап. К. (синань) и хуай-янцзы; в Юж. Китае живут цзянси (яз. ган), хуай-янцзы, хакка, у-юэ (шанхайские К.; яз. у), хунаньские К. (яз. сян), гуандунцы (кантонцы, или пунти; яз. юэ); на яз. минь говорят фуцзяньские К. и близкие к ним чаошаньцы (север пров. Гуандун), цюнвэнь (о. Хайнань), холо, или хоккьень (о. Тайвань), и К. Юго-Вост. Азии (Таиланд, Камбоджа, Малайзия, Филиппины, Индонезия). Кроме того, в Китае и за его пределами выделяются более мелкие группы: танка (данцзя), жившие в лодках вдоль юж. берега Китая; хоа, санзиу и нгай во Вьетнаме; коканг (гогань) и пантхай в Мьянме и др. На диалектах в Китае ведётся радио- и телевещание; на основе диалектов у, минь и юэ в 19–20 вв. неоднократно предпринимались попытки создания лит. яз. Основополагающая роль в поддержании единства кит. яз. принадлежит кит. иероглифич. письменности (см. Китайское письмо). Сильные диалектные различия препятствуют переходу на любую алфавитную письменность, в т. ч. латинизированную, проект которой был одобрен в КНР в 1958. Государство всегда придавало значение распространению нормативного языка, важную роль здесь играли гос. экзамены для претендентов на чиновничьи должности.
К. придерживаются традиц. религ. синкретизма. Наряду с традиц. верованиями они признают «три учения» (сань цзяо): конфуцианство (жу цзяо), даосизм (дао цзяо) и буддизм (фо цзяо) в форме махаяны. Под влиянием традиц. верований и даосизма в Китае возникли оригинальные формы буддизма, были восприняты даосские терминология, божества и др. С 6–7 вв. в Китае распространялось христианство (несторианство, позднее – католичество, православие, протестантство). С 7–8 вв. стал проникать ислам. К 13–14 вв. кит. мусульмане образовали этноконфессиональную группу хуэй, которая в КНР рассматривается как самостоят. народность.
Одним из осн. компонентов, позднее вошедших в состав древних К., очевидно, следует считать носителей неолитич. культур бассейнов Хуанхэ и Вэйхэ (сер. 5-го – сер. 3-го тыс. до н. э.). В кон. 2-го – 1-й пол. 1-го тыс. потомки носителей культур Инь и Зап. Чжоу сложились в общность хуася – прямых предков сев. К. По мере освоения Великой Китайской равнины древние К. на севере контактировали с предками тунгусо-маньчжурских народов (провинции Хэйлунцзян, Ляонин) и носителей алтайских языков; ассимилировали аборигенов п-ова Шаньдун. К югу от Хуанхэ они сталкивались с рисоводческими народами – предками австроазиатских, тибето-бирманских народов, мяо-яо и носителей паратайских языков (известны в источниках как юэ). Расширяя свой этнич. ареал, К. не только ассимилировали народы, но и многое перенимали у них (так, при переселении сев. К. на юг в 3-м тыс. до н. э. была перенята у юж. соседей культура рисоводства). В эпоху Мин (14–17 вв.) произошло значит. организованное переселение К. с севера и северо-востока на юго-запад, в кон. 19 – нач. 20 вв. – в Маньчжурию. На процессы китаизации важное влияние оказывали конфуцианское учение, единая государственность и иероглифич. письменность, на которых основывалось единство кит. этноса. При этом наряду с пекинским политич. центром сохранялись и др. мощные экономич. и культурные центры, бывшие очагами региональной этнич. консолидации. Во 2-й пол. 20 в. государство стало целенаправленно проводить политику, направленную на консолидацию К., сопровождаемую смешением разных групп ханьцев и переселением их в пограничные сев.-зап., сев.-вост., юго-зап. и зап. районы страны.
Начиная со Средневековья и особенно во 2-й пол. 19 – 1-й пол. 20 вв. К. расселялись по всему миру. Кит. общины (самоназвания – хуажэнь, танжэнь, также хуацяо, букв. – кит. гость, или китаец, живущий за рубежом) проживают практически во всех странах мира. Во многих городах заселённые К. компактные кварталы образуют т. н. чайнатауны с ресторанами кит. кухни, кит. магазинами и т. п.; вход оформлен в виде ворот, с сохранением особенностей нац. архитектуры.
Китай составил ядро вост.-азиат. цивилизации (см. в ст. Азия). Кит. традиц. земледелие – одно из самых интенсивных в мире. Искусств. орошение, использование удобрений, плуг (ли) внедрены с сер. 1-го тыс. до н. э. Применение гребнисто-грядковой вспашки, непрерывного севооборота и др. агротехнич. приёмов позволяет получать максимально высокие урожаи; в ряде районов собирают два-три урожая. Удобрениями служат все виды органич. отходов, в т. ч. рисовая шелуха, жмых масличных растений, птичье перо, в прибрежных областях – компост (тук) из водорослей, рыбы, моллюсков и др., на севере – обломки канов и т. п. На горных склонах сооружали искусств. террасы, для орошения – акведуки с трубами из бамбука, разл. водоподъёмники; для предупреждения наводнений – дамбы и водохранилища. На заливных рисовых полях пахали лёгким плугом, на богарных – полозным с отвалом. Использовали сеялки, механич. веялки и т. п. На севере возделывают озимую пшеницу, сорго-гаолян, чумизу, с 16 в. – кукурузу, батат, картофель; разводят коров, лошадей, коз и овец; на юге осн. культура – заливной рис, таро, в животноводстве преобладает разведение буйволов. Рис – главная пищевая культура Китая, из рисовой соломы делают верёвки, циновки, бумагу. Повсеместно выращивают бобовые, ямс, овощи, водяные культуры. С древнейших времён разводят свиней, птицу. Осн. технич. культуры – конопля, хлопок, рами; издавна развиты шелководство, чаеводство, рыболовство и рыбоводство, добыча креветок, водорослей и др.
Развито произ-во керамики (изготовление посуды и глазуров. черепицы – у. Исин, скульптуры – Шивань), фарфора (крупнейший центр – Цзиндэчжэнь), бумаги, плетение из травы, соломы, бамбука, пальмовых листьев (циновки, шляпы, веера), резьба по дереву и кости (из цельного куска слоновой кости вырезают до 10 входящих друг в друга орнаментиров. шаров); в 14 в. на Западе было заимствовано иск-во перегородчатой эмали.
К. различают основную пищу (чжуши) и сопроводительную (фуши). В бассейне Хуанхэ чжуши составляют пшеница, просо, гаолян, кукуруза, чумиза, а также бобовые, картофель, батат; в бассейне Янцзы и к югу от неё – рис (в т. ч. клейкий), батат. Рис и гаолян варят на пару (чжэн) или в воде (мэнь) – это т. н. сухая еда (ганьфань); пшеницу перемалывают в муку; просо, чумиза, кукуруза, клейкий рис используются в обоих вариантах. На завтрак из круп варят жидкую кашу (сифань). Из муки делают пампушки на пару (из пшеничной – маньтоу, кукурузной – вовотоу, просяной – сыгао). Фуши готовят в осн. из овощей (цай), а также из мяса (в осн. свинина, курятина и утятина, меньше говядина, на севере также баранина; собачье мясо – ныне только на юге, лягушачье – ранее только на юге, теперь также на севере), яиц, рыбы (особо ценится речная рыба), морепродуктов и др. Все виды продуктов подвергаются обязательной термич. обработке: варят на пару (чжэн), жарят на слабом (чао) или сильном (бао) огне, на севере – на открытом огне (као). Мучные блюда с мясной или овощной (преим. капустной) начинкой – пельмени, круглые паровые пирожки (цзяоцзы, баоцзы), лепёшки с начинкой, выпекаемые на сковороде (сярбин); приправами служат соевые соус или пасты. Из масел используются соевое, хлопковое, арахисовое, кунжутное и др. Молока почти не употребляли. Хунаньско-сычуаньская кухня отличается использованием перца, чеснока и др. острых специй, из мяса отдаётся предпочтение птице; гуанчжоуская (кантонская) кухня – сладким и кисло-сладким характером, одновременным использованием мяса и даров моря; в Юньнани изготавливаются молочные продукты (простокваша, творог, сыр) и т. д. Любая пища готовится измельчённой, её берут палочками. Перед едой обязательно подают чай, сорта которого различаются по регионам. Суп подаётся в конце трапезы. Пьют крепкие алкогольные напитки. Праздничные блюда – карп в кисло-сладком соусе, на день рождения – длинная лапша (символ долголетия), на Новый год – пельмени округлой формы.
Среди К. сильны традиции земляческих и особенно родственных связей. Др.-кит. система терминов родства (прослеживается с 3 в. до н. э.) была бифуркативной. Особое значение имело понятие «9 степеней родства» (4 по отцу, 3 по матери и 2 по жене). Совр. система терминов родства бифуркативно-линейная, с обилием описат. конструкций для самых отдалённых степеней родства. Сиблинги делятся по относит. возрасту и полу. В обиходе распространены упрощённые термины родства и редупликативные формы. Сохраняются патронимии (цзунцзу). В названиях мн. деревень содержится указание на цзунцзу основателей поселения (напр., Чжанцзя цунь – деревня семьи Чжан), членам которой принадлежали лучшие земли. Во главе общины стоял выборный староста, часто им был помещик. Жители деревни были связаны системой круговой поруки (баоцзя). В городах цзунцзу образовывали квартальные объединения, связанные отношениями взаимопомощи, координации хозяйственной, социальной и культурной жизни. Патронимич. связи отражались и в антропонимике: в личное имя прежде всегда включался общий иероглиф для лиц одного поколения данной цзунцзу, что давало возможность определить место человека в возрастной структуре патронимии и степень близости родства (Цзэдун, Цзэминь и т. д.). До сер. 20 в. сохранялись большие семьи. Имущество наследовал старший сын. Существовало многожёнство, преим. в среде состоятельной части общества; особенно старались взять вторую жену в случае отсутствия сына-наследника от первой.
Важнейшее место занимает культ предков (с сер. 20 в. был запрещён, с сер. 1980-х гг. возрождается). Считается, что строгое соблюдение ритуалов почитания предков обеспечивает их покровительство. Все К., особенно в сельской местности, прекрасно знают свою родословную (семейные хроники – цзяпу). В парадной комнате кит. дома обязателен семейный алтарь с табличками имён усопших предков. Таблички с именами более ранних предков хранятся в патронимических храмах. На Новый год для предков устраивается особый стол со своей посудой. Во время похорон покойника снабжают запасом пищи, одеждой, на могиле сжигают макеты домов, изображения прислуги, связки бумажных имитаций денег. Траур длится в зависимости от степени родства от 3 мес до 3 лет.
В кит. пантеон входят: верховное небесное божество Юй-хуан Шан-ди («Нефритовый государь»); Мать-прародительница Нюй-ва; первопредок Пань-гу; божество домашнего очага Цзао-ван, наблюдавший за соблюдением моральных норм членами семьи и накануне Нового года докладывавший об этом Юй-хуан Шан-ди; божества богатства Цай-шэнь, долголетия Шоу-син; божества звёзд, грома, земледелия, гор, леса, драконы и божества водоёмов; герои, покровители профессий и др. Божествам приносили жертвы, в т. ч. животных. Обряды исполняются старшим мужчиной в семье или патронимии. Большим авторитетом пользуются предсказатели (фэншуй сяньшэн).
Осн. праздник – Новый год (Чуньцзе), отмечающийся в конце января – середине февраля по солнечному календарю. В канун Нового года все мужчины и незамужние девушки стремятся вернуться в родительский дом. По сторонам дверей наклеиваются парные благопожелательные надписи (чуньлянь), на створках – изображения стражей, духов дверей (мэньшэнь), воинов-близнецов Шэнь Ту и Юй Лэя. В доме вывешиваются лубочные иконы, картины, надписи-заклинания. В канун Нового года (чуси) собираются за праздничным столом, утром первого дня посещают пожилых родственников. Праздник продолжается 15 дней – до 1-го полнолуния. В это время устраиваются костюмированные танцы львов, драконов, шествия на ходулях, театральные представления и т. п. В последний день отмечается праздник Фонарей (Дэнцзе): люди любуются красочными фонарями разной формы, едят лепёшки из клейкого риса со сладкой начинкой (на севере – юаньсяо, на юге – таньюань). В деревнях исполняют хороводные танцы (янгэ), катаются на качелях и т. д. В марте – апреле отмечают день поминовения предков (Цинмин). В 5-й день 5-го месяца в память о поэте Цюй Юане отмечается праздник Дуаньу с гонками на лодках, нос которых украшается головой дракона; в этот день едят клейкий рис, завёрнутый в листья бамбука (цзунцзы). День середины осени (Чжунцю) 15-го числа 8-го месяца связан со сбором урожая; вечером принято любоваться отражением полной луны на берегу реки, загадывать желания, а также есть пряники с разл. начинкой и приносить их в дар божеству Луны. 9-го числа 9-го месяца (Чуньян) принято благодарить духов местности, любоваться хризантемами, угощаться пирожками из рисовой муки нового урожая. С 1980-х гг. в этот день чествуют представителей старшего поколения.
Фото В. А. Снатенкова Моторикши на улицах Шанхая.
Сохраняются мн. особенности городской и крестьянской устной культуры. Фольклор включает жанры обрядовой поэзии, мифы, легенды, сказки и т. д. Важную роль играли бродячие рассказчики (шошуды) и театральные труппы. Музыкально-театральная культура объединяет ок. 300 местных разновидностей муз. драмы и св. 200 видов сказа шочан, делится на сев. и юж. ветви. 1-я отличается значит. ролью пекинской муз. драмы цзинцзюй, ансамблей духовых и ударных инструментов, 2-я – главенством театра куньцюй и ансамблей струнных и ударных. Известно более 10 региональных муз. традиций. Муз. инструментарий чрезвычайно разнообразен, включает инструменты как древнекитайские, так и более поздние (в т. ч. привозные): св. 40 струнных, ок. 40 духовых, св. 70 ударных инструментов. Традиц. ансамбли: гуаньюэ (духовой), логу (ударный), сычжуюэ (струнно-духовой), шифань логу (струнно-ударно-духовой), сяньэю (струнный).
Лит.: Георгиевский С. Принципы жизни Китая. СПб., 1888; Коростовец И. Китайцы и их цивилизация. СПб., 1896; Shirokogoroff S. Anthropology of northern China. Shanghai, 1923; Kulp D. Country life in south China: the sociology of familism. N. Y., 1925; Шнеерсон Г. Музыкальная культура Китая. М., 1952; Fried M. H. Fabric of Chinese society: a study of the social life in a Chinese county seat. L., 1956; Лю Ши-ци. География сельского хозяйства Китая. М., 1957; Музыкальные инструменты Китая / Пер., ред. И. З. Алендера. М., 1958; Алексеев В. М. В старом Китае. М., 1958; он же. Китайская народная картина: Духовная жизнь старого Китая в народных изображениях. М., 1966; Китайцы // Народы Восточной Азии. М.; Л., 1965; Стариков В. С. Материальная культура китайцев северо-восточных провинций КНР. М., 1967; Lang O. Chinese family and society. Hamden, 1968; Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970; Крюков М. В. Система родства китайцев. М., 1972; Крюков М. В., Софронов М. В., Чебоксаров Н. Н. Древние китайцы. Проблемы этногенеза. М., 1978; Baker H. D. R. Chinese family and kinship. N. Y., 1979; Крюков М. В., Малявин В. В., Софронов М. В. Китайский этнос на пороге средних вeков. М., 1979; они же. Китайский этнос в средние века (VII–XIII вв.). М., 1984; они же. Этническая история китайцев на рубеже средневековья и нового времени. М., 1987; Чебоксаров Н. Н. Этническая антропология Китая. М., 1982; Древние китайцы в эпоху централизованных империй. М., 1983; Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Новый год. М., 1985; Фэй Сяотун. Китайская деревня глазами этнографа. М., 1989; Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Годовой цикл. М., 1989; Hsiao-Tung F. From the Soil: the foundation of Chinese society. Berk., 1992; Этническая история китайцев в XIX – начале XX в. М., 1993; Тертицкий К. М. Китайцы: традиционные ценности в современном мире. М., 1994; он же. Китайские синкретические религии в XX в. М., 2000; Баранов И. Г. Верования и обряды китайцев. М., 1999; Малявин В. В. Китайская цивилизация. М., 2001; Китай 2003. Пекин, 2003; Ларин А. Г. Китайцы в России вчера и сегодня. М., 2003.
Кита́йцы — общность людей, объединённых по некоему признаку. Существует несколько трактовок того, как определить причастность человека к китайцам.
Это люди, имеющие гражданство и проживающие в Китайской Народной Республике (континентальный Китай, Гонконг и Макао) или в Китайской Республике (Тайване). Относительно того, делает ли гражданство в Китае... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ