Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. 1890—1907
Карлсруэ (Karlsruhe) — гл. гор. великаго герцогства Баденъ, на равнинѣ, въ 8 км. къ В. отъ берега Рейна. Изящный дворецъ въ старо-французскомъ стилѣ; передъ нимъ площадь съ 6 фонтанами и памятникомъ вел. герц. Карлу-Фридриху; красивая ратуша. Два парка, дворцовый и Гардтвальдъ (Hardtwald). Высшее техническое учил. (Polytechnikum), одно изъ лучшихъ въ Германiи; художественныя школы, музей художественныхъ произведенiй, ботаническiй садъ, музей произведенiй промышленности и т. д. 49283 жит.; 40% изъ нихъ католики. Промышленность начала развиваться только въ послѣднее время: фбр. машинъ, каретъ, металлическихъ патроновъ, мебели, швейныхъ машинъ, обоевъ, роялей и пр. Довольно оживленная торговля.
Энциклопедический Словарь. 1953—1955
КАРСРУЭ, город на Ю.-З. Германии, в земле Вюртемберг-Баден; каналом соединён с Рейном. 198 т. ж. (1950). Центр маш.-строит. (вагоны, локомотивы, станки) и металлообр. пром.-сти. Высшая технич. школа.
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
КАРЛСРУЭ (Karlsruhe), г. в ФРГ, на р. Рейн. 280 т. ж. (1976). Маш-ние, нефтепереработка.
КАРЛСРУЭ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016). Версия 2024
КА́РЛСРУЭ (Karlsruhe), город на юго-западе Германии, земля Баден-Вюртемберг. Нас. 287,3 тыс. чел. (2008); третий по числу жителей и экономич. значению город Баден-Вюртемберга (после Штутгарта и Мангейма). Расположен близ границы с Францией, в 7 км к востоку от Рейна (с 1901 связан с ним каналом). Крупный транспортный узел: в К. сходятся автомобильные и железные дороги (в т. ч. скоростные ж.-д. линии ICE) на Мангейм – Франкфурт, Штутгарт – Мюнхен, Саарбрюккен, Страсбур, Базель и др. города Германии и соседних стран. С 2007 через К. курсирует высокоскоростной поезд TGV Париж – Страсбур – Карлсруэ – Штутгарт (в К. делает единственную промежуточную остановку на территории Германии). Речной порт (грузооборот 7,1 млн. т в 2006; 5-е место среди герм. речных портов). Портовый комплекс К. включает 5 гаваней (реконструированы в кон. 20 – нач. 21 вв.) и специализир. нефтяной порт; в портовой зоне создан центр логистич. услуг междунар. значения. Аэропорт Карлсруэ – Баден-Баден (в 40 км к югу от К.; ок. 840 тыс. пассажиров в 2006).
Основан в 1715 маркграфом Баден-Дурлаха Карлом Вильгельмом (1679–1738) как столица его владений. Своим расцветом обязан маркграфу Карлу Фридриху (1738–1811), яркому представителю просвещённого абсолютизма. С 1771 столица объединённого маркграфства, с 1803 – курфюршества, в 1806–1918 – великого герцогства (с 1871 в составе Герм. империи), в 1919–45 – Свободного гос-ва Баден. В 1843 соединён железной дорогой с Мангеймом. В 1849 в К. была провозглашена Баденская республика, вскоре подавленная прус. войсками. В 1945–49 в амер. зоне оккупации Германии, в 1945–52 в составе земли Вюртемберг-Баден, с 1952 – земли Баден-Вюртемберг.
Город построен по строго регулярному радиально-кольцевому плану 1715 – нач. 19 в. (идея И. Ф. фон Батцендорфа). От барочного дворца (1752–82, архитекторы Л. Ф. де ла Гепьер, А. Ф. фон Кесcлау; ныне Баденский музей: собрание первобытного, др.-егип., античного, ср.-век. иск-ва, ренессансной и барочной скульптуры) расходятся 32 луча; к северу – парковые аллеи, к югу – гор. улицы возникшего в 1-й четв. 19 в. нового гор. центра (сильно пострадал от воен. действий в 1944), застроенного арх. Ф. Вайнбреннером в стиле классицизма: католич. ц. Св. Стефана (1808–14), евангелич. церковь (1807–16), маркграфский дворец (1803–17, сохранилась центр. часть), быв. здание ландтага (1822), Ратуша (1815–25), Монетный двор (1816–1827). Среди др. сооружений: т. н. Малая церковь (1773–76), гробница маркграфа Карла Вильгельма в виде пирамиды (1825), колонна Конституции (1826), здание Кунстхалле (Худож. галерея, 1837–46, арх. Х. Хюбш, достраивалось в 1891–96, 1908–10 и 1982–90; музей основан в 1803, европ. живопись и графика 15–20 вв.), гл. почтамт (1900), ж.-д. вокзал (1913), посёлки Рюппур (1907, арх. Ф. Остендорф), Даммершток (1928–1929, арх. В. Гропиус и др.). После 2-й мировой войны сохранена веерообразная система улиц, которую пересекает гл. торговая и деловая ул. Кайзерштрасе; построены здания муниципалитета, драматич. театра (1950) и др. В 1970–1975 арх. Х. Батцнер перестроил разрушенное в 1944 здание Баденского гос. театра (1808, арх. Вайнбреннер, восстановлен после пожара в 1853, арх. Хюбш). Комплекс Ун-та Фридерициана (старое здание – 1832–36, арх. Хюбш; корпуса – 1892, 1950-х гг.).
К. – важный центр культуры, науки и образования. Среди н.-и. учреждений: ин-ты Об-ва Фраунгофера по содействию прикладным исследованиям – НИИ системных и инновац. исследований (ISI) и НИИ информац. технологий (IITB), Федеральный исследовательский ин-т питания, Ин-т гидротехнич. строительства, Ин-т земли Баден-Вюртемберг по охране окружающей среды. Ун-т Фридерициана (основан в 1825 как первая в Германии высшая технич. школа; в 1865 Фридрих I Баденский даровал школе статус ун-та; совр. назв. с 1967), Гос. АХ (1854), Ун-т техники и экономики (основан в 1878 как Баденская высшая горно-инженерная школа), Педагогич. ун-т (1757, совр. назв. с 1962), Проф. академия (1979). Гос. высшая школа музыки (основана в 1812 как хоровая школа, с 1837 муз. школа, работала под разными названиями, в 1949 объединилась с Баденской конс., совр. назв. с 1971). Н.-и. ин-т М. Регера (1996). Центр иск-ва и медийных технологий (ZKM; создан в 1989, открыт в 1997; осн. идея – соединение традиц. иск-ва с совр. видео- и компьютерными технологиями), в его составе: Высшая школа (ун-т) дизайна (1992), студия эксперим. музыки, Ин-т видео- и компьютерного иск-ва, Музей мультимедийного иск-ва, Музей нового иск-ва. Баденский музей (1919, открыт в 1921), Худож. галерея (1803). Др. музеи: Гос. музей естествознания (1751), «Майоликовая мануфактура» (действующая фабрика по произ-ву керамики, основана в 1901), Литературный музей Верхнего Рейна (1965), города, истории права, нового иск-ва. Баденская б-ка (1500), Архив земли Баден-Вюртемберг (1803). Театры: Камерный (1956), кукол (1987) и др.
Центр. место в муз. жизни занимает Баденский гос. театр (основан в 1808, с 1810 придворный, совр. назв. с 1933), объединяющий оперную, балетную и драматич. труппы; в состав театра входят Гос. капелла (в К. с 1719; старейший в К. муз. коллектив) и Гос. оперный хор. Спектакли и концерты проходят в зданиях «Опернхаус» и «Шаушпильхаус», с 1997 также в театре «Инзель». С 1978 Баденский гос. театр проводит ежегодный фестиваль «Дни Генделя» (с 1985 междунар.). На сцене «Зандкорн-театер» (1956) ставятся мюзиклы. Классич. музыку исполняет оркестр ун-та К. «Collegium musicum» (1925), авангардную – «Ансамбль–13» (1973). Баденский хоровой союз (1862) объединяет ок. 1500 коллективов земли Баден-Вюртемберг, проводит конкурсы. Среди хоров наиболее известен «Баховский хор» (1905). К. участвует в региональной программе Фонда рок-музыки (при радиостанции SWR; основан в 1996) и в работе Академии поп-музыки земли Баден-Вюртемберг (основана в 2003 в Мангейме). Междунар. фестивали: «Дни музыки» (с 1982), музыки и театра «Дни европейской культуры» (с 1983).
В К. проходили Всемирные игры (1989), чемпионат мира по греко-римской борьбе (1955), матчи чемпионата мира по гандболу (1961), чемпионата Европы по баскетболу (1985, 1993), чемпионата мира по баскетболу среди женщин (1998). Футбольный клуб «Карлсруэ» – чемпион Германии (1909), обладатель Кубка Германии (1955, 1956). Гл. объекты спортивной инфраструктуры – крытый спорткомплекс «Европахалле» и стадион «Вильдпаркштадион» (32 тыс. мест).
В нач. 21 в., благодаря высокому науч.-технич. потенциалу, развитой энергетич. базе и хорошо оборудованному порту, К. считается одним из самых перспективных «полюсов роста» герм. экономики. В экономике города доминирует сфера услуг; важнейшее направление специализации – НИОКР и образование. К. – один из ключевых инновац. центров на юго-западе Германии. Технологич. парк (объединяет ок. 150 фирм, работающих в области высоких технологий). Н.-и. центр К. (FZK; быв. Центр ядерных исследований в пригороде Леопольдсхафен); в 2006 на базе этого центра и Ун-та Фридерициана создан Технологич. ин-т К. (НИОКР в области микро- и нанотехнологий, программного обеспечения, материаловедения, энергетики).
К. называют «резиденцией права» Германии; здесь размещаются две высшие судебные инстанции страны – Верховный федеральный суд (с 1950) и Федеральный конституционный суд (с 1951), а также Генеральная прокуратура, ряд др. федеральных и земельных ведомств. В городе расположены штаб-квартиры и представительства ряда крупных корпораций, в т. ч. концерна EnBW AG (крупнейший производитель электроэнергии в Баден-Вюртемберге), центральноевроп. офис франц. резинотехнич. корпорации «Michelin», головной герм. офис финско-швед. лесопромышленного концерна «Stora Enso», региональное правление «Siemens AG», штаб-квартира компании «S&G Automobil AG» (одна из ведущих в сфере логистики, продаж, ремонта и обслуживания легковых автомобилей в Германии). К. – значит. центр издательской деятельности, место проведения крупных пром. и науч.-технич. выставок, междунар. ярмарок, науч. конференций, съездов обществ.-политич. движений и партий. Массовые мероприятия проводятся в Конгресс-центре К. (16 тыс. мест) и Выставочном комплексе (в юж. пригороде Рейнштеттен; открыт в 2003 на месте быв. аэропорта Форхайм; 10 тыс. мест); оба комплекса обслуживаются компанией «Karlsruher Messe- und Kongress-GmbH». К. – один из ведущих герм. центров страхового бизнеса («Allianz Lebensversicherung AG», «Badische Allgemeine Versicherung AG», «Karlsruher Versicherungen» и др.); крупный банковско-финансовый центр (правления Volksbank Karlsruhe EG и PSD Bank Karlsruhe EG, представительства земельных банков Landesbank Baden-Württemberg, Landeskreditbank Baden-Württemberg, франц. финансовой корпорации «Societé Générale S. A.»).
Гл. отрасль пром-сти – машиностроение (станко-, вагоно-, локомотиво- и автомобилестроение, тяжёлое машиностроение, электротехнич. и радиоэлектронное, приборостроение, произ-во оборудования для переработки пластмасс и др.). Радиоэлектронные и электротехнич. предприятия «Siemens AG» в К. с 1997 объединены в пром. парк (Siemens Industriepark Karlsruhe). Автозаводы «Daimler AG» в юж. пригороде Раштатт (1992; производств. мощность возросла за 1997–2007 с 40 тыс. до 200 тыс. автомобилей в год) и городе-спутнике К. – Вёрте (1963; на левобережье Рейна, земля Рейнланд-Пфальц). Традиционно развито воен. произ-во (гл. обр. стрелковое оружие и боеприпасы). К. (наряду с Ингольштадтом и Гамбургом) – один из ведущих центров герм. нефтеперерабатывающей пром-сти. Предприятие «Mineralölraffinerie Oberrhein» (MiRO) – крупнейшее в стране и одно из самых производительных в Европе (мощность ок. 15 млн. т нефти в год); нефть поступает по трансальпийским нефтепроводам из Триеста (Италия) и Лавера (близ Марселя, Франция). Химич. пром-сть специализируется на произ-ве пластмасс, переработке синтетич. каучука, выпуске резинотехнич. изделий и наукоёмкой продукции «тонкой» химии. Завод компании «Michelin Reifenwerke KGaA» (мощность 1,8 млн. автомобильных шин в год) – один из крупнейших в Германии. Высоким технологич. уровнем отличается фармацевтич. пром-сть (предприятия компаний «Pfizer», «Dr. Wilmar Schwabe GmbH & Co KG» и др.), произ-во косметич. средств и продукции бытовой химии («L’Or ́eale» и др.). Предприятия целлюлозно-бумажной, пищевой, табачной, полиграфич., мебельной пром-сти, по выпуску стройматериалов.
Лит.: Valdenaire A. Karlsruhe, die klassisch gebaute Stadt. Augsburg, 1929; Meny H. Unser Karlsruhe. 2. Aufl. Karlsruhe, 1965; Meininger H., Doerrschuck H. 250 Jahre Karlsruhe. Karlsruhe, 1965; idem. Karlsruhe: Stadtgeschichte und Bilddokumentation. Karlsruhe, 1984; Bohtz C. H. Karlsruhe. 2. Aufl. Münch.; B., 1970; Ludwig A., Schmidt-Bergman H., Schmidt B. Karlsruhe. Architektur im Blick: ein Querschnitt. Karlsruhe, 2005.