ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. 1890—1907


Карлсруэ (Karlsruhe) — гл. гор. великаго герцогства Баденъ, на равнинѣ, въ  8 км. къ В. отъ берега Рейна. Изящный дворецъ въ старо-французскомъ стилѣ; передъ нимъ площадь съ 6 фонтанами и памятникомъ вел. герц. Карлу-Фридриху; красивая ратуша. Два парка, дворцовый и Гардтвальдъ (Hardtwald). Высшее техническое учил. (Polytechnikum), одно изъ лучшихъ въ Германiи; художественныя школы, музей художественныхъ произведенiй, ботаническiй садъ, музей произведенiй промышленности и т. д. 49283 жит.; 40% изъ нихъ католики. Промышленность начала развиваться только въ послѣднее время: фбр. машинъ, каретъ, металлическихъ патроновъ, мебели, швейныхъ машинъ, обоевъ, роялей и пр. Довольно оживленная торговля.

 

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


КАРСРУЭ, город на Ю.-З. Германии, в земле Вюртемберг-Баден; каналом соединён с Рейном. 198 т. ж. (1950). Центр маш.-строит. (вагоны, локомотивы, станки) и металлообр. пром.-сти. Высшая технич. школа.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


КАРЛСРУЭ (Karlsruhe), г. в ФРГ, на р. Рейн. 280 т. ж. (1976). Маш-ние, нефтепереработка.

 

 

КАРЛСРУЭ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016)


Карлсруэ. Дворец. 1752–82. Архитекторы Л. Ф. де ла Гепьер, А. Ф. фон Кесслау. Karlsruher Messe- und Kongress-GmbH

КА́РЛСРУЭ (Karlsruhe), го­род на юго-за­па­де Гер­ма­нии, зем­ля Ба­ден-Вюр­тем­берг. Нас. 287,3 тыс. чел. (2008); тре­тий по чис­лу жи­те­лей и эко­но­мич. зна­че­нию го­род Ба­ден-Вюр­тем­бер­га (по­сле Штут­гар­та и Ман­гей­ма). Рас­по­ло­жен близ гра­ни­цы с Фран­ци­ей, в 7 км к вос­то­ку от Рей­на (с 1901 свя­зан с ним ка­на­лом). Круп­ный транс­порт­ный узел: в К. схо­дят­ся ав­то­мо­биль­ные и же­лез­ные до­ро­ги (в т. ч. ско­ро­ст­ные ж.-д. ли­нии ICE) на Ман­гейм – Франк­фурт, Штут­гарт – Мюн­хен, Са­ар­брюк­кен, Страс­бур, Ба­зель и др. го­ро­да Гер­ма­нии и со­сед­них стран. С 2007 че­рез К. кур­си­ру­ет вы­со­ко­ско­ро­ст­ной по­езд TGV Па­риж – Страс­бур – Карл­сруэ – Штут­гарт (в К. де­ла­ет един­ст­вен­ную про­ме­жу­точ­ную ос­та­нов­ку на тер­ри­то­рии Гер­ма­нии). Реч­ной порт (гру­зо­обо­рот 7,1 млн. т в 2006; 5-е ме­сто сре­ди герм. реч­ных пор­тов). Пор­то­вый ком­плекс К. вклю­ча­ет 5 га­ва­ней (ре­кон­ст­руи­ро­ва­ны в кон. 20 – нач. 21 вв.) и спе­циа­ли­зир. неф­тя­ной порт; в пор­то­вой зо­не соз­дан центр ло­ги­стич. ус­луг ме­ж­ду­нар. зна­че­ния. Аэ­ро­порт Кар­лс­руэ – Ба­ден-Ба­ден (в 40 км к югу от К.; ок. 840 тыс. пас­са­жи­ров в 2006).

Ос­но­ван в 1715 марк­гра­фом Ба­ден-Дур­ла­ха Кар­лом Виль­гель­мом (1679–1738) как сто­ли­ца его вла­де­ний. Сво­им рас­цве­том обя­зан марк­гра­фу Кар­лу Фрид­ри­ху (1738–1811), яр­ко­му пред­ста­ви­те­лю про­све­щён­но­го аб­со­лю­тиз­ма. С 1771 сто­ли­ца объ­е­ди­нён­но­го марк­граф­ст­ва, с 1803 – кур­фюр­ше­ст­ва, в 1806–1918 – ве­ли­ко­го гер­цог­ст­ва (с 1871 в со­ста­ве Герм. им­пе­рии), в 1919–45 – Сво­бод­но­го гос-ва Ба­ден. В 1843 со­еди­нён же­лез­ной до­ро­гой с Ман­гей­мом. В 1849 в К. бы­ла про­воз­гла­ше­на Ба­ден­ская рес­пуб­ли­ка, вско­ре по­дав­лен­ная прус. вой­ска­ми. В 1945–49 в амер. зо­не ок­ку­па­ции Гер­ма­нии, в 1945–52 в со­ста­ве зем­ли Вюр­тем­берг-Ба­ден, с 1952 – зем­ли Ба­ден-Вюр­тем­берг.

Карлсруэ. Кунстхалле. 1837–46. Архитектор Х. Хюбш.

Го­род по­стро­ен по стро­го ре­гу­ляр­но­му ра­ди­аль­но-коль­це­во­му пла­ну 1715 – нач. 19 в. (идея И. Ф. фон Бат­цен­дор­фа). От ба­роч­но­го двор­ца (1752–82, ар­хи­тек­то­ры Л. Ф. де ла Гепь­ер, А. Ф. фон Кесcлау; ны­не Ба­ден­ский му­зей: со­б­ра­ние пер­во­быт­но­го, др.-егип., ан­тич­но­го, ср.-век. иск-ва, ре­нес­санс­ной и ба­роч­ной скульп­ту­ры) рас­хо­дят­ся 32 лу­ча; к се­ве­ру – пар­ко­вые ал­леи, к югу – гор. ули­цы воз­ник­ше­го в 1-й четв. 19 в. но­во­го гор. цен­тра (силь­но по­стра­дал от во­ен. дей­ст­вий в 1944), за­стро­ен­но­го арх. Ф. Вайн­брен­не­ром в сти­ле клас­си­циз­ма: ка­то­лич. ц. Св. Сте­фа­на (1808–14), еван­ге­лич. цер­ковь (1807–16), марк­граф­ский дво­рец (1803–17, со­хра­ни­лась центр. часть), быв. зда­ние ланд­та­га (1822), Ра­ту­ша (1815–25), Мо­нет­ный двор (1816–1827). Сре­ди др. со­ору­же­ний: т. н. Ма­лая цер­ковь (1773–76), гроб­ни­ца марк­гра­фа Кар­ла Виль­гель­ма в ви­де пи­ра­ми­ды (1825), ко­лон­на Кон­сти­ту­ции (1826), зда­ние Кун­ст­хал­ле (Ху­дож. га­ле­рея, 1837–46, арх. Х. Хюбш, до­ст­раи­ва­лось в 1891–96, 1908–10 и 1982–90; му­зей ос­но­ван в 1803, ев­роп. жи­во­пись и гра­фи­ка 15–20 вв.), гл. поч­тамт (1900), ж.-д. во­кзал (1913), по­сёл­ки Рюп­пур (1907, арх. Ф. Ос­тен­дорф), Дам­мер­шток (1928–1929, арх. В. Гро­пи­ус и др.). По­сле 2-й ми­ровой вой­ны со­хране­на вее­ро­об­раз­ная сис­те­ма улиц, ко­то­рую пе­ре­се­ка­ет гл. тор­го­вая и де­ло­вая ул. Кай­зер­шт­ра­се; по­стро­е­ны зда­ния му­ни­ци­па­ли­те­та, дра­ма­тич. те­ат­ра (1950) и др. В 1970–1975 арх. Х. Батц­нер пе­ре­стро­ил раз­ру­шен­ное в 1944 зда­ние Ба­ден­ско­го гос. те­ат­ра (1808, арх. Вайн­брен­нер, вос­ста­нов­лен пос­ле по­жа­ра в 1853, арх. Хюбш). Ком­плекс Ун-та Фриде­ри­циа­на (ста­рое зда­ние – 1832–36, арх. Хюбш; кор­пу­са – 1892, 1950-х гг.).

К. – важ­ный центр куль­ту­ры, нау­ки и об­ра­зо­ва­ния. Сре­ди н.-и. уч­ре­ж­де­ний: ин-ты Об-ва Фра­ун­го­фе­ра по со­дей­ст­вию при­клад­ным ис­сле­до­ва­ни­ям – НИИ сис­тем­ных и ин­но­вац. ис­сле­до­ва­ний (ISI) и НИИ ин­фор­мац. тех­но­ло­гий (IITB), Фе­де­раль­ный ис­сле­до­ва­тель­ский ин-т пи­та­ния, Ин-т гид­ро­тех­нич. строи­тель­ст­ва, Ин-т зем­ли Ба­ден-Вюр­тем­берг по ох­ра­не ок­ру­жаю­щей сре­ды. Ун-т Фри­де­ри­циа­на (ос­но­ван в 1825 как пер­вая в Гер­ма­нии выс­шая тех­нич. школа; в 1865 Фрид­рих I Ба­ден­ский да­ро­вал шко­ле ста­тус ун-та; совр. назв. с 1967), Гос. АХ (1854), Ун-т тех­ни­ки и эко­но­ми­ки (ос­но­ван в 1878 как Ба­ден­ская выс­шая гор­но-ин­же­нер­ная шко­ла), Пе­да­го­гич. ун-т (1757, совр. назв. с 1962), Проф. ака­де­мия (1979). Гос. выс­шая шко­ла му­зы­ки (ос­но­ва­на в 1812 как хо­ро­вая шко­ла, с 1837 муз. шко­ла, ра­бо­та­ла под раз­ны­ми названиями, в 1949 объ­е­ди­ни­лась с Ба­ден­ской конс., совр. назв. с 1971). Н.-и. ин-т М. Ре­ге­ра (1996). Центр иск-ва и ме­дий­ных тех­но­ло­гий (ZKM; соз­дан в 1989, от­крыт в 1997; осн. идея – со­еди­не­ние тра­диц. иск-ва с совр. ви­део- и ком­пь­ю­тер­ны­ми тех­но­ло­гия­ми), в его со­ста­ве: Выс­шая шко­ла (ун-т) ди­зай­на (1992), сту­дия экс­пе­рим. му­зы­ки, Ин-т ви­део- и ком­пь­ю­тер­но­го иск-ва, Му­зей муль­ти­ме­дий­но­го иск-ва, Му­зей но­во­го иск-ва. Ба­ден­ский му­зей (1919, от­крыт в 1921), Ху­дож. га­ле­рея (1803). Др. му­зеи: Гос. му­зей ес­те­ст­возна­ния (1751), «Май­о­ли­ко­вая ма­ну­фак­ту­ра» (дей­ст­вую­щая фаб­ри­ка по про­из-ву ке­ра­ми­ки, ос­но­ва­на в 1901), Ли­те­ра­тур­ный му­зей Верх­не­го Рей­на (1965), го­ро­да, ис­то­рии пра­ва, но­во­го иск-ва. Ба­ден­ская б-ка (1500), Ар­хив зем­ли Ба­ден-Вюр­тем­берг (1803). Те­ат­ры: Ка­мер­ный (1956), ку­кол (1987) и др.

Центр. ме­сто в муз. жиз­ни за­ни­ма­ет Ба­ден­ский гос. те­атр (ос­но­ван в 1808, с 1810 при­двор­ный, совр. назв. с 1933), объ­е­ди­няю­щий опер­ную, ба­лет­ную и дра­ма­тич. труп­пы; в со­став те­ат­ра вхо­дят Гос. ка­пел­ла (в К. с 1719; ста­рей­ший в К. муз. кол­лек­тив) и Гос. опер­ный хор. Спек­так­ли и кон­цер­ты про­хо­дят в зда­ни­ях «Оперн­ха­ус» и «Ша­уш­пиль­ха­ус», с 1997 так­же в те­ат­ре «Ин­зель». С 1978 Ба­ден­ский гос. те­атр про­во­дит еже­год­ный фес­ти­валь «Дни Ген­де­ля» (с 1985 ме­ж­ду­нар.). На сце­не «Занд­корн-теа­тер» (1956) ста­вят­ся мю­зик­лы. Клас­сич. му­зы­ку ис­пол­ня­ет ор­кестр ун-та К. «Collegium mu­sicum» (1925), аван­гард­ную – «Ан­самбль–13» (1973). Ба­ден­ский хо­ро­вой со­юз (1862) объ­е­ди­ня­ет ок. 1500 кол­лек­ти­вов зем­ли Ба­ден-Вюр­тем­берг, про­во­дит кон­кур­сы. Сре­ди хо­ров наи­бо­лее из­вес­тен «Ба­хов­ский хор» (1905). К. уча­ст­ву­ет в ре­гио­наль­ной про­грам­ме Фон­да рок-му­зы­ки (при ра­дио­стан­ции SWR; ос­но­ван в 1996) и в ра­бо­те Ака­де­мии поп-му­зы­ки зем­ли Ба­ден-Вюр­тем­берг (ос­но­ва­на в 2003 в Ман­гей­ме). Ме­ж­ду­нар. фес­ти­ва­ли: «Дни му­зы­ки» (с 1982), му­зы­ки и те­ат­ра «Дни ев­ро­пей­ской куль­ту­ры» (с 1983).

В К. про­хо­ди­ли Все­мир­ные иг­ры (1989), чем­пио­нат ми­ра по гре­ко-рим­ской борь­бе (1955), мат­чи чем­пио­на­та ми­ра по ганд­бо­лу (1961), чем­пио­на­та Ев­ро­пы по бас­кет­бо­лу (1985, 1993), чем­пио­на­та ми­ра по бас­кет­бо­лу сре­ди жен­щин (1998). Фут­боль­ный клуб «Кар­лс­руэ» – чем­пи­он Гер­ма­нии (1909), об­ла­да­тель Куб­ка Гер­ма­нии (1955, 1956). Гл. объ­ек­ты спор­тив­ной ин­фра­струк­ту­ры – кры­тый спорт­ком­плекс «Ев­ро­па­хал­ле» и ста­ди­он «Вильд­пар­кш­та­ди­он» (32 тыс. мест).

В нач. 21 в., бла­го­да­ря вы­со­ко­му на­уч.-тех­нич. по­тен­циа­лу, раз­ви­той энер­ге­тич. ба­зе и хо­ро­шо обо­ру­до­ван­но­му пор­ту, К. счи­та­ет­ся од­ним из са­мых пер­спек­тив­ных «по­лю­сов рос­та» герм. эко­но­ми­ки. В эко­но­ми­ке го­ро­да до­ми­ни­ру­ет сфе­ра ус­луг; важ­ней­шее на­прав­ле­ние спе­циа­ли­за­ции – НИОКР и об­ра­зо­ва­ние. К. – один из клю­че­вых ин­но­вац. цен­тров на юго-за­па­де Гер­ма­нии. Тех­но­ло­гич. парк (объ­е­ди­ня­ет ок. 150 фирм, ра­бо­таю­щих в об­лас­ти вы­со­ких тех­но­ло­гий). Н.-и. центр К. (FZK; быв. Центр ядер­ных ис­сле­до­ва­ний в при­го­ро­де Лео­польдс­ха­фен); в 2006 на ба­зе это­го цен­тра и Ун-та Фриде­ри­циа­на соз­дан Тех­но­ло­гич. ин-т К. (НИОКР в об­лас­ти мик­ро- и на­но­тех­но­ло­гий, про­грамм­но­го обес­пе­че­ния, ма­те­риа­ло­ве­де­ния, энер­ге­ти­ки).

К. на­зы­ва­ют «ре­зи­ден­ци­ей пра­ва» Гер­ма­нии; здесь раз­ме­ща­ют­ся две выс­шие су­деб­ные ин­стан­ции стра­ны – Вер­хов­ный фе­де­раль­ный суд (с 1950) и Фе­де­раль­ный кон­сти­ту­ци­он­ный суд (с 1951), а так­же Ге­не­раль­ная про­ку­ра­ту­ра, ряд др. фе­де­раль­ных и зе­мель­ных ве­домств. В го­ро­де рас­по­ло­же­ны штаб-квар­ти­ры и пред­ста­ви­тель­ст­ва ря­да круп­ных кор­по­ра­ций, в т. ч. кон­цер­на EnBW AG (круп­ней­ший про­из­во­ди­тель элек­тро­энер­гии в Ба­ден-Вюр­тем­бер­ге), цен­траль­ноев­роп. офис франц. ре­зи­но­тех­нич. кор­по­ра­ции «Michelin», го­лов­ной герм. офис фин­ско-швед. ле­со­про­мыш­лен­но­го кон­цер­на «Stora Enso», ре­гио­наль­ное прав­ле­ние «Siemens AG», штаб-квар­ти­ра ком­па­нии «S&G Automobil AG» (од­на из ве­ду­щих в сфе­ре ло­ги­сти­ки, про­даж, ре­мон­та и об­слу­жи­ва­ния лег­ко­вых ав­то­мо­би­лей в Гер­ма­нии). К. – зна­чит. центр из­да­тель­ской дея­тель­но­сти, ме­сто про­ве­де­ния круп­ных пром. и на­уч.-тех­нич. вы­ста­вок, ме­ж­ду­нар. яр­ма­рок, на­уч. кон­фе­рен­ций, съез­дов об­ществ.-по­ли­тич. дви­же­ний и пар­тий. Мас­со­вые ме­ро­прия­тия про­во­дят­ся в Кон­гресс-цен­тре К. (16 тыс. мест) и Вы­ста­воч­ном ком­плек­се (в юж. при­го­ро­де Рейн­штет­тен; от­крыт в 2003 на мес­те быв. аэ­ро­пор­та Фор­хайм; 10 тыс. мест); оба ком­плек­са об­слу­жи­ва­ют­ся ком­па­ни­ей «Karls­ruher Messe- und Kongress-GmbH». К. – один из ве­ду­щих герм. цен­тров стра­хо­во­го биз­не­са («Allianz Lebensversicherung AG», «Badische Allgemeine Versicherung AG», «Karlsruher Versicherungen» и др.); круп­ный бан­ков­ско-фи­нан­со­вый центр (прав­ле­ния Volksbank Karlsruhe EG и PSD Bank Karlsruhe EG, пред­ста­ви­тель­ст­ва зе­мель­ных бан­ков Landesbank Ba­den-Württemberg, Landeskreditbank Ba­den-Württemberg, франц. фи­нан­со­вой кор­по­ра­ции «Societé Générale S. A.»).

Гл. от­расль пром-сти – ма­ши­но­строе­ние (стан­ко-, ва­го­но-, ло­ко­мо­ти­во- и ав­то­мо­би­ле­строе­ние, тя­жё­лое ма­ши­но­строе­ние, элек­тро­тех­нич. и ра­дио­элек­трон­ное, при­бо­ро­строе­ние, про­из-во обо­ру­до­ва­ния для пе­ре­ра­бот­ки пла­ст­масс и др.). Ра­дио­элек­трон­ные и элек­тро­тех­нич. пред­при­ятия «Siemens AG» в К. с 1997 объ­е­ди­не­ны в пром. парк (Siemens In­du­st­rie­park Karlsruhe). Ав­то­за­во­ды «Daim­ler AG» в юж. при­го­ро­де Раш­татт (1992; про­из­водств. мощ­ность воз­рос­ла за 1997–2007 с 40 тыс. до 200 тыс. ав­то­мо­би­лей в год) и го­ро­де-спут­ни­ке К. – Вёр­те (1963; на ле­во­бе­ре­жье Рей­на, зем­ля Рейн­ланд-Пфальц). Тра­ди­ци­он­но раз­ви­то во­ен. про­из-во (гл. обр. стрел­ко­вое ору­жие и бо­е­при­па­сы). К. (на­ря­ду с Ин­голь­штад­том и Гам­бур­гом) – один из ве­ду­щих цен­тров герм. неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щей пром-сти. Пред­при­ятие «Mineralölra­f­fi­nerie Oberrhein» (MiRO) – круп­ней­шее в стра­не и од­но из са­мых про­из­во­ди­тель­ных в Ев­ро­пе (мощ­ность ок. 15 млн. т неф­ти в год); нефть по­сту­па­ет по тран­с­аль­пий­ским неф­те­про­во­дам из Три­ес­та (Ита­лия) и Ла­ве­ра (близ Мар­се­ля, Фран­ция). Хи­мич. пром-сть спе­циа­ли­зи­ру­ет­ся на про­из-ве пла­ст­масс, пе­ре­ра­бот­ке син­те­тич. кау­чу­ка, вы­пус­ке ре­зи­но­тех­нич. из­де­лий и нау­ко­ём­кой про­дук­ции «тон­кой» хи­мии. За­вод ком­па­нии «Michelin Reifenwerke KGaA» (мощ­ность 1,8 млн. ав­то­мо­биль­ных шин в год) – один из круп­ней­ших в Гер­ма­нии. Вы­со­ким тех­но­ло­гич. уров­нем от­ли­ча­ет­ся фар­ма­цев­тич. пром-сть (пред­при­ятия ком­па­ний «Pfizer», «Dr. Wilmar Schwabe GmbH & Co KG» и др.), про­из-во кос­ме­тич. средств и про­дук­ции бы­то­вой хи­мии («L’Or ́eale» и др.). Пред­при­ятия цел­лю­лоз­но-бу­маж­ной, пи­ще­вой, та­бач­ной, по­ли­гра­фич., ме­бель­ной пром-сти, по вы­пус­ку строй­ма­те­риа­лов.

Лит.: Valdenaire A. Karlsruhe, die klassisch ge­baute Stadt. Augsburg, 1929; Meny H. Un­ser Karls­ruhe. 2. Aufl. Karlsruhe, 1965; Meinin­ger H., Doerrschuck H. 250 Jahre Karlsruhe. Karls­ruhe, 1965; idem. Karlsruhe: Stadt­ge­schichte und Bilddokumentation. Karlsruhe, 1984; Bohtz C. H. Karlsruhe. 2. Aufl. Münch.; B., 1970; Ludwig A., Schmidt-Bergman H., Schmidt B. Karlsruhe. Architektur im Blick: ein Querschnitt. Karlsruhe, 2005.

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024