ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Большая Энциклопедия. В 20 т.— СПб.: Тип. Книгоиздательского Т-ва "Просвещение", 1900—1905


Исторiя (лат. Нistoria), весьма обширное понятiе, которымъ въ обыденной жизни означаютъ сумму событiй, происшедшихъ во времени и пространствѣ. При этомъ въ нькоторыхь явленiяхъ главную роль играеть пространство, въ другихъ же время. Къ первой категорiи относятся явленiя природы, ко второй событiя человѣческой жизни въ ея нравственномъ развитiи. Задача И., какъ науки, состоятъ въ томъ, чтобы слѣдить за развитiемъ нравственнаго мiра и въ томъ, чтобы понимать, на основанiи настоящаго, событiя прошлаго и давать имъ надлежащую оцѣнку. И. требуетъ философскаго взгляда и можетъ развиться въ философiю И. Смотря по объему того, что служитъ предметомъ историческаго изученiя, И. можно раздѣлить на спецiальную, частную, и на всеобщую или всемiрную. Спецiальная И. или монографiя представляетъ одно какое-либо историческое событiе въ его теченiи, съ объяснiемъ его причинъ и его отношенiя къ прочимъ историческимъ явленiямъ или указываетъ его мѣсто въ ряду всемiрныхъ событiй. Когда H. занимается описанitмъ жизни одного какого-либо лица, она называется бiографiей. Частная И. есть исторiя одного народа, одной мѣстности, одного города и г. д. Всеобщая или всемiрная И.  перерабатываетъ данныя частныхъ и спецiальныхъ И. въ одно гармоническое цѣлое и представляетъ фазисы, которые принимаетъ жизнь человѣческаго рода въ теченiе вѣковъ. Всемiрная И. распадается на двѣ части: древнюю и новую. Рубежемъ этихъ двухъ перiодовъ слѣдуетъ считать тотъ моментъ, когда христiанство прiобрѣлво господствующее значенiе между народами тогдашняго цивилизованнаго мiра и тѣмъ самымъ дало иное направленiе ихъ развитiю. Новая исторiя опять дѣлится на три части: среднюю, новую и новѣйшую, границами хоторыхъ служать: конецъ XV и начало ХVI вв. со своими знаменательными событiями, произведшими по большей части глубокiе перевороты въ судьбѣ народовъ, и французская революцiя. Но ни одинъ изъ этихъ перiодовъ И. не составляетъ самъ по себѣ одного законченнаго и замкнутаго цѣлаго, такъ какъ одно событiе вытекаетъ изъ другого и всѣ они составляютъ одну непрерывную цѣпь. Поэтому и раздѣленiе на перiоды имѣетъ лишь цѣлью облегчить обзоръ и изученiе этой подавляющей массы историческаго матерьяла, распредѣляя его на группы.

Методы историческаго изслѣдованiя.

Для изучения и изслѣдованiя И. необходимо прежде всего историческiй матерiялъ, облегчающiй наше пониманiе прошлаго. Этотъ матеръялъ раздѣляется на двѣ большiя категорiи: памятники, т. е устатки той эпохи, которую историкъ изучаетъ, дающiе намъ непосредственно свѣденiя о жизни и культурѣ даннаго народа; къ нимъ принадлежатъ развалины городовъ, Пальмира, Ѳивы, Помпея и т, д.; надписи, медали, монеты, сохранившiяся произведенiя искусства, оружiе, утварь, законы, нравы и обычаи, языкъ, религiя, однимъ словомъ различные продукты государственной соцiальной и частной жизни народа,— и источники, т. е. не самые предметы, а сообщаемыя современниками или позднѣйшими писателями свѣдѣнiя о данной странѣ и о данномъ народѣ. Такiе источники могутъ быть устные и письменные. Къ устнымъ принадлежатъ хроизведенiя народной литературы: сказанiя, пѣсни, былины; къ письменнымъ рѣчи, брошюры, памфлеты, политическiя сочиненiя и наконецъ газеты и историческiя сочиненiя.

Оцѣнка историч. матерьяла по отношенiю къ событiямъ составляетъ предметъ историч. критики, которая, кромѣ того, занимается сортировкой источниковъ и документовъ на подлинные и поддѣльные.

Вспомогательными науками при изученiи историческихъ памятниковъ, источниковъ и при разборкѣ историческаго матерьяла служатъ географiя, этнографiя, психологiя народовъ, статистика, хронологiя и генеалогiя. Эти науки необходимы историку при всѣхъ его работахъ. Но существуютъ и еще вспомогательныя науки для пониманiя извѣстнаго рода памятниковъ и источников. Это палеографiя, археологiя, геральдика, нумизматика, апиграфiя, дипломатiя и сфрагистика. Отцомъ исторiи называютъ Геродота. За нимъ следовали Фукидидъ, Ксенофонтъ, Полибiй. У римляцъ искусство писать исторiю развилось лишь въ послѣднемъ столѣтiи республики. Саллюстiй, Ливiй и Тацитъ могутъ смѣло быть поставлены рядомъ со своими греческими образцами. Позднѣйшiе историки: Светонiй, Веллей, Iосифъ Аммiанъ, Дiонъ Кассiй и др. могутъ также еще считаться представителями цвѣтущаго перiода историографiи.

Въ среднихъ вѣкахъ искусство это какъ бы совершенно угасло, если не считать нѣсколькихъ бiографiй, какъ напр., 6iографiю Карла В., написанную Эйнгардомъ, мемуаровъ и нѣсколькихъ историческихъ сочинiй. Возрожденiе исторiографiи произошло въ эпоху гуманистовъ въ Италiи, где Маккiавелли положилъ основанiе современному роду писанiя И.

И. въ произведенiяхъ искусства олицетворяется музой Клiо, изображаемой со сверткомъ и стилемъ въ рукахъ и книгами возлѣ нея.

 

 

Ссылка


 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024