Энциклопедический Словарь. Том 1. — Москва, 1953—1955. — С. 470
ГРАМОТНОСТЬ, в широком смысле — знание законов и правил родного языка в сочетании с твёрдыми навыками пользования ими в устной и письменной речи.
Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 339
ГРАМОТНОСТЬ, 1) в широком смысле — владение навыками устной и письм. речи в соответствии с нормами лит. яз. 2) В узком смысле — умение только читать или читать и писать простейшие тексты. 3) Наличие знаний в к.-л. области (полит. Г., техн. Г.).
Большая российская энциклопедия. Том 7. — Москва, 2007. — С. 618-619. Электронная версия
ГРА́МОТНОСТЬ, определённая степень владения человеком навыками чтения и письма в соответствии с грамматич. нормами родного языка. Один из важнейших показателей социально-культурного развития населения. Конкретное содержание понятия «Г.» менялось исторически, расширяясь с ростом обществ. требований к социализации индивида: от простого умения читать – к умению читать, писать и производить элементарные вычисления. В последние десятилетия 20 в. в странах, достигших всеобщей Г. населения, используется показатель общего уровня образования населения. Показатель Г. сохраняет своё значение в историч. оценке развития культуры.
Согласно статистике ООН, в 2000 в мире было 862 млн. неграмотных (в возрасте 15 лет и старше), что составляет ок. 20% взрослого населения планеты. В целях привлечения обществ. внимания к этой проблеме в 2001 ООН провозглашено 10-летие грамотности (2003–12) и поставлена конкретная задача: путём целенаправленной работы с соответствующими локальными социокультурными категориями населения существенно поднять уровень Г. С 1966 отмечается Междунар. день грамотности (8 сент.).
Исторический очерк
Потребность в Г. и в обучении грамоте возникла в раннеклассовом обществе и была связана с появлением письменности.
В обществах традиц. типа Г. – достояние верхних слоёв общества и некоторых социальных категорий, связанных с системой управления и обслуживанием письм. культуры. Потребность в Г. ощущали и торговые, и ремесленные слои населения, для которых умение читать, писать и считать обусловлено характером их деятельности.
В целом же можно полагать, что в традиц. европ. обществе на исходе Средневековья грамотой владели примерно 10–15% населения, преим. городского. Крестьянство (осн. класс этого общества) оставалось неграмотным. Реальные данные о состоянии и развитии Г. населения в отд. странах Европы в средние века и при переходе к Новому времени фрагментарны, касаются лишь определённых категорий населения (напр., рекруты, новобрачные).
Главной историч. причиной, вызвавшей необходимость всеобщей Г., была модернизация. Выделяются три крупных историч. этапа, отразивших хронологически неравномерную картину вступления отд. групп стран в процесс реализации всеобщей грамотности.
В период Реформации всеобщее (в разных формах) обучение грамоте начало реализовываться в группе стран, расположенных вокруг бассейна Северного и Балтийского морей (Англия, Норвегия, Швеция, Финляндия, Эстония, Латвия, многочисл. герм. княжества, Дания, Голландия, Швейцария), что было связано с появившейся возможностью и необходимостью каждому читать Библию.
В эпоху Просвещения в этот процесс включились Франция, Габсбургская монархия (Австрия, Чехия, Словения, Венгрия, Хорватия, Словакия, Сев. Италия), Речь Посполита, Бельгия.
Во 2-й пол. 19 в. в процесс всеобщего обучения грамоте были вовлечены страны юго-запада, юга, юго-востока и востока Европы – от Португалии и Испании, Юж. Италии до балканских государств (Греции, Болгарии, Сербии, Румынии).
В первой группе стран всеобщая Г. населения (до 99%) была достигнута к 1880-м гг., во второй – в 1930-е гг., в третьей – в осн. к кон. 20 в. (Имели место и перемещения отд. стран в другую, более высокую, или, наоборот, более низкую группу.)
Грамотность в России. Удовлетворительной целостной картины развития Г. в России, сделанной с учётом соответствующего общеевропейского контекста, пока не существует. Первые попытки осмыслить эту проблему как практич. задачу гос. политики принадлежат Екатерине II, пробовавшей использовать для России опыт австр. просветительной школьной реформы 1774, вводившей всеобщее 6-летнее начальное обучение.
Первая рос. перепись (1897) показала огромное отставание России от абсолютного большинства стран Европы. Г. населения составляла лишь 24% (грамотными считались умевшие хотя бы читать; учёт производился для лиц в возрасте от 9 лет и старше). Внутри страны значительными были различия в Г. населения. Так, в прибалтийских губерниях отмечался её высокий уровень (Эстляндская – 95%, Лифляндская – 92%, Курляндская – 85%), а в вост. части Рос. империи население было практически полностью неграмотным.
После Окт. революции 1917 проблема всеобщей Г. населения выдвигается в качестве важнейшей практич. политич. задачи. Её полное и быстрое решение полагалось возможным (помимо организации школьного всеобуча) с помощью фронтального обучения грамоте всего неграмотного населения страны. В 1919 в СССР принят декрет СНК «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» с 8 до 50 лет. В этот процесс включались массовые обществ. организации. В 1920 СНК создал Всерос. чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности (ВЧК л/б), которая взяла под свой контроль организацию курсов ликбеза, подготовку учителей, издание учебной лит-ры. Каждый населённый пункт с числом неграмотных св. 15 должен был иметь школу грамоты (ликпункт, срок обучения 3–4 мес). К осени 1920 только силами ВЧК л/б были созданы курсы ликвидаторов безграмотности в 26 губерниях. Осенью 1923 было создано Всерос. добровольное об-во «Долой неграмотность!», которое к концу года объединяло св. 100 тыс. членов. В РСФСР об-во содержало (1924) св. 11 тыс. ликпунктов (св. 500 тыс. уч-ся). Во 2-й пол. 1920-х гг. об-во перенесло осн. работу в деревню. В 1926 Г. лиц в возрасте 9–49 лет составила 56,6%. Всего в 1917–27 было обучено грамоте до 10 млн. взрослых, в т. ч. в РСФСР 5,5 млн. чел. Данные довоенных сов. переписей о быстром росте Г. (в 1920 – 41,7% грамотных, в 1926 – 51,1%, в 1939 – 81,2%) как будто подтверждают однозначность политич. вывода о том, что СССР также стал страной сплошной Г. Однако в послевоенный период данные о Г. всего населения (с 9 лет) не публикуются – их везде замещает (со ссылкой на декрет 1919) выборка возрастов с 9 до 49 лет (в 1897 – 28,4% грамотных, в 1926 – 56,6%, в 1939 – 84,0%, в 1959 – 98,5%). Т. о., исключение из подсчёта возрастов старше 50 лет даёт к 1959 «требуемый» показатель Г., близкий к 100%.
Послевоенные сов. переписи позволяют реконструировать и более реальную картину процесса – с учётом его демографич. механизма. Характеризуя образоват. структуру населения в целом, эти переписи не исключают из общей совокупности, но и не выделяют в качестве самостоятельной категорию лиц, не имеющих законченного начального образования, и лиц без образования. Таковых в общем составе населения СССР старше 9 лет было: в 1959 – 32,9%, в 1970 – 22,4%, в 1979 – 11,3%, в 1989 – 5,5%. Именно эти данные отражают реальную картину процесса развития Г. в СССР и форсированного формирования характеристик образоват. структуры совр. общества.
Рос. перепись населения (2002) показала, что удельный вес лиц без законченного начального образования снизился до 1%, в т. ч. неграмотных – до 0,6%.
Лит.: Лавлей Э. Народное образование. Народные школы: их современное положение и относящееся к ним законодательство во всех государствах. СПб., 1873; Левассер Э. Народное образование в цивилизованных странах. СПб., 1898–1899. Т. 1–2; Progress of literacy in various countries. P., 1953; Рашин А. Г. Население России за 100 лет. М., 1956; World of literacy in various countries. P., 1957; Богданов И. М. Грамотность и образование в дореволюционной России и в СССР. М., 1964; Просвещение в странах мира. М., 1967; Население России за 100 лет (1897–1997). М., 1998; Десятилетие грамотности: начало. 2003–2004: отчет ЮНЕСКО. М., 2005; Graff H. J. Literacy in history: an interdisciplinary research bibliography. N. Y., 1981.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«Отчёт о развитии человечества» 2011
Гра́мотность (от лат. grammatica «учение о словесности» ← др.-греч. γραμματική «словесность, грамматика») — степень владения человеком навыками чтения и письма на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать, или только читать на каком-либо языке... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ