ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Популярная художественная энциклопедия. Книга 1. — Москва, 1986


Готика (от итал. gotico, букв.— готский, от назв. герм. племени готов), готический стиль, художеств. стиль, явившийся завершающим этапом в развитии ср.-век. иск-ва стран Зап., Центр. и частично Вост. Европы (между сер. 12 и 15—16 вв.). Термин «Г.» введён в эпоху Возрождения как уничижительное обозначение всего ср.-век. иск-ва, считавшегося «варварским». С нач. 19 в., когда для иск-ва 10—12 вв. был принят термин романский стиль, были ограничены хронологич. рамки Г., в ней выделили раннюю, зрелую (высокую) и позднюю фазы. Г. развивалась в странах, где господствовала католич. церковь, и под её эгидой феод.-церк. основы сохранялись в идеологии и культуре эпохи Г. Готич. иск-во оставалось преим. культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами. Для Г. характерны символико-аллегорич. тип мышления и условность художеств. языка. От романского стиля Г. унаследовала главенство арх-ры в системе иск-в и традиц. типы культ. зданий. Особое место в иск-ве Г. занимал собор — высший образец синтеза арх-ры, скульптуры и живописи (преим. витражей). Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры динамич. архит. ритмам, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоц. воздействие на верующих.

Развитие иск-ва Г. отражало и кардинальные изменения в структуре ср.-век. общества: начало формирования централизованных гос-в, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил — гор., торг. и ремесл., а также придворно-рыцарских кругов. По мере развития общественного сознания, ремесла и техники ослабевали устои ср.-век. религ.-догматич. мировоззрения, расширялись возможности познания и эстетич. осмысления реального мира; складывались новые архит. типы и тектонич. системы. Интенсивно развивались градостр-во и гражд. архитектура. Гор. архитектурные ансамбли включали культ. и светские здания, укрепления, мосты, колодцы. Гл. гор. площадь часто обстраивалась домами с аркадами, торг. и складскими помещениями в ниж. этажах. От площади расходились гл. улицы; узкие фасады 2-, реже 3-этажных домов с высокими фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных. Города окружались мощными стенами с богато украшенными проездными башнями. Замки королей и феодалов постепенно превращались в сложные комплексы креп., дворцовых и культ. сооружений. Обычно в центре города, господствуя над его застройкой, находился замок или собор, становившийся средоточием гор. жизни. В нём наряду с богослужением устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, происходили собрания горожан. Собор мыслился своего рода сводом знания (гл. обр. богословского), символом Вселенной, а его художеств. строй, сочетавший торжеств. величие со страстной динамикой, изобилие пластич. мотивов со строгой иерархич. системой их соподчинения, выражал не только идеи ср.-век. обществ. иерархии и власти божеств. сил над человеком, но и растущее самосознание горожан, творч. величие усилий человеческого коллектива.

Смелая и сложная каркасная конструкция готического собора, воплотившая торжество дерзновенной инженерной мысли человека, позволила преодолеть массивность романских построек, облегчить стены и своды, создать динамич. единство внутр. пространства. В Г. происходит обогащение и усложнение синтеза иск-в, расширение системы сюжетов, в к-рой отразились ср.-век. представления о мире. Осн. видом изобразит. иск-ва была скульптура, получившая богатое идейно-художеств. содержание и развитые пластич. формы. Застылость и замкнутость романских статуй сменились подвижностью фигур, их обращением друг к другу и к зрителю. Возник интерес к реальным природным формам, к физич. красоте и чувствам человека, новую трактовку получили темы материнства, нравств. страдания, мученичества и жертвенной стойкости человека. В Г. органически переплелись лиризм и трагич. аффекты, возвыш. духовность и социальная сатира, фантастич. гротеск и фольклорность, острые жизн. наблюдения. В эпоху Г. расцвела книжная миниатюра и появилась алтарная живопись, достигло высокого подъёма декор. иск-во, связанное с высоким уровнем развития цехового ремесла.

Г. зародилась в Сев. Франции (Иль-де-Франс) в сер. 12 в. и достигла расцвета в 1-й пол. 13 в. Кам. гот. соборы получили во Франции свою классич. форму. Как правило, это 3—5-нефные базилики с поперечным нефом-трансептом и полукруговым обходом хора («деамбулаторием»), к к-рому примыкают радиальные капеллы («венец капелл»). Их высокий и просторный интерьер озарён цв. мерцанием витражей. Впечатление неудержимого движения ввысь и к алтарю создаётся рядами стройных столбов, мощным взлётом остроконечных стрельчатых арок, убыстрённым ритмом аркад вер. галереи (трифория). Благодаря контрасту высокого главного и полутёмных боковых нефов возникает живописное богатство аспектов, ощущение беспредельности пространства. Конструктивная основа собора — каркас из столбов (в зрелой Г.— пучка колонн) и опирающихся на них стрельчатых арок. Структура здания складывается из прямоуг. ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками, к-рые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода, заполненного облегчёнными небольшими сводами — распалубками. Боковой распор свода гл. нефа передаётся с помощью опорных арок (аркбутанов) на наружные столбы — контрфорсы. Освобождённые от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезаются арочными окнами. Нейтрализация распора свода за счёт вынесения наружу осн. конструктивных элементов позволила создать ощущение лёгкости и пространств. свободы интерьера. 2-башенные зап. фасады франц. соборов с 3 «перспективными» порталами и узорным круглым окном («розой») в центре сочетают устремление ввысь с ясной уравновешенностью членений. На фасадах варьируются стрельчатые арки и богатые архит.-пластич. и декор. детали — узорные вимперги, фиалы, краббы и т. д. Статуи на консолях перед колонками порталов и в их верх. арочной галерее, рельефы на цоколях и в тимпанах порталов, а также на капителях колонн образуют цельную символич. сюжетную систему, в к-рую входят персонажи и эпизоды Священного писания, аллегорич. образы. Лучшие произв. готич. пластики — декор. статуи фасадов соборов в Шартре, Реймсе, Амьене, Страсбуре проникнуты одухотворённой красотой, искренностью и благородством чувств. Декор ритмически организован и строго подчинён архит. членениям фасада, что обусловило стройную тектонику и пропорции статуй, торжественность их поз и жестов. Другие части храмов также украшались рельефами, статуями, растит. орнаментом, изображениями фантастич. животных; характерно обилие в декоре светских мотивов (сцены труда ремесленников и крестьян, гротескные и сатирические изображения). Разнообразна и тематика витражей, в гамме к-рых преобладали красные, синие и жёлтые тона.

Сложившаяся готич. каркасная система появилась в церкви аббатства Сен-Дени (1137—44). К ранней готике относятся также соборы в Лане, Париже, Шартре. Богатством ритма, совершенством архит. композиции и скульпт. декора отличаются грандиозные соборы зрелой Г. в Реймсе и Амьене, а также часовня Сент-Шапель в Париже (1243—48) с многочисл. витражами. С сер. 13 в. величеств. соборы строились в др. европ. странах — в Германии (в Кёльне), Нидерландах (в Утрехте), Испании (в Бургосе, 1221—1599), Великобритании (Вестминстерское аббатство в Лондоне), Швеции (в Упсале), Чехии (хор и трансепт собора св. Вита в Праге), где готич. строит. приёмы получили своеобразную местную интерпретацию. Крестоносцы донесли принципы Г. до Родоса, Кипра и Сирии.

В кон. 13—нач. 14 вв. стр-во соборов во Франции переживало кризис: архит. формы стали суше, декор обильнее, статуи получили одинаковый подчёркнутый S-образный изгиб и черты куртуазности. С 14 в. большое значение приобрели гор. и монастырские зальные церкви (см. Зальный храм), замковые и дворцовые капеллы. Для поздней («пламенеющей») Г. характерен прихотливый, напоминающий языки пламени узор оконных проёмов (ц. Сен-Маклу в Руане). В светском гор. зодчестве использовались гл. обр. композиц. и декор. приёмы Г. На гл. площади городов строились ратуши с обильным декором, нередко с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351—1509). Замки превращались в величеств. дворцы с богатым внутр. убранством (комплекс папского дворца в Авиньоне), строились особняки («отели») богатых горожан.

В поздней Г. получили распространение скульпт. алтари в интерьерах, объединяющие дерев. раскраш. и позолоч. скульптуру и темперную живопись на дерев. досках. Сложился новый эмоц. строй образов, отличающийся драматич. (нередко экзальтированной) экспрессией, особенно в сценах страданий Христа и святых, переданных с беспощадной правдивостью. Появились росписи на светские сюжеты (в папском дворце в Авиньоне, 14—15 вв.). В миниатюрах (гл. обр. часословах) наметилось стремление к одухотворённой человечности образов, к передаче пространства и объёма. К лучшим образцам франц. готич. декор. иск-ва принадлежат мелкая скульптура из слоновой кости, серебряный реликварий, лиможская эмаль, шпалеры и резная мебель.

В Германии расцвет Г. относится к сер. 13 в. (зап. хор собора в Наумбурге). Здесь рано появились зальные церкви (Элизабеткирхе в Марбурге, 1235—83); на Ю.-З. сложился тип 1-башенного собора (в Фрайбурге-им-Брайсгау, Ульме); на С. строились кирпичные церкви (мон. в Корине, 1275—1334; Мариенкирхе в Любеке), в к-рых простота планов, объёмов и конструкций сочеталась с узорной кладкой, применением глазуров. и фигурного кирпича. Многообразны по типам, композиции и декору кам., кирп. и фахверковые (см. Фахверк) светские постройки (гор. ворота, ратуши, цеховые и складские здания, танцевальные залы). Скульптуру соборов (в Бамберге, Магдебурге, Наумбурге) отличают жизн. конкретность и монументальность образов, мощная пластич. экспрессия. Поздняя нем. Г. (кон. 14—нач. 16 вв.) дала блестящие образцы зальных церквей (Анненкирхе в Аннаберг-Буххольце, 1499—1525) и дворцовых залов (Альбрехтсбург в Майсене) со сложными узорами сводов. Достигли расцвета алтарная скульптура и живопись. Г. получила распространение также в Австрии (готич. часть собора св. Стефана в Вене) и Швейцарии (собор в Берне).

Славу нидер. Г. принесли башни соборов в Антверпене и Мехелене, но особенно — богато декориров. гражд. постройки (суконные ряды в Ипре, 1200—1304, Брюгге; ратуши в Брюсселе, Лёвене).

В Великобритании предпосылки Г. возникли раньше, чем на Европ. континенте, но её развитие, прерывавшееся внутр. ист. потрясениями, было замедленным. Англ. соборы, б. ч. монастырские, обычно представляют собой невысокий, вытянутый в длину объём с прямоуг. завершением хора и башней над средокрестием. Строгая геом. простота объёмов как бы компенсируется богатством и сложностью узоров на фасаде и сводах. По формам декора различают стили: ранний («ланцетовидный»; собор в Солсбери), «украшенный» (близкий к «пламенеющей» Г.; собор в Эксетере, между 1275—1375) и «перпендикулярный», отличающийся дробным ритмом вертикалей на стенах и окнах и прихотливым плетением нервюр на сводах и потолках (капелла Кингс-колледжа в Кембридже, 1446—1515). С Г. связан расцвет англ. книжной миниатюры, резьбы по алебастру и дереву, вышивки. Влияния англ., франц. и нем. кирп. Г. сказались на готич. зодчестве Норвегии (собор в Тронхейме, готические части — 1180—1320), Дании (собор св. Кнуда в Оденсе, около 1300 — 15 в.), Швеции (церковь в Вадстене, 1369—1430).

В Испании обширные гор. соборы (в Севилье) имели обычно чётко расчленённые декором на ярусы плоскости стен и небольшие окна. Интерьер разделялся надвое заалтарным образом (ретабло) со скульптурой и живописью. На готич. арх-ру Каталонии и Юж. Испании оказало влияние маврит. иск-во (1-нефный позднеготич. собор в Жероне, 1325—1607). Крупные сводчатые залы создавались в светских зданиях (биржа в Пальме на о-ве Мальорка, 1426—51). В 16 в. готич. конструкции были перенесены в исп. колонии в Америке.

В Италии в 13—14 вв. элементы Г. включались в романскую по духу арх-ру храмов. Стрельчатые готич. своды и декор сочетались со статичностью архит. масс, пропорц. ясностью просторных интерьеров, мр. полихромной облицовкой фасадов и интерьеров (собор в Сиене, ц. Санта-Мария Новелла во Флоренции). Наиб. ярко Г. в Италии проявилась в гражд. стр-ве — ратушах (Палаццо Публике в Сиене, Палаццо дель Подеста во Флоренции) и дворцах (Дворец дожей в Венеции). Их суровый (в Сиене, Флоренции) или изящный (в Венеции) декор контрастировал с монолитной кладкой стен. Воздействие венец. Г. сказалось на арх-ре Далмации (см. Хорватия), Греции, Крита, Кипра. В изобразит. иск-ве Италии развитие Г. было ограничено ранним сложением культуры Возрождения. Готич. постройкам Вост. Европы нередко присущи креп. черты, лаконизм и внешняя суровость форм, контрастирующие с нарядным декором окон, башен, порталов. В Венгрии Г. распространилась в кон. 13—15 вв. (ц. св. Михаила в Шопроне, замок в Вишеграде). Расцвет чеш. Г. относится к 14—15 вв. (собор св. Вита и Карлов мост в Праге, зальный храм св. Барбары в Кутна-Горе, зальные церкви Юж. Чехии). Г. распространилась также в Словакии, Словении, Трансильвании. В Польше готика развивалась в 13—15 вв. Войны с Тевтонским орденом стимулировали креп. стр-во, а развитие городов способствовало расцвету светской арх-ры (ратуша в Торуни, гор. укрепления с барбаканами в Кракове и Варшаве, Ягеллонский университет в Кракове). На Ю. Польши костёлы строились из камня и кирпича (костёл Девы Марии в Кракове), на С.— из кирпича (костёл Девы Марии в Гданьске). В Латвии переход к Г. произошёл в 13—14 вв. (Домская ц. в Риге; замок в Цесисе, 13—16 вв.). В Юж. Эстонии в 14 в. строились кирп. готич. церкви (ц. Яани в Тарту). Готич. облик Таллина определился в 14—15 вв. (Вышгород и бюргерская часть города с ратушей, ц. Олевисте). К 14—15 вв. относятся раннеготич. памятники Литвы (замок в Тракае), в 14—15 вв. богатый кирп. декор получают ц. Оное в Вильнюсе и дом Перкуно в Каунасе.

В позднеготич. эпоху накопление эмпирич. знаний, рост интереса к реальности, к наблюдению и изучению натуры, возросшая роль творч. индивидуальности подготовили почву для ренессансной системы мировосприятия. Этот процесс проявился в 14 — нач. 16 вв. во франц. и бургундской миниатюре, в скульптуре (Клаус Слютер) и живописи (Мельхиор Брудерлам и др.), нем., чеш., польск. декор. пластике (Пётр Парлерж), в алтарной скульптуре и живописи (мастер Теодорик и др.). В 15—16 вв. он был ускорен влиянием итал. и нидерл. Возрождения. На протяжении 16 в. готика почти повсеместно сменилась ренессансной культурой.

Готика. Схема конструкции готического храма.

 

Готика. «Авраам и три ангела». Миниатюра из «Псалтыри св. Людовика». Франция. 1253—1270. Национальная библиотека. Париж.

 

Готика. Фасад собора в Страсбуре (Франция). Начат ок. 1277. Центральная часть.

 

Готика. План собора в Реймсе (Франция). 1211—1311.

 

Готика. «Мария». Фрагмент скульптурной группы «Встреча Марии и Елизаветы». Западный фасад собора в Реймсе. Ок. 1230.

 

Готика. Собор Парижской богоматери. 1163—1257. Интерьер.

 

Лит.: ВИИ, т. 2, кн. 1, М., 1960; ВИА, т. 4, Л.—М., 1966; Ц. Г. Нессельштраус, Искусство Западной Европы в средние века, Л.—М., 1964; О. А. Лясковская, Французская готика. XII—XIV вв., М., 1973; Harvey J., The gothic world. 1100—1600, L., 1950; Sedlmayr K. Die Entstehung der Kathedrale, (Z., 1950); Jantzen H., Die Gotik des Abandlandes. Kцln, 1962; Martindale A., Gothic art, L., 1967; Svoboda К. М., Die Spдtgotik, W., 1978; Rьdiger W., Die gotische Kathedrale: Architektur und Bedeutung, Kцln, 1979.

 

 

Ссылка


 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024