ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

епископ

Епископ (др.-греч. ἐπίσκοπος — «надзирающий, надсматривающий»; от ἐπί — «на, при» + σκοπέω — «смотрю»; лат. episcopus) в Христианской Церкви — священнослужитель третьей (высшей) степени священства, также архиере́й (др.-греч. ἀρχιερεύς от др.-греч. ἀρχι- — «главный, старший» + др.-греч. ἱερεύς — «священник»)... Википедия

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


АРХИЕПИСКОП (от архи... и епископ), старший епископ.

АРХИ... (греч. archi — старший, главный), приставка, означающая: 1) старшинство, главенство, 2) высшую степень чего-либо.

АРХИЕРЕЙ (от arxi... и греч. hiereus - священнослужитель), общее название высших православных священнослужителей (епископ, архиепископ, митрополит).

ЕПИСКОП (греч. episkopos), в православной, католической, англиканской, церквах высшее духовное лицо, глава церковно-административной территориальной единицы (епархии, диоцеза). Иерархическое деление епископства (с 4 в.): патриархи, митрополиты (часть из которых имеет титул архиепископов) и собственно епископ.

 

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


АРХИЕПИСКОП, одно из высших званий в христианской церковной иерархии (выше епископа).

АРХИЕРЕЙ, в православной церкви глава духовенства епархии, епископ.

ЕПИСКОП, в христианской церкви глава церковного округа; в православной церкви — епархии, в католической— диоцеза.

ДИОЦЕЗЫ, 12 областей, на которые Римская империя была разделена Диоклетианом.

ЕПАРХИЯ, крупная территориальная единица в системе управления русской православной церкви. С 1787 были установлены 3 класса епархии — митрополия, архиепископия и епископия.

 

 

Большая российская энциклопедия. Том 2. — Москва, 2005. — С. 329 // Электронная версия

АРХИЕПИ́СКОП (греч. ἀρχιεπίσϰοπος ), титул епископов; в некоторых поместных церквах выше сана митрополита; принадлежит предстоятелям автокефальных или автономных церквей; в РПЦ – ниже сана митрополита.

В лит-ре первые упоминания титула А. появляются с сер. 4 в. Епископ Мелетий Ликопольский называет архиепископом свт. Александра Александрийского. В 5 в. титул А. употребляется чаще. В документах 3-го Вселенского собора (431) А. именуются также папа Римский св. Целестин I и еп. Кирилл Александрийский.

После образования патриархатов А. стали именовать предстоятелей автокефальных церквей, которые не имели патриаршего сана; но и епископы, возглавлявшие патриархаты, могли сохранять наряду с титулами патриарха или папы титул А. В 21 в. титул А. имеют наряду с патриаршим предстоятели Константинопольской (архиепископ Константинополя – Нового Рима), Грузинской (архиепископ Мцхетский и Тбилисский), Сербской (архиепископ Печский) и Румынской (архиепископ Бухарестский) церквей.

В ранневизант. эпоху на Востоке А. начали титуловать епископов, чьи области, находясь на территории митрополичьего округа, изымались из юрисдикции митрополита и переводились в прямую юрисдикцию патриарха. Позже именование А. становится уже только титулярным отличием кафедры или архиерея.

В Русской церкви титул А. впервые употребляется в 12 в. применительно к новгородским архиереям, впоследствии А. стали титуловаться и епископы других кафедр, в частности Ростовской, Крутицкой, позже Казанской. В совр. РПЦ титул А. является лишь почётным отличием.

В Римско-католической церкви титул А. по значению стал идентичным титулу древних митрополитов: церковную провинцию, в которую входит несколько диоцезов, возглавляет митрополит, являющийся А. управляемого им диоцеза. В Англиканской церкви титул А. имеют её примас архиепископ Кентерберийский и глава 2-й церковной провинции Англии – архиепископ Йоркский.

Лит.: Amanieu A. Archevêque // Dictionnaire de droit canonique. P., 1935–1965. T. 1; Maxime des Sardes, metrop. Le Patriarcat œcumenique dans l’Église Orthodoxe. P., 1975.

 

 

ЕПИСКОП. Большая российская энциклопедия. 2004—2017

ЕПИ́СКОП (греч. ἐπίσϰοπος), наименование высшей из трёх степеней священства (также архиереи) в православной, а также в католич. и древних восточных церквах: монофизитских (Армяно-григорианской, Коптской, Сиро-яковитской, Эфиопской, Малабарской) и Несторианской. Епископское служение восходит к апостольскому веку, первые Е. (главы христианских общин) были поставлены апостолами, затем новые Е. поставлялись соборами Е. (с участием не менее двух). Важнейшим признаком благодатной действительности епископского сана является преемство рукоположений, восходящее к апостолам. Имея через чреду рукоположений благодатную связь с апостолами, Е. являются их преемниками и потому обладают в Церкви высшими полномочиями. По учению св. Иоанна Дамаскина, им вручена Церковь.

В Е. поставляются из пресвитеров; со времени Трулльского собора (691–692) для Е. обязательно безбрачие. В Рус. церкви, как и в некоторых других православных поместных церквах, Е. могут быть лишь монашествующие. О возрасте лиц, поставляемых в Е., в отличие от пресвитеров и диаконов, каноны умалчивают. Древние «Апостольские постановления», не имеющие канонич. значения, но отражающие практику ранней Церкви, предусматривают для кандидата в Е. 50-летний возраст. В Номоканон Фотия внесено положение из 123 новелл имп. Юстиниана, которое устанавливает для кандидата 35-летний возрастной ценз, а в исключит. случаях – 25-летний. Но из церковной истории известны и значит. отступления от этой нормы (напр., случаи поставления в Е. лиц, не достигших 20 лет). В Рус. православной церкви в нач. 21 в. её Уставом установлен 30-летний возрастной ценз для Е. 2-е правило 7-го Вселенского собора требует от кандидатов в Е. твёрдого знания Псалтири, а также хорошего навыка в чтении Священного Писания и канонов. В Рус. церкви с 19 в. кандидаты в Е. должны обладать высшим богословским образованием.

Права и обязанности Е. очерчены в посланиях ап. Павла к Тимофею и Титу. В титул Е. включается название города, в котором он имеет кафедру.

Е. имеют благодать совершения всех 7 таинств, установленных в православной и в католич. церквах. В православной церкви им принадлежит исключительное право совершать хиротонии (в диаконы и пресвитеры – единолично, в Е. – в составе собора). Е. может совершать рукоположения в диакона и пресвитера только в пределах своей епархии и исключительно для служения в ней. В католич. церкви лишь Е. могут совершать таинство миропомазания (конфирмацию). Епархиальные Е. по своему положению, без всякого избрания, являются полноправными членами Вселенских и поместных соборов.

Все Е. стоят на одной, высшей степени священства, но как члены правительствующей иерархии Церкви они различаются своими властными полномочиями и в связи с этим имеют разные титулы. Е. могут носить титул пап, патриархов, католикосов, митрополитов и архиепископов. В Рус. церкви титул патриарха Московского и всея Руси непременным образом сопряжён с возглавлением церкви, подобным образом обстоит дело с титулами патриархов (Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского), папы Римского и католикосов в др. церквах. Некоторые из поместных церквей возглавляются митрополитами или архиепископами. Последние титулы употребляются также епархиальными или викарными Е., либо в связи с тем, что они являются принадлежностью кафедры, которую эти Е. занимают, либо в качестве личного отличия. Так, в нач. 21 в. в Рус. церкви Киевскую, Минскую, Кишинёвскую, а также Крутицкую кафедры непременно по Уставу, а С.-Петербургскую по традиции, занимают митрополиты, но этот титул, а также титул архиепископа могут носить и др. архиереи, для которых он является их личным отличием – патриаршей наградой.

Признание православной церковью действительности католич. епископата, а также епископата древних вост. церквей выражается в том, что, когда Е. этих церквей присоединяются к православной церкви, они принимаются «в сущем сане», т. е. в качестве Е., без их повторного рукоположения. Аналогичная практика имеет место и в католич. церкви.

Е. существуют в Англиканской церкви. В соответствии с собственным учением этой церкви Е. имеют преемство рукоположений от апостолов, что категорически отвергается католич. церковью. Представители православных поместных церквей в разное время высказывали разные точки зрения относительно апостольского преемства англиканского епископата, но православная церковь официально не признаёт его действительность. Данный вопрос ныне утратил актуальность в связи с введением в Англиканской церкви женского священства и епископата, что совершенно несовместимо с православным учением о священстве, равно как и с учением др. церквей, имеющих апостольское преемство.

Титул Е. употребляется и в некоторых протестантских церквах, в частности в лютеранской, но богословские доктрины самих этих церквей не претендуют на обоснование апостольского преемства своих Е., не считая само поставление таких Е., равно как и пасторов, таинством.

 

 

Материал из Википедии


Архиепи́скоп (др.-греч. ἀρχιεπίσκοπος от др.-греч. ἀρχή — «начало» и ἐπίσκοπος — епископ — надзирающий, надсматривающий, «блюститель») — старший (начальствующий) епископ. В исторических церквях — почётный титул епископа (архиерея). В ряде поместных православных церквях греческой традиции (кроме Иерусалимской) — архиепископ является предстоятелем данной церкви. Также практически всегда титул правящего епископа епархии с викарными епископами.

В Восточной церкви

Традиционно титул архиепископа присваивается епископу, являющемуся старшим в данной поместной церкви. Следовательно, как правило, архиепископ — правящий архиерей стольного города. Титул появился в конце IV века.

В современной Русской православной церкви архиепископ — епархиальный архиерей города и области, не входящих в митрополию. Почётный титул архиепископа также жалуется указом патриарха Московского и всея Руси за заслуги. Епархии, имеющие в своем составе викариаты, практически всегда возглавляются только архиепископами и, таким образом, являются полноценными архидиоцезами.

В Новгородской земле новгородский архиепископ (первый по времени в Русской православной церкви) до присоединения Новгородской земли к Московскому княжеству в 1478 году избирался по жребию, иногда с участием вече.

В Западной церкви

Римско-католический герб архиепископа (на гербе отсутствует паллий).

В современной римско-католической церкви архиепископы подразделяются на:

  • митрополитов, возглавляющих церковные провинции: митрополит занимает архиепископскую кафедру, а остальные кафедры провинции являются по отношению к ней суффраганными;
  • архиепископов, возглавляющих архиепархии, не являющиеся центрами провинций;
  • персональных архиепископов, которым этот титул присваивается Папой персонально;
  • титулярных архиепископов, занимающих кафедры ныне не существующих древних городов и состоящих на службе в римской курии или являющихся нунциями.

Источник — Википедия

 

Ссылки


 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024