ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. В 86 т.— СПб.: Семеновская Типолитография (И. А. Ефрона), 1890—1907


Элингъ — крытое помещенiе, въ которомъ строятся суда. Для постройки судовъ выбирается мѣсто у воды, обладающее плотнымъ грунтомъ, который не осѣдал бы подъ тяжестью грунта; для большаго уплотненiя въ послѣднiй вбиваются еще сваи. Затѣмъ грунтъ уравнивается и покрывается либо настилкой изъ деревянныхъ досокъ, либо замощается или просто утрамбовывается. Такое подготовленное для постройки судовъ мѣсто называется стапелемъ; настилка его называется стапель-палубой. Стапель имѣетъ небольшой уклонъ къ водѣ, такъ какъ все судно, для спуска, строится наклонно къ водѣ (обыкновенный уклонъ — 5/8″ на 1′). Для защиты отъ климатическихъ неблагопрiятныхъ для рабочихъ явленiй — снѣга, дождя и т. д.— стапель въ сѣверныхъ странахъ покрывается строенiемъ, которое и называется Э. Матерiалы для постройки Э.— дерево, кирпич и вообще камень, металлическiе листы, арки и стропила. Деревянные Э. строятся теперь рѣдко изъ-за опасности пожара; каменныя стѣны болѣе прочны, но дороги; болѣе всего употребительны Э. изъ металлическихъ колоннъ съ арками или стропилами, обшитыми гофрированнымъ или простымъ кровельнымъ желѣзомъ; нижняя часть иногда дѣлается фахверковою. Окна дѣлаются какъ сбоку, такъ и сверху; у желѣзныхъ Э. часто дѣлается вся крыша стеклянная, имѣющая въ продольномъ разрѣзѣ зигзагообразную форму (напр. элинги судостроительнаго завода въ Николаевѣ); часто вся верхняя часть Э. стеклянная (напр., на верфи «Germania» въ Килѣ) для того, чтобы внутри было возможно свѣтлѣе. Стѣнки Э., обращенныя къ водѣ и противоположныя имъ, дѣлаются разборными: первая на случай спуска; вторая на случай постройки судовъ болѣе длинныхъ, чѣмъ самъ Э. Необходимыми принадлежностями Э. являются подъемныя приспособленiя внутри его, для подачи и установки на мѣсто листовъ, шпангоутовъ и т. п. частей судна. Вѣсъ груза, поднимаемаго кранами въ Э.,— около 5 тоннъ (300 пд.); для подъема болѣе тяжелыхъ предметовъ устраиваются особыя приспособленiя напр., стрѣлы. Кранъ дѣлается или мостоваго типа, или подвѣснаго къ фермамъ; въ томъ и въ другомъ случаѣ онъ дѣлается катучимъ по всей длинѣ Э.; иногда, когда нѣтъ возможности установить катучiй кранъ, напр. въ деревянныхъ Э., у продольныхъ стѣнъ устанавливается рядъ поворотныхъ крановъ простого устройства: съ наклонною стрѣлою, поддерживаемою съ конца оттяжкою вверхъ. Размѣры Э. разсчитываются обыкновенно такимъ образомъ, чтобы по сторонамъ судна оставалось не менѣе сажени или 10′ для лѣсовъ; по длинѣ судно можетъ быть и больше Э., въ каковомъ случаѣ разбираются передняя и задняя стѣнки и надъ оконечностями судна дѣлается временное прикрытiе. Названiе Э. дается также и приспособленiям для вытаски судовъ на берегъ, т. е. такъ наз. подъемным Э., напр., Мортоновъ Э. и др. Такое сооруженiе состоитъ изъ канала, прорытаго перпендикулярно линiи берега, и съ дномъ, постепенно возвышающимся къ противоположному концу канала. Дно канала уплотнено свайной бойкой; на него установлены рельсы, по которымъ ходитъ телѣжка. Для вытаски на берегъ судно вводится въ конецъ канала; подъ него подводится телѣжка, которую затѣмъ одновременно съ судномъ тянутъ (при помощи паровой машины или другого двигателя) вдоль канала. По мѣрѣ приближенiя къ концу канала судно садится на тележку, съ которою вмѣстѣ, по продолженiю тѣхъ же рельсовъ, вытаскивается совершенно изъ воды. Такимъ способомъ можно вытащить суда до 3000 тоннъ водоизмѣщенiя; сила машины требуется не особенно значительная, такъ какъ уклонъ рельсовъ не болѣе 1/12. Такiе Мортоновы Э. имѣются, напр., въ СПб. и Кронштадтскомъ портахъ для военныхъ судовъ. Аналогичныя сооруженiя дѣлаются и для подъема судна бокомъ; при этомъ, конечно, требуется нѣсколько телѣжекъ, соединенныхъ между собою; но рельсовые пути въ этомъ случаѣ не идутъ такъ глубоко въ воду, какъ при обыкновенномъ Мортоновомъ Э., вслѣдствiе чего и стоимость такихъ боковыхъ подъемныхъ Э. дешевле. Такой типъ имѣется, напр., въ Одессѣ (у русскаго общества пароходства и торговли и у завода Беглано Фендерихъ). Подробности объ Э. см. Нюбергъ, «Курсъ портовыхъ сооруженiй», а также и перiодическiя техническiя изданiя.

Р. Л—нъ.

 

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


ЭЛЛИНГ (э л и н г), 1) место, на к-ром производится постройка корабля, а также сооружение для постройки, хранения и ремонта дирижаблей. 2) Зал гребной станции, в к-ром хранятся спортивные суда, вёсла и прочий инвентарь.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


ЭЛЛИНГ (гол. helling), крытое сооружение для постройки и ремонта судов, хранения яхт, ремонта и стоянки дирижаблей.

 

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Э́ллинг (нидерл. helling) — сооружение для постройки или ремонта:
  • в воздухоплавании — сооружение, предназначенное для постройки, хранения, технического обслуживания и ремонта дирижаблей и аэростатов. Строились из металла, дерева и других материалов. Самый большой эллинг для дирижаблей был построен в 1929 году в г. Акрон (штат Огайо, США).
  • в судостроении — помещение для постройки или ремонта судов на берегу.

Воздухоплавание

В воздухоплавании эллинг — сооружение, предназначенное для постройки, хранения, технического обслуживания и ремонта дирижаблей и аэростатов. Строились из металла, дерева и других материалов. Самый большой эллинг для дирижаблей был построен в 1929 году.

Дирижабль «Красная Звезда» у эллинга в Сализи, 1921 год.

 

Деревянно-бетонные эллинги № 5 и № 6 Лейкхёрста (США).

 

Стальные эллинги в Кардингтоне (Англия).

Судостроение

Самый большой эллинг для кораблей используется в ОАО «ПО Северное Машиностроительное предприятие» для строительства тяжёлых ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 941 «Акула» (СССР).

Также существуют плавучие доки-эллинги, в которых осуществляется такой ремонт судов, при которых необходимо обеспечить дополнительную изоляцию от окружающей среды. Например, он используется для проведения работ со специальным противогидроакустическим покрытием подводных лодок.

В яхт-клубах эллинг — помещение на берегу для хранения судов с оборудованием для их подъёма и спуска на воду.

Торжественный спуск из эллинга атомного подводного многоцелевого крейсера «Северодвинск» на воду.

 

Атомный подводный ракетный крейсер 4-го поколения (АПЛ) "Александр Невский" накануне вывода из эллинга.

 

Вывозка яхты из эллинга.

Примечания

Ссылки

 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024