Энциклопедический Словарь. Том 3. — Москва, 1953—1955. — С. 670
ЭКСПОРТ, вывоз товаров или капиталов за границу. См. Внешняя торговля, Вывоз капитала.
ЭКСПОРТ КАПИТАЛА, см. Вывоз капитала.
Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 1552
ЭКСПОРТ (от лат. exporto — вывожу), вывоз товаров или капиталов за границу.
ЭКСПОРТ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017). Новая версия
Э́КСПОРТ (от лат. exporto – вывозить), продажа произведённых в стране товаров и услуг за границу. Э. и импорт – старейшие и наиболее распространённые формы междунар. экономич. отношений. Э. расширяет возможности для экономич. роста и занятости в государстве-экспортёре, предоставляет дополнит. площадки для сбыта нац. товаров.
Нетто-экспорт – разность общего объёма Э. страны и общего объёма импорта – показывает, насколько количество денег, потраченных иностр. контрагентами на покупку нац. товаров и услуг, превысило сумму, потраченную резидентами на приобретение товаров и услуг за границей. Нетто-экспорт также называют торговым балансом, сальдо которого может быть положительным (если Э. превышает импорт) или отрицательным (если Э. меньше импорта).
Осн. причиной падения мирового Э. товаров в стоимостном выражении стало снижение экспортных цен (в ср. в мире на 15%). По данным Всемирной торговой организации (ВТО), мировой Э. товаров в 2015 составил 16 трлн. долл., что на 14% меньше показателя 2014. Крупнейшие по объёму Э. страны в 2015: Китай (2,27 трлн. долл.), США (1,5 трлн. долл.) и Германия (1,3 трлн. долл.). Гл. товарами Э. в 2015 были электронные машины и их составляющие (общемировой объём Э. 2,3 трлн. долл.), машины и оборудование (1,9 трлн. долл.), минер. топливо (1,8 трлн. долл.), транспортные средства (1,3 трлн. долл.).
Выделяют также Э. услуг – их оказывают нац. поставщики нерезидентам данной страны. Мировой Э. услуг в 2015 составил 4,75 трлн. долл. (на 6% ниже показателя 2014). К услугам Э. относятся туристические (1,2 трлн. долл.), бизнес-услуги (1 трлн. долл.), транспортные (849 млрд. долл.), коммуникационные (453 млрд. долл.).
После кризиса 2008–09 мировой Э. увеличивался за счёт стран Азии: в 2012 – на 28%, в 2013 – на 61 и в 2014 – на 55%. Лишь в 2015 доля стран Европы в объёме мирового Э. (37%) превысила долю стран Азии (34%).
Россия в 2015 заняла 15-е место в мире по объёму Э. – ок. 340 млрд. долл. (доля 2%), что на 31% меньше показателя 2014. Осн. товары Э. из России в 2015: минер. топливо (216,1 млрд. долл.), сталь (15,2 млрд. долл.), удобрения (8,8 млрд. долл.), машины и механич. устройства (8,6 млрд. долл.). В осн. РФ экспортирует товары в Нидерланды (40,1 млрд. долл.), Китай (28,3 млрд. долл.), Италию (16,2 млрд. долл.) и Германию (15,9 млрд. долл.).
Расширение Э. – обычная стратегия крупнейших компаний для увеличения объёма продаж, повышения конкурентоспособности своих товаров и услуг (в т. ч. благодаря экономии за счёт эффекта масштаба) и диверсификации рисков. Как правило, экспортно ориентированное произ-во создаётся в странах, где имеются конкурентные преимущества (дешёвая рабочая сила, значит. энергетич. мощности и др.). К числу осн. рисков для компаний-экспортёров относятся: рост расходов, связанных с выходом на новые рынки (изучение рынка, адаптация товара к новому рынку, расходы на его продвижение), усложнение расчётов и повышение финансовых рисков.
В ряде стран проводится политика поощрения экспортной деятельности нац. компаний. Для этого используется такой инструмент, как освобождение от налогов на прибыль, полученную от Э. В результате издержки экспортёра на произ-во продукции сокращаются, что повышает его конкурентоспособность на внешних рынках. Регулирование такого вида мер поддержки на наднациональном уровне осуществляет ВТО, которая устанавливает для государств допустимый уровень экспортной поддержки нац. производителей разных категорий товаров.
Некоторые страны (или их группы) применяют количественные ограничения на объём экспортируемой продукции определённого вида. ВТО запрещает использовать такие ограничения, кроме отдельно оговорённых случаев. Обычно введение таких мер обусловлено значением экспортируемого товара для внутреннего рынка, его дефицитом. Уведомления государств – членов ВТО о введении такого рода ограничений подаются в ВТО и хранятся в открытом доступе. Добровольное ограничение (или запрет) Э. некоторых видов продукции в определённые страны вводится по официальной или неофициальной межправительств. договорённости и имеет политич. мотивацию. Правила ВТО запрещают такую практику.
Библиография
Лит.: Международные экономические отношения / Под ред. В. Е. Рыбалкина, В. Б. Мантусова. 10-е изд. М., 2015; World Trade Statistical Review, 2016. [Gen., 2016].
Ссылка
- Экспорт — Википедия