Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. В 86 т.— СПб.: Семеновская Типолитография (И. А. Ефрона), 1890—1907
Броненосецъ — см. ст. Корабль (XVI, 192); Русскiй флотъ (XXVII, 180); Судостроенiе (XXXI, 939); Флотъ (XXXVI, 175). Русско-японская война разъяснила многiе вопросы по военно-морскому дѣлу и, между прочимъ, вопросъ о наиболѣе цѣлесообразномъ основномъ типѣ боевого судна. Выяснилось, что для обладанiя моремъ необходимо имѣть, въ основѣ флота, суда бронированныя, съ большимъ райономъ плаванiя, быстроходныя (18—20 узловъ скорости), съ сильною дальнобойною артиллерiею. Такому типу соотвѣтствуютъ броненосцы въ 15—18000 тоннъ водоизмѣщенiя, съ главною артиллерiею не менѣе 8" калибра, хорошо защищенные во всѣхъ своихъ частяхъ. Въ нашемъ флотѣ по этому типу строятся броненосцы «Императоръ Павелъ» и «Андрей Первозванный», водоизм. въ 16000 тоннъ; суда эти представляютъ собою увеличенный типъ «Цесаревича», въ которомъ средняя артиллерiя увеличена до 8" калибра. Въ частности, опытъ войны далъ слѣдующiя указанiя: а) по корпусу — Б. водоизмѣщенiемъ отъ 12000 тоннъ и выше совершенно свободно могут быть сконструированы такъ, что взрывъ мины не потопитъ его; радiусъ разрушенiя корпуса судна при существующихъ минахъ Уайтхеда опреѣелился въ 12—15 футъ, что даетъ возможность распредѣлить переборки такъ, что при взрывѣ заполнятся водою 2—3 отдѣленiя, не дающiя ни кренъ, ни дифферентъ, ни углубленiе въ воду свыше того, что предположено при проектѣ; затемъ деревянныя части корпуса и горючая внутренняя отдѣлка должны быть уничтожены, также какъ и шлюпки, дѣлаемыя теперь уже металлическими; б) по броневой защитѣ — поясъ брони долженъ продолжаться ниже 4' подъ водою, такъ какъ снаряды проходятъ въ воду на 7'—8' отъ поверхности; боевыхъ броневыхъ рубокъ должно быть 2, вмѣсто одной, дабы взрывъ въ одной не лишилъ корабля всѣхъ высшихъ чиновъ (какъ было, напр. въ сраженiи 28 iюля 1904 г.); в) артиллерiя начинаетъ дѣйствовать на очень большомъ разстоянiи (80—40 кабельтовыхъ = 8—4 мили); выяснилась выгодность дѣйствовать крупною артиллерiю на этомъ разстоянiи и не подпускать противника ближе; для этого необходимо увеличивать калибръ орудiй, принимая за главную артиллерiю 12", 10" и 8" орудiя (послѣднiе делаются теперь въ 55 калибровъ длины для увеличенiя дальнобойности); есть даже намѣренiе ограничиться калибромъ 10" и свыше. Мелкая артиллерiя, предназначаемая теперь только для минныхъ атакъ, ставится въ 75 мм и 55 мм; ниже послѣдней величины пушки считаются негодными противъ современныхъ минныхъ судовъ; г) минные аппараты оставлены только подводные бортовые, такъ какъ надводные подвержены обстрѣлу неприятелемъ; д) боевыя мачты для скорострѣлокъ не оправдали своихъ назначенiй; оказалось, что удобнѣе имѣть марсы только для прожекторовъ и для сигнальщиковъ; затѣмъ сигнализацiя флагами, какъ легко повреждаемая снарядами, замѣняется телеграфированiемъ безъ проводовъ, е) большой расходъ угля (100—200 тоннъ въ сутки на большой броненосецъ) сильно затрудняетъ оперированiе вдали отъ базы; нагрузка угля должна иногда совершаться въ открытомъ морѣ, такъ что приспособленiя для такой перегрузки съ угольщика на Б. стали играть первостепенную важность; ж) котлы должны имѣть приспособленiе для искусственной тяги, такъ какъ разрушенiе дымовыхъ трубъ въ бою происходитъ весьма быстро; з) рулевое устройство должно быть устроено возможно защищеннѣе, и такимъ образомъ, чтобы никоимъ образомъ не заклинило руль, положенный на бортъ. Требованiя эти — главныя, выяснившiеся до сего времени (февраль 1905 г.); весьма возможно, что дальнѣйшiя военныя дѣйствiя прольютъ свѣтъ и на многiя другiя стороны судостроенiя. Что касается до усовершенствованiй, обязанныхъ развитiю техники, то до настоящаго времени они выражаются въ мелочахъ постройки, но надо ожидать въ скоромъ будущемъ коренныхъ реформъ изъ-за усовершенствованiя моторныхъ двигателей и примѣненiй новыхъ принциповъ къ постройкѣ котловъ.
Р. Л—нъ.
Энциклопедический Словарь. Том 1. — Москва, 1953—1955. — С. 226
БРОНЕНОСЕЦ, воен. корабль, защищенный бронёй. Первый Б. в России был заложен в 1869 в Петербурге по проекту А. А. Попова и назван перед спуском на воду в 1872 «Пётр Великий». Позднее строились В. типа дредноут. Ныне принято название линейный корабль (линкор).
Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 172
БРОНЕНОСЕЦ, осн. класс надводных боевых кораблей во 2-й пол. 19 — нач. 20 вв. с башенной артиллерией кр. калибра (до 305 мм) и мощной бронёй. Существовали эскадренные Б., предназнач. для ведения мор. боя с брониров. кораблями противника, и Б. береговой обороны. В нач. 20 в. эскадренные Б. стали заменять линейными кораблями.
БРОНЕНО́СЕЦ, надводный корабль с усиленной броневой защитой корпуса, вооружённый крупнокалиберной артиллерией и предназначенный для ведения морского боя и нанесения арт. ударов по береговым объектам. В 1854 во Франции построены броненосные плавучие батареи (водоизмещение 1,4 тыс. т, вооружение – 16 орудий 165-мм и два 116-мм; скорость 3–4 узла, или ок. 6–7 км/ч), использовавшиеся для обстрела рос. морских укреплений в ходе Крымской войны 1853–56, которые явились прообразом Б. В 1858–60 во Франции под рук. С. Ш. Дюпюи де Лома построен первый мореходный Б. «Глуар» (водоизмещение 5,6 тыс. т, 30 орудий 162-мм, бронирование до 120 мм, скорость 13,2 узла, или св. 24 км/ч), в 1860 в Великобритании – первый брит. Б. «Уорриор» (водоизмещение св. 9 тыс. т, вооружение – 48 орудий 200-мм, бронирование до 114 мм, скорость 14,3 узла, или св. 26 км/ч), имевшие парусное вооружение. В 1861–1862 в США под рук. Дж. Эриксона был построен Б. «Монитор» (водоизмещение 1,25 тыс. т, скорость 7 узлов, или 13 км/ч, бронирование до 203 мм, вооружён 2 размещёнными во вращающейся башне 280-мм орудиями). Впервые в рос. ВМФ частичное бронирование корпуса осуществлено на броненосной канонерской лодке «Опыт» в 1861, первым отеч. Б. стала построенная в 1863 в Великобритании броненосная плавучая батарея «Первенец» (в 1862–64 по её чертежам в России построена броненосная плавучая батарея «Не тронь меня»). В 1873–76 на Чёрном м. по проекту А. А. Попова построены круглые Б. «Новгород» и «Вице-адмирал Попов». В 1877 на Балтике вошёл в состав флота построенный под рук. Попова первый рос. мореходный Б. «Пётр Великий».
Французский броненосец «Редутабль». 1876.
Российский броненосец «Цесаревич». 1903.
До 1880-х гг. отсутствовала чёткая классификация броненосных кораблей, их называли Б., броненосными фрегатами, броненосными корветами, броненосными плавучими батареями и др. По расположению артиллерии различались Б. казематные, брустверные и башенные.
В кон. 19 в. (в рос. ВМФ с 1892) Б. стали подразделяться на 2 осн. класса: эскадренные Б. и Б. береговой обороны. Эскадренные Б. (водоизмещение до 17 тыс. т, скорость до 18 узлов, или 33,3 км/ч; вооружение – до 4 орудий 305-мм, до 12 – 152-мм и значит. число орудий до 76-мм; бронирование до 450 мм) действовали в составе эскадры как гл. ударная сила флота. Б. береговой обороны (водоизмещение ок. 8 тыс. т; скорость до 16 узлов, или 29,6 км/ч; вооружение – до 4 орудий 254-мм и др.; бронирование до 255 мм) предназначались для действий в прибрежных районах моря и борьбы с береговой артиллерией.
Первый бой между Б. состоялся в ходе Гражданской войны в США 1861–1865, в нём участвовали Б. северян «Монитор» и Б. южан «Мерримак». Первое сражение броненосного флота произошло в ходе австро-прусской войны 1866 при о. Лисса между австр. и итал. флотами (итал. флагман потоплен таранным ударом). Наиболее известные сражения броненосных флотов – бой в Жёлтом море в 1904 и Цусимское сражение 1905 во время русско-японской войны 1904–05. Эта война вскрыла недостатки Б. как класса кораблей: небольшие скорость и дальность плавания, недостаточная живучесть и остойчивость, разнотипность арт. вооружения, малое число орудий гл. калибра.
Согласно распространённой в кон. 19 – нач. 20 вв. концепции амер. контр-адм. А. Т. Мэхэна, брит. вице-адм. Ф. Х. Коломба и др., броненосный флот рассматривался как гл. средство борьбы за господство на море. Сторонники «молодой школы» (франц. адм. Г. Об и др.) большее значение придавали действиям на морских коммуникациях крейсеров и миноносцев.
В основу тактики броненосного флота легли разработки эволюций (манёвров и перестроений) паровых судов франц. адм. Л. Э. Буэ-Вийомеза, рос. адм. Г. И. Бутакова и др. В 1860–80-е гг. мн. морские теоретики считали, что из-за превосходства брони над артиллерией осн. способом действий Б. является таран, для его использования наиболее выгодным считался строй клином. Постепенно развитие артиллерии привело к тому, что огневому бою Б. стали придавать большее значение, а наиболее выгодным строем считать кильватерную колонну.
Улучшение характеристик Б. привело к возникновению дредноутов (линейных кораблей), которые заменили Б. как гл. силу ВМФ (в 1907 в рос. флоте Б. отнесены к классу линейных кораблей). Строительство Б. практически прекратилось, но они ещё использовались во время 1-й мировой войны. Б. береговой обороны оставались на вооружении ряда стран до сер. 20 в. (напр., построенные в 1929–33 финлянд. Б. «Ильмаринен» и «Вянемяйнен»).
Библиография
Лит.: Моисеев С. П. Список кораблей русского парового и броненосного флота (с 1861 по 1917). М., 1948; Доценко В. Д. Российский броненосный флот. 1863–1917. СПб., 1994; он же. История военно-морского искусства. М., 2005. Т. 1; Вильсон Х. Р. Броненосцы в бою: 1855–1895. М., 2003; Русско-японская война. М.; СПб., 2003.