В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1—4. — М.: Русский язык, 1978
АУДИТОРЪ м. лат. военный дѣлопроизводитель и законникъ; чиновникъ для военнаго судопроизводства; письмоводитель и стряпчiй, или секретарь и прокуроръ въ одномъ лицѣ. Аудиторша, жена его. Аудиторовъ, — торшинъ, лично ему, ей принадлежащiй; аудиторскiй, званiю, должности этой свойственный. Аудиторская ж. покой, гдѣ аудиторъ занимается дѣлами, часть канцелярiи. Аудиторство ср. званiе аудитора. Аудиторiатъ м. военносудное мѣсто, военное судилище; генералъ-аудиторiиатъ, мѣсто для пересмотра и рѣшенiя, въ высшей степени суда, военносудныхъ дѣлъ; аудиторiатскiй, относящiйся до этого мѣста. Аудиторствовать, быть въ званiи или въ должности аудитора. Аудиторiя ж. учебная комната въ высшихъ учебныхъ заведенiяхъ, гдѣ слушаютъ чтенiя. Аудiенцiя ж. прiемъ посѣтителей, просителей сановникомъ; дѣловой или обрядный прiемъ у высокихъ особъ, прiемъ, допускъ, доступъ, входъ и самый день или часъ, для сего назначенный.
Советский Энциклопедический Словарь. — М.: СЭ, 1980
Аудитор, в Росс. империи должность в воен.-суд. учреждениях.
Большая российская энциклопедия. Том 2. — Москва, 2005. — С. 489—491. Электронная версия
АУДИ́Т (от лат. auditus – слушание, выслушивание, англ. audit), предпринимательская деятельность по проведению независимой проверки бухгалтерского учёта и финансовой (бухгалтерской) отчётности организаций и индивидуальных предпринимателей (аудируемых лиц). Цель А. – формирование объективного мнения о достоверности финансовой отчётности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учёта законодат. нормам. При этом под достоверностью понимается степень точности данных финансовой отчётности, позволяющая её пользователю делать правильные выводы о результатах хозяйств. деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц.
Сопутствующие А. услуги: постановка, восстановление, ведение, автоматизация бухгалтерского учёта и внедрение информац. технологий; налоговое, управленч. и правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам; анализ финансово-хозяйств. деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономич. и финансовое консультирование; оценка стоимости имущества предприятий как имущественных комплексов и предпринимательских рисков; проведение маркетинговых исследований н.-и. и эксперим. работ, связанных с аудиторской деятельностью, разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов; обучение специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью; оказание др. аудиторских услуг.
Возникновение и становление А. Первоначально А. означал практику слушания отчётов должностных лиц о доходах, расходах, сборе налогов и т. п. гражданами (в осн. массе не умеющими читать), участвующими в обсуждении указанных отчётов (нар. собрание в Древних Афинах, Сенат в Рим. республике и т. п.). Впоследствии А. стал превращаться из процесса слушания в детальный анализ учётных записей и отчётов о хозяйств. деятельности.
А. проводят аудиторские организации и индивидуальные аудиторы. Они не имеют права осуществлять иные виды предпринимательской деятельности. Аудитор – физич. лицо, отвечающее установленным требованиям и имеющее квалификац. аттестат. Он может осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации, привлекаемого к работе аудиторской организацией на основе гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя. При выполнении своих обязанностей аудиторы руководствуются нормами, установленными проф. объединениями, а также следующими принципами: независимость, честность, объективность, проф. компетентность и поведение, добросовестность, конфиденциальность.
Аудиторская организация осуществляет свою деятельность после получения лицензии. Она может быть создана в любой организационно-правовой форме, кроме акционерного общества. Не менее 50% её кадрового состава должны составлять граждане РФ и не менее 75% – если руководитель организации иностр. гражданин. В штате аудиторской организации должно быть не менее пяти аудиторов.
Аудиторская организация и аудиторы обязаны документально оформлять все сведения, подтверждающие аудиторское мнение, а также доказательства аудиторской проверки в соответствии с федеральными стандартами по А. Объём документации по каждой аудиторской проверке аудиторы определяют сами, руководствуясь своим проф. мнением. Они также должны планировать свою работу с целью её координации и рационального распределения между отд. работниками, составлять и документально оформлять программу А., определяющую характер, временны́е рамки и объём запланированных аудиторских процедур, представляющую собой набор инструкций и являющуюся средством контроля за выполнением работы.
Аудиторская проверка включает процедуры: инспектирование (проверка записей, документов или материальных активов), наблюдение (отслеживание аудитором процесса или процедуры, выполняемой др. лицами), запрос (письменный или устный), пересчёт (проверка арифметич. расчётов аудируемого лица) и аналитич. процедуры (анализ и оценка полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономич. показателей с целью выявления ошибок и искажений, а также их причин).
В зависимости от конкретных условий проверка финансово-хозяйств. деятельности может быть сплошной или выборочной. Сущность аудиторской выборки заключается в отборе по определённым правилам элементов для формирования проверяемой совокупности в виде отд. документов, записей и т. п. Выборочная проверка может быть двух видов: на соответствие (установление частоты нарушений норм внутр. контроля в отчётном периоде) и по существу (стоимостная оценка нарушений внутр. контроля).
Виды А. В соответствии с требованиями законодательства различают обязательный и инициативный А. Обязательный А. предусмотрен законодат. актами; проводится в открытых акционерных обществах, кредитных и страховых организациях, товарных и фондовых биржах, инвестиционных фондах; в организациях, гос. унитарных предприятиях и у индивидуальных предпринимателей, выручка которых за один год в 500 тысяч раз превышает установленный миним. размер оплаты труда (МРОТ) или сумма актива баланса на конец отчётного года в 200 тысяч раз превышает МРОТ; в ряде др. организаций и у предпринимателей в соответствии с законодательством. При проведении обязат. А. аудиторская организация обязана страховать риск ответственности за нарушение договора.
Инициативный А. проводится по просьбе экономич. субъекта (руководства, собственников, акционеров и т. п.). Он является добровольным, его масштабы и характер определяются заказчиком.
По отношению к пользователям различают внешний и внутренний А. Внешний А. осуществляется сторонней аудиторской фирмой или индивидуальным аудитором, а внутр. А. – работниками организации, осн. назначением которых являются проверка и оценка работы этой организации и её структурных подразделений с целью повышения эффективности их деятельности.
В зависимости от проверяемых объектов различают А.: общий, банковский, страховых организаций, бирж, инвестиционных институтов и внебюджетных фондов. На осуществление всех этих видов А. необходимо иметь лицензии.
Осн. цель обязат. А. – формирование объективного мнения аудитора о достоверности финансовой отчётности аудируемого лица, изложенного в аудиторском заключении.
Аудиторское заключение – офиц. документ, предназначенный для пользователей финансовой отчётности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой отчётности аудируемого лица и соответствии порядка ведения бухгалтерского учёта законодательству РФ. Включает: наименование, сведения об аудиторской организации (аудиторе) и аудиторском лице, вводную часть, части, описывающие объём А., мнение аудитора, дату аудиторского заключения и подпись аудитора.
Аудиторское заключение бывает безоговорочно положительным или модифицированным. Безоговорочно положительное заключение означает, что финансовая (бухгалтерская) отчётность даёт достоверное представление о финансовом положении и результатах финансово-хозяйств. деятельности аудируемого лица в соответствии с установленными принципами и методами ведения бухгалтерского учёта и подготовки финансовой отчётности. Модифицированное заключение может быть: не влияющим на достоверность финансовой отчётности, с оговоркой, с отказом от выражения мнения, отрицательным.
Нормативные документы по А. представляют собой четырёхуровневую систему. Законодат. акты, указы Президента, постановления Правительства относятся к документам первого уровня.
Документы второго уровня – федеральные правила (стандарты), в которых изложены единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества А. и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации. Федеральные правила утверждаются Правительством РФ и обязательны для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аудируемых лиц. Утверждено 11 правил (стандартов) первой и второй очереди (2004). Они разработаны на основе междунар. стандартов по А. и максимально приближены к ним.
К документам третьего уровня относятся внутр. стандарты проф. аудиторских объединений, а также нормативные акты отд. министерств и ведомств по вопросам организации и осуществления А., а четвёртого уровня – собств. стандарты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, разрабатываемые ими на основе нормативных документов первых трёх уровней и собств. практики.
Уполномоченный федеральный орган гос. регулирования аудиторской деятельности – Мин-во финансов РФ. Его осн. функции: издание нормативных правовых актов; организация разработки и представление на утверждение правительству федеральных правил (стандартов), контроль за их соблюдением; организация системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов, лицензирования, системы надзора за соблюдением лицензионных требований; определение объёма и порядка представления отчётности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов; ведение гос. реестров аттестованных аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, учебно-методич. центров, проф. аудиторских объединений и аккредитация последних.
Аудиторская проверка. При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы имеют право самостоятельно определять формы и методы проведения А., проверять в полном объёме документацию, связанную с финансово-хозяйств. деятельностью аудируемого лица, получать у них разъяснения в письменной и устной форме, отказаться в установленных законом случаях от проведения аудиторской проверки или от выражения своего мнения о достоверности финансовой отчётности в аудиторском заключении. Обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов: осуществление аудиторских проверок в соответствии с законодательством РФ; предоставление аудируемому лицу информации о требованиях законодательства, а также о нормативных актах, на основании которых делаются замечания и выводы аудиторов; обеспечение сохранности используемых документов, неразглашение их содержания без согласия аудируемого лица; передача аудируемому лицу в установленный договором срок аудиторского заключения.
Аудируемое лицо обязано создавать аудиторам условия для своевременного и полного осуществления аудиторских проверок, предоставлять им необходимую информацию и документацию, давать письменные и устные разъяснения, оперативно устранять выявленные нарушения правил ведения бухгалтерского учёта и составления финансовой отчётности, своевременно оплачивать аудиторские услуги.
А. не может осуществляться: аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учёта и составление финансовой отчётности; состоящими в близком родстве с указанными выше лицами, а также лицами, оказывавшими в течение трёх лет, предшествующих аудиторской проверке, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учёта и составлению финансовой отчётности.
Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны установить и соблюдать правила внутр. контроля качества аудиторских проверок. Внешняя проверка осуществляется силами уполномоченного федерального органа или он может делегировать это право аккредитованным проф. аудиторским объединениям в отношении участников этих объединений. Уклонение от внешней проверки качества работы или непредоставление необходимой для проверки информации может служить основанием для аннулирования лицензии. При выявлении нарушений требований нормативных правовых актов или федеральных правил аудиторской деятельности проверяющие обязаны сообщать об этих фактах уполномоченному федеральному органу, который вправе аннулировать квалификац. аттестат аудитора и лицензию.
Историческая справка. Профессия независимого бухгалтера-аудитора возникла в 19 в. В Великобритании закон об обязат. А. был принят в 1862, во Франции – в 1867, в США – в 1937. В России первая аудиторская фирма создана в 1987 («Интераудит»). Указом Президента РФ от 22.12.1993 утверждены Врем. правила аудиторской деятельности, определившие гос. регулирование А. Образованы Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ, которая одобрила 38 правил (стандартов) аудиторской деятельности, составивших методологич. основу рос. А., и три комиссии по лицензированию этой деятельности – Мин-ва финансов России, Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью (позднее они объединены в одну) и Центр. банка (ЦБ) РФ. За 1994–2000 выдано 23600 лицензий на право осуществления аудиторской деятельности и 36500 квалификац. аттестатов. В 2001 приняты Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», неск. постановлений Правительства РФ и ряд др. нормативно-правовых актов по регулированию аудиторской деятельности в России и её интеграции в междунар. аудиторскую систему.
При Мин-ве финансов РФ в 2002 создан Совет по аудиторской деятельности в составе 54 чел. из представителей мин-ва, гос. органов, ЦБ РФ, аккредитованных проф. аудиторских объединений, науч. и др. организаций, вузов, пользователей аудиторских услуг. На сер. 2004 при Минфине РФ аккредитовано семь проф. аудиторских объединений: Аудиторская палата России, Моск. аудиторская палата, Ассоциация бухгалтеров и аудиторов «Содружество», Ин-т проф. аудиторов, Рос. коллегия аудиторов, Нац. федерация консультантов и аудиторов и Ин-т проф. бухгалтеров России. В апр. 2003 объединения подписали Соглашение о взаимодействии по вопросам развития А. в России, а в октябре принято решение о необходимости создания единого всерос. проф. аудиторского объединения.
На нач. 2004 в РФ действовало более 30 тыс. квалификац. аттестатов и 7600 лицензий. Функционируют более 3000 аудиторских организаций: зарубежные (ок. 20), рос. крупные (ок. 15), средние (ок. 40), небольшие (ок. 3000). На их долю приходится соответственно примерно 70%, 20%, 5%, 5% общего объёма выручки за аудиторские и сопутствующие услуги.
Совершенствуется нормативная база А. Подготовлены проекты изменений и дополнений в Федеральные законы «Об аудите» и «О бухгалтерском учёте», а также проект Закона «О консолидированной финансовой отчётности», предусматривающий проведение обязательным А. отчётности, составленный по междунар. стандартам финансовой отчётности.
Библиография
Лит.: Аудит Монтгомери / Под ред. Я. В. Соколова. М., 1997; Международные стандарты аудита. Кодекс этики Международной федерации бухгалтеров. М., 2000; Опыт развития и регулирования аудиторской деятельности: (На примере Швеции и России) / Под ред. А. В. Крикунова. СПб., 2000; Аудит. М., 2002; Шеремет А. Д., Суйц В. П. Аудит. 3-е изд. М., 2002; Аудит / Под ред. В. Н. Подольского. 3-е изд. М., 2003.
Пиратский К. К. — медик и аудитор, числящиеся в Армейских войсках, 1859 год.
Аудитор (лат. auditor — слушающий) — лицо, занимающееся аудитом (ревизией бухгалтерских книг, документов и отчётности) и консультационной деятельностью, связанной с наладкой бухгалтерского учёта.
Также — юридическая фирма, занимающаяся такой деятельностью (аудиторская компания)
Ранее в России, имперского периода, аудитор — чин в вооружённых силах (ВС) и других органах государства. А Толковый словарь Даля, определяет аудитора как военного делопроизводителя и законника; чиновника для военного судопроизводства; письмоводителя и стряпчего, или секретаря и прокурора в одном лице, примерно соответствовал дознавателю и военному прокурору в ВС, в советский период... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ