Ernestina Maria Fuchs (Erna Morena)
(24.04.1885 — 21.07.1962, Мюнхен)
(псевдоним Эрна Морена)
немецкая популярная актриса немого кино. Снялась в 100 фильмах.
В 1915 году Эрнестина вышла замуж за драматурга Вильгельма Херцога, именно он придумал новое имя и после этого Эрнестина стала сниматься под псевдонимом Эрна Морена.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Эрна Морена (Erna Morena, урожд. Эрнестина Мария Фукс; 24 апреля 1885 — 21 июля 1962) — немецкая актриса немого кино.
Будущая актриса родилась 24 апреля 1885 года в баварском городе Ашаффенбург. В возрасте семнадцати лет она изучала историю искусств и посещала курсы керамистов в Мюнхене, потом на несколько месяцев уехала в Париж, а, вернувшись, устроилась на место медсестры в Страсбурге. В 1910 году Эрнестина перебралась в Берлин, где продолжала работать в госпитале и одновременно посещала театральное училище Макса Рейнхардта. Уже через год вошла в состав труппы берлинского театра.
В 1913 году актриса дебютировала на киноэкране в картине «Сфинкс» Ойгена Иллеша, венгерского режиссёра, работавшего в Германии. Впоследствии они много работали вместе — всего актриса появилась в девяти фильмах Иллеша. Далее она перешла на киностудию PAGU, и одним из самых заметных её фильмов того времени стала экранизация романа Дюма «Дама с камелиями» — картина Пауля Лени «Примавера», где её партнером выступил актёр Гарри Лидтке. С самого начала её карьеры критики благосклонно отзывались о её игре.
В 1915 году Эрнестина вышла замуж за драматурга Вильгельма Херцога и прожила в браке с ним шесть лет. Именно Херцог придумал для неё новое звучное имя, и после этого актриса стала сниматься под псевдонимом Эрна Морена. В 1918 году она основала собственную киностудию, но ввиду сложного экономического положения в Германии компания обанкротилась, выпустив в 1920 году единственный фильм.
Очень продуктивным был дуэт актрисы с режиссёром Рихардом Освальдом. Их совместная работа началась с фильма 1918 года «Дневник пропавшей женщины» по роману Маргарет Боме, затем последовало ещё несколько фильмов, в том числе комедия «Мемуары Манолеску», где партнером Эрны выступил Конрад Вейдт.
В начале 20-х Эрна Морена находилась на пике карьеры, присутствуя на ведущих ролях во многих популярных картинах тех лет — так, она сыграла принцессу Савитри в приключенческом фильме «Индийская гробница». Однако к концу десятилетии её слава пошла на убыль, а после наступления эры звукового кино сорокалетняя актриса стала получать только второстепенные роли.
В 1940 году, снявшись у Файта Харлана в «Еврее Зюссе», она ушла из кинематографа, поселилась в Мюнхене и открыла пансион для художников. После эпизодического появления в фильме 1950 года «Бессмертный возлюбленный» актриса окончательно распрощалась с кино и 21 июля 1962 года скончалась в возрасте семидесяти семи лет. Всего за тридцать восемь лет кинокарьеры Эрна Морена снялась в ста фильмах.
Erna Morena (* 24. April 1885 in Wörth am Main; † 20. Juli 1962 in München; bürgerlicher Name: Ernestine Maria Fuchs) war eine deutsche Filmschauspielerin, Filmproduzentin und Drehbuchautorin in der Zeit des Stummfilms und der Anfänge des Tonfilms.
Leben
In einer bürgerlichen Familie geboren, ging Erna Morena mit 17 Jahren nach München, um hier die Kunstgewerbeschule zu besuchen. Später verbrachte sie ein halbes Jahr in Paris, bis sie schließlich am Ende des ersten Jahrzehnts nach Berlin zog und dort als Krankenschwester arbeitete.
Vermutlich nahm sie gleichzeitig an der Schauspielschule des Deutschen Theaters in Berlin Unterricht, für dessen Ensemble Max Reinhardt sie 1910 als Schauspielerin engagierte. Im folgenden Jahr wirkte sie hier in kleinen Rollen mit. 1912 kam sie zum Film.
Ihr Filmdebüt gab sie 1913 in Die Sphinx von Eugen Illés für die neugegründete Filmproduktionsfirma Literaria Film von Alfred Duskes, ihr Gehalt dort betrug 500 Mark pro Monat, also ca. 2.578 Euro. Insgesamt wirkte sie in etwa 120 Filmen mit. Sie arbeitete unter bekannten Regisseuren wie Paul Leni, Richard Oswald, Robert Wiene, Friedrich Wilhelm Murnau und Georg Wilhelm Pabst und spielte neben großen Kollegen wie Conrad Veidt, Emil Jannings, Reinhold Schünzel und Werner Krauß.
Sie war einer der ungewöhnlichsten Stars des deutschen Stummfilms: dunkelhaarig, groß und mit markanten Gesichtszügen hatte sie einen Star-Appeal wie später Greta Garbo und wurde in einem Atemzug mit Asta Nielsen und Henny Porten genannt. Dennoch ist ihr Name heute weitgehend vergessen.
Morena versuchte sich auch als Produzentin: 1918 gründete sie in Berlin die Erna Morena Film GmbH, unterstützt von einigen Freunden als Gesellschafter, mit der sie u. a. die Stummfilme Colomba (1918 mit Werner Krauß) und Die 999. Nacht (1919/1920 mit Hans Albers) produzierte.
Von 1915 bis 1921 war Erna Morena mit dem Schriftsteller Wilhelm Herzog verheiratet. Das Paar hatte die gemeinsame Tochter Eva-Maria Herzog (1915–2007).
Erna Morena spielte im NS Propagandafilm Jud Süß die Rolle der Frau des Konsistorialrats.
Erna Morena wurde auf dem Winthirfriedhof in München-Neuhausen neben ihrer Mutter beerdigt. Unweit davon befindet sich auch das Grab ihres Bruders, des Brentano-Forschers Friedrich Fuchs, der mit Ruth Schaumann verheiratet war.
Filmografie
- 1913: Die Sphinx
- 1913: Irrwege
- 1913: Du sollst Vater und Mutter ehren
- 1913: Wurmstichig
- 1913: Die Hand des Schicksals
- 1913: Schwere Stunden
- 1914: Ins Blinde hinein
- 1914: Das Millionen-Halsband
- 1914: Sein braunes Mädel
- 1915: Es war ein Traum
- 1915: Der Spieler
- 1915: Frau Eva
- 1916: Höhen und Tiefen
- 1916: Das Geschick der Julia Tobaldi
- 1916: Maria
- 1917: Lulu
- 1917: Prima Vera
- 1917: Der Ring der Giuditta Foscari
- 1918: Colomba
- 1918: Das Tagebuch einer Verlorenen
- 1919: Nerven
- 1920: Algol - Tragödie einer Macht
- 1920: Von morgens bis mitternachts
- 1920: Manolescus Memoiren
- 1920: Kurfürstendamm
- 1920: Nachtgestalten
- 1920: Der Schädel der Pharaonentochter
- 1921: Das indische Grabmal (2 Teile)
- 1921: Der Gang in die Nacht
- 1921: Lotte Lore
- 1921: Die Verschwörung zu Genua
- 1921: Taschendiebe
- 1922: Teufelssymphonie
- 1922: Der Graf von Essex
- 1922: Ein neues Leben
- 1922: Fridericus Rex
- 1923: Wilhelm Tell
- 1923: Der Großindustrielle
- 1923: Glanz gegen Glück
- 1924: Der Berg des Schicksals
- 1924: Mutter und Kind
- 1925: Heiratsschwindler
- 1925: Wallenstein
- 1925: Bismarck, 1. Teil
- 1925: Die eiserne Braut
- 1926: Bismarck 1862–1898
- 1927: Die rollende Kugel
- 1927: Der Kampf des Donald Westhof
- 1928: Rutschbahn
- 1929: Ich lebe für Dich
- 1929: Jugensünden
- 1929: Nachtlokal
- 1930: Gigolo
- 1930: Aschermittwoch
- 1931: Das Lied der Nahtionen
- 1932: Eine Nacht im Paradies
- 1932: Die elf Schill’schen Offiziere
- 1932: Das erste Recht des Kindes
- 1933: Die vom Niederrhein
- 1934: Zwischen zwei Herzen
- 1934: Was bin ich ohne Dich?
- 1934: So endete eine Liebe
- 1934: Abschiedswalzer
- 1934: Elisabeth und der Narr
- 1935: Pygmalion
- 1935: Viktoria
- 1936: Dornröschen
- 1938: Zwischen den Eltern
- 1939: Der arme Millionär
- 1939: Fasching
- 1940: Jud Süß
- 1951: Unsterbliche Geliebte, nach Aquis submersus von Theodor Storm
Literatur
- Kay Weniger: Das große Personenlexikon des Films. Die Schauspieler, Regisseure, Kameraleute, Produzenten, Komponisten, Drehbuchautoren, Filmarchitekten, Ausstatter, Kostümbildner, Cutter, Tontechniker, Maskenbildner und Special Effects Designer des 20. Jahrhunderts. Band 5: L–N. Rudolf Lettinger – Lloyd Nolan. Schwarzkopf & Schwarzkopf, Berlin 2001, S. 542 f.
- Brigitte Bruns, Petra Maier-Schoen (Hrsg.): Erna Morena. Zur Retrospektive im Filmmuseum München im Münchner Stadtmuseum. Belleville-Verlag, München 2005.
- Jürgen Kasten: Morena, Erna. In: Neue Deutsche Biographie (NDB). Band 18, Duncker & Humblot, Berlin 1997
Weblinks
- Erna Morena bei filmportal.de
- Erna Morena in der Internet Movie Database (englisch)
- Bilder von Erna Morena In: Virtual History
- Biografie, Filme und Foto
Категории: Родившиеся в апреле | Однофамильцы |