ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

владимир высоцкий

Владимир Семёнович Высоцкий... Википедия

Высоцкий Владимир Семёнович

(25 января 1938, Москва — 25 июля 1980, там же)


поэт, актёр театра и кино, автор-исполнитель песен (бард)

 

Содержание:
Яндекс. Словари — Гуманитарный словарь. 2002
Владимир Высоцкий. Четыре четверти пути — сборник
Дискография
Открытки
Ссылки

 

Яндекс. Словари — Гуманитарный словарь. 2002


ВЫСО́ЦКИЙ Вл. Сем. (1938—80) — поэт, актер. Род. в Москве в семье военнослужащего; родители рано разошлись. Во время войны вместе с матерью два года был в эвакуации в Чкаловской обл. В 1947—49 жил с отцом по месту его службы на терр. Вост. Германии, в г. Эберсвальде. Вернувшись в Москву, снова жил с матерью. По окончании ср. школы начал учиться в Моск. инж.-строит. ин-те, но вскоре оставил его и поступил в Школу-студию МХАТ.

С 1960 — в Моск. драм. т-ре им. Пушкина, в 1964—80 — актер Моск. т-ра драмы на Таганке. В 1970 женился на актрисе Марине Влади (см. ее кн. "Владимир, или Прерванный полет", 1989). Поэтич. дарование В. погранично с актерством, т-ром. Первые песни под гитару В. исполнил в 1961. В течение 20 лет поэтич. творчество В. жило в устной песенной форме; нек-рые песни были написаны для спектаклей.

Огромный успех у слушателей сочетался с резким офиц. непризнанием В. (статья "О чем поет Высоцкий?" в "Сов. России", 1968 — выражение офиц. точки зрения).

Стихи В. не печатались, прижизнен. изд. его стихов-песен — на магнитофонных лентах и двух пластинках. Первая кн. стихов В.— "Нерв" (опубл. 1981). Наиб. полно наследие В. представлено в кн.: "Избранное" (1988), "Поэзия и проза" (1989), куда, помимо стихов, вошел, в частности, и "Роман о девочках". Поэзия В. отражает массовый уклад мышления, разноголосицу жизни. На поэтике стихов сказывается ощущение массовости аудитории, в стихах — сплав бытового языка и поэзии, живущей на глубине житейской прозы. Родословную поэзии В. ведут от городского романса (Д. Самойлов), от рус. скоморошества (Н. Крымова). В поэзии В.— соединение драматизма бытия и смеха, защищающего жизнь, обнаруживающего в среде обитания человека все неестественное, извращенное ("Бермудский треугольник", "Слухи", "Лекция о международном положении", "Письмо с сельхоз. выставки", "Таможня" и др.). Один из постоянных мотивов поэзии — преодоление отчаяния. В трагич. стихах В.— предчувствие близкого конца ("Кони привередливые", "Две просьбы", "Мне судьба — до последней черты, до креста...", "Райские яблоки", "Когда я отпою и отыграю..."). Безвременная смерть В. вызвала новый прилив массового поклонения и мн. посвящения поэтов-современников (А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Б. Окуджавы и др.).

 

 


ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ

Высоцкий Высоцкий

ЧЕТЫРЕ ЧЕТВЕРТИ ПУТИ

Сб./Сост. А. Е. Крылов.

 

Москва. Издательство «Физкультура и спорт», 1989 г.
Издание четвертое, стереотипное. 286 с., ил., портр. Тираж 100 000 экз. Цена 5 руб

 

В сборник вошли стихи В. С. Высоцкого с авторскими комментариями, его размышления о спорте, о жизни, статьи и воспоминания спортсменов, коллег и друзей поэта.
Рассчитан на широкий круг читателей.

 

Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве. В 1960 году закончил актерское отделение Школы-студии МХАТ. Работал в Московском театре миниатюр, а с 1964 по 1980 год — в Московском театре драмы и комедии на Таганке, где сыграл более 20 ролей. Много выступал с концертами по всей стране и за рубежом. Как актер участвовал в создании 30 художественных и телевизионных фильмов, 8 радиоспектаклей. Написал более 600 поэтических произведений. Умер 25 июля 1980 года. В 1987 году удостоен звания лауреата Государственной премии СССР (посмертно).

 

Стр. 3—9

Он работал с нами в космосе

Жизнь на орбите, несмотря на необычность условий, все-таки в своей основе остается для экипажа земной. Именно земной, с ее привычным временным ритмом, каждодневной работой, общением с друзьями, родными, близкими. Но чем длительнее полет, тем острее ощущается отсутствие того, что отбирает невесомость,— земных звуков, запахов, родной природы.

Вот, может быть, поэтому на борту корабля, как своеобразная компенсация утраченных с невесомостью земных связей, часто звучит музыка, особенно песни любимых авторов.

На станции, конечно, записей много. Но слушаем мы чаще всего те, что сродни нашим вкусам, привычкам и характерам. Притом некоторые песни, мелодии, желанные для слуха каждодневно, настолько врезаются в память, что, прослушивая их на земле, мысленно возвращаешься в космический дом — станцию «Салют-6».

Для нас с Владимиром Коваленком, с которым мы выполняли программу 140-суточного полета, в числе таких желанных записей были многие из песен Владимира Высоцкого. Они не только служили источником хорошего настроения в минуты отдыха, но часто заключали в себе своеобразный настрой на работу, то есть реальную помощь. Задорные ритмы «Утренней гимнастики» помогали нам бороться с невесомостью на бегущей дорожке, велоэргометре. Песня "Лучше гор могут быть только горы» стала девизом в нашей работе по съемке ледников и горных массивов планеты. Неудержимая страстность песни «Мы вращаем Землю» настраивала на движение вперед, к нашему дню победы — полному выполнению намеченной прогpаммы полета.

Когда в наполненные праздничным настроением дни Московской олимпиады пришла горькая весть о безвременной кончине этого талантливого человека, в памяти всплыла мелодия наиболее полюбившейся нам песни «Он вчера не вернулся из боя». В словах этой песни с удивительной достоверностью передана грусть и какая-то душевная опустошенность, возникшая с утратой близкого человека, который был рядом, был привычен, неотделим и которого уже нет.

Александр ИВАНЧЕНКОВ, 
дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР

 


От издательства

Книга избранной поэзии Владимира Семеновича Высоцкого и воспоминаний о нем предваряется словами летчика-космонавта СССР, дважды Героя Советского Союза Александра Сергеевича Иванченкова. Космонавт вспоминает, как поддерживали его в жизни и работе песни Высоцкого. Но, думается, в этом могли бы признаться еще многие и многие люди разных профессий, разного возраста, темперамента, различного жизненного опыта, для которых творчество поэта стало неотъемлемой частью духовной жизни. В чем секрет такой небывалой популярности?

Владимир Высоцкий был нашим современником. Его творческая позиция формировалась в 60—70-е годы, время трудное и противоречивое. Были в нем успехи и радости, которыми мы вправе гордиться, были болезни, которым теперь поставлен точный диагноз и от которых мы всем миром стремимся поскорее излечиться.

Как бы ни были несхожи герои песен-монологов Владимира Высоцкого, их всегда объединяло нечто общечеловеческое, близкое любому, выражением чего была позиция самого автора — позиция человека, гражданина, патриота, творца. Позиция не надуманная, не показная, а уходящая корнями в реальную жизнь реальных людей. Каждый в его песнях узнавал себя, но себя другого, преображенного, вдруг нашедшего точные слава и выражения, чтобы выплеснуть то, что раньше лишь расплывчато и смутно ощущалось, но, не умея выразиться, мертвым грузом лежало на душе. Меткие, единственно верные слова, безошибочно передающие суть, били прямо в цель, душа просыпалась и обретала зоркость, позволявшую ей различать недоступные прежде черты, цвета, оттенки. Но, в буквальном смысле вживаясь в образы людей, от лица которых он исполнял свои песни-монологи, он всегда был самим собой, поэтому даже в тех песнях, от которых публика давилась смехом, проскальзывали нотки грусти, а после песен, полных тоски, оставалось светлое чувство. Высоцкий мог петь о самых обыденных, даже «низменных» с точки зрения «высокой поэзии» вещах, но и тогда мощь eго таланта возвышала особую тему. Он вбирал, впитывал в себя тот самый мир, в котором мы живем и который уже примелькался нам с вами, и возвращал его обогащенным своей личностью.

Со временем появятся, конечно, серьезные исследования критиков и литературоведов, они со знанием дела разберут все стороны творчества Владимира Высокого. А пока что обратим внимание читателей лишь на одно немаловажное обстоятельство. Многие из его лучших, как теперь говорят, программных» стихотворений написаны в середине 70-х годов, но и сегодня, десятилетие спустя, они звучат современно, будто созданы в наши дни.

 

Братские могилы

На братских могилах не ставят крестов, 
И вдовы на них не рыдают —
К ним кто-то приносит букеты цветов, 
И Вечный огонь зажигают.

Здесь раньше вставала земля на дыбы, 
А нынче — гранитные плиты, 
Здесь нет ни одной персональной судьбы —
Все судьбы в единую слиты.

А в Вечном огне — видишь вспыхнувший танк, 
Горящие русские хаты, 
Горящий Смоленск и горящий рейхстаг, 
Горящее сердце солдата.

У братских могил нет заплаканных вдов —
Сюда ходят люди покрепче, 
На братских могилах не ставят крестов... 
Но разве от этого легче?!

1965

 

Он был чистого слога слуга...

 

Юрий ВИЗБОР


Он не вернулся из боя *

* Написано в 1980 году для стенной газеты Московского клуба самодеятельной песни «Менестрель».

Владимир Высоцкий был одинок. Более одинок, чем многие себе представляли. У него был один друг — от студенческой скамьи до последнего дня. О существовании этой верной дружбы не имели и понятия, многочисленные «друзья», число которых сейчас, после смерти поэта, невероятно возросло.

Откуда взялся этот хриплый рык? Эта луженая глотка, которая была способна петь согласные? Откуда пришло ощущение трагизма в любой, даже пустяковой песне? Это пришло от силы. От московских дворов, где сначала почиталась сила, потом — все остальное. От детства, в котором были ордера на сандалии, хилые школьные винегреты, бублики «на шарап», драки за штабелями дров. Волна инфантилизма, захлестнувшая в свое время все песенное творчество, никак не коснулась его. Он был рожден от силы, страсти его были недвусмысленны, крик нескончаем. Он был отвратителен эстетам, выдававшим за правду милые картинки сочиненной ими жизни. Помните: «...А парень с милой девушкой на лавочке прощается»? Высоцкий — «Сегодня я с большой охотно распоряжусь своей субботою». Вспомните: «Не могу я тебе в день рождения дорогие подарки дарить...» Высоцкий — «...А мне плевать, мне очень хочется!» Он их шокировал и формой, и содержанием. А больше всего он был ненавистен эстетам за то, что пытался говорить правду, ту самую правду, мимо которой они проезжали в такси или торопливым шагом огибали ее на тротуарах. Это была не всеобщая картина жизни, но этот кусок был правдив. Это была правда его, Владимира Высоцкого, и он искрикивал ее в своих песнях, потому что правда эта была невесела.

Владимир Высоцкий страшно спешил. Будто предчувствуя свою короткую жизнь, он непрерывно сочинял, успев написать что-то около шестисот песен. Его редко занимала конструкция, на его ногах скорохода не висели пудовые ядра формы, часто он только намечал тему и стремглав летел к следующей. Много россказней ходит о его запоях. Однако мало кто знает, что он был рабом поэтических «запоев» — по три-четыре дня, запершись в своей комнате, он писал как одержимый, почти не делая перерывов в сочинительстве. Он был во всем сторонником силы — и не только душевно-поэтической, но и обыкновенной, физической, которая не раз егo выручалa и в тонком деле поэзии. В век, когда песни пишутся «индустриальным» способом: текст — поэт, музыку — композитор, аранжировку — аранжировщик, пение —певец, Владимир Высоцкий создал совершенно неповторимый стиль личности, имя которому — он сам и где равно и неразрывно присутствовали голос, гитара и стихи. Каждый из компонентов имел свои недостатки, но, слившись вместе, как три кварка в атомном ядре, они делали этот стиль совершенно неразрываемым, уникальным, и многочисленные эпигоны Высоцкого постоянно терпели крах на этом пути. Их голоса выглядели просто голосами блатняг, их правда была всего лишь пасквилем.

Однажды случилось странное: искусство, предназначенное для отечественного уха, неожиданно приобрело валютное поблескивание. Однако здесь, как мне кажется, успех меньше сопутствовал артисту. Профессиональные французские ансамблики никак не смогли конкурировать с безграмотной гитарой мастера, которая то паузой, то одинокой семикопеечной струной, а чаще всего неистовым «боем» сообщала нечто такое, чего никак не могли выговорить лакированные зарубежные барабаны... ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ


 

Дискография


Высоцкий Владимир

1981 г. Владимир Высоцкий. (Код С62-16247-8). Песни: Як—истребитель, Дом хрустальный, Надежда, Ещё не вечер. Записи 1974—1975 гг.

 

На концертах Высоцкого

Наиболее крупным изданием является выпущенная Всесоюзной студией грамзаписи фирмой «Мелодия» [фм] серия пластинок [п] «На концертах Владимира Высоцкого» на 21 диске, издаваемых с 1987 по 1992 года (музыка и слова В. Высоцкого).

 

 

пластика 31

1987 — «Сентиментальный боксёр». (Код М60 48023 007, М60 48024) (запись 1967 г.)

Сентиментальный боксёр

Песня сочиняется не с пером в руке, не на бумаге, не с строгим расчётом, но в вихре, в забвении, когда душа звучит и все члены, разрушая равнодушное, обыкновенное положение, становятся свободнее, руки невольно вскидываются на воздух и дикие волны веселья уводят от всего... Оттого поэзия в песнях неуловима, очаровательна, грациозна, как музыка. Поэзия мыслей более доступна каждому, нежели поэзия звуков или, лучше сказать, поэзия поэзии.

Н. В. ГОГОЛЬ

 

Кажется, будто написанные полтора столетия назад слова относятся к Владимиру Высоцкому: это его образ, его темперамент, его песни...

Конец пятидесятых выдвинул целую плеяду поэтов, сознательно ориентирующихся на культуру устного слова. Поэзия словно обратилась к своим истокам — к поэзии звучащей.

Звучащий стих имеет историю более древнюю, чем письменный: античность, средневековье, включая и древнюю Русь, неразрывно связали голос со звучанием инструментов — чаще всего струнных, и эта традиция не оскудевает даже с появлением книгопечатания.

В наши дни непосредственное общение поэта с читателем-слушателем придаёт особую значимость поэтическому слову, возвращая и самим словам «поэт» и «певец» утраченное было значение синонимов.

Владимир Высоцкий осуществился как явление поэзии в звучащем слове — едва ли не впервые в отечественной литературе. «Тиражи» его песен, разошедшихся в записи, не поддаются уже никакому учету, тогда как знакомство с Высоцким-поэтом читающей публике только начинается.

Серия «На концертах Владимира Высоцкого» представляет собой первую попытку издания звучащего собрания сочинений поэта - выпуска хотя и далеко не полного, но включающего почти все, что было представлено самим автором на публичных выступлениях за полтора десятилетия работы. Работоспособность Высоцкого удивительна: количество выступлений можно определить лишь приблизительно, а фонотека насчитывает не одну тысячу часов записи. Высоцкого записывали много, но именно записи на публике передают своеобразие личности поэта-певца, непосредственную реакцию аудитории, живое дыхание еще близкого  нам, но уже уходящего времени. На смену старым песням приходят новые, менялся характер авторского исполнения, менялся и стиль общения со зрителями. Неизменным и устойчивым оставался интерес слушателей, всякий раз становившихся соучастниками своеобразного монолога, начатого поэтом еще в бурные шестидесятые, протянувшегося через нелегкие семидесятые  а наши дни и — в следующие десятилетия... Появилось определение поэтического жанра — «авторская песня», впервые использованное Высоцким и ныне прочно вошедшее в оборот.

Нам не дано знать, какова была бы авторская воля, если бы ему представилась возможность издания, аналогичного тому, которое предпринято фирмой «Мелодия», и мы решили возможно более полно сохранить особенности концертных записей. Сокращены лишь некоторые повторы, а в отдельных, весьма редких, случаях произведены замены, вызванные исключительно соображениями технического качества фонограмм: следует иметь в виду, что все концерты В. Высоцкого записывались любителями. Названия произведений, как правило, соответствуют тем, которые сам автор объявлял в концертах, либо — устоявшиеся, известные по прижизненным изданиям.

Не имея возможности назвать здесь всех, чьими трудами были осуществлены и последующими заботами сохранены записи, использованные в настоящем сборнике, составители пользуются случаем выразить им искреннюю признательность.

В. Абдулов, И. Швецов [ш]

 

 

пластинка №2

1987 — «Спасите наши души». (Код М60 48025 001, М60 48026)(запись 1967 г.)

СПАСИТЕ НАШИ ДУШИ

Говоря об авторской песне, часто имеют в виду движение, объединяющее поэтов, композиторов, исполнителей и почитателей этого жанра. Налицо стремление объединить в одно целое авторскую и самодеятельную песню. Это неверно: движение самодеятельной песни — явление более широкое; понятие «авторская песня» имеет для меня конкретный и узкий смысл: поэты, поющие свои стихи. Так же считал и Владимир Высоцкий, придумавший этот термин. Нас роднило время — время всем памятных событий, связанных с разоблачением культа личности, большими надеждами на обновление общества и перестройку.

Тогда и возник круг таких поэтов, как Владимир Высоцкий, Новелла Матвеева, Юлий Ким, Юрий Визборг, Евгений Клячкин, Александр Городницкий.

Все они были очень не похожи друг на друга, имели свое лицо, свой собственный почерк.

Авторская песня была своего рода протестом против поверхностного искусства, имитации чувств. Она противостояла развлекательной эстрадной песне, для которой важны главным образом ритм, пестрота, световые эффекты, доходчивые слова, и даже это не обязательно — можно обойтись одним лишь ля-ля-ля-ля-ля... Развлекательная песня — явление музыкальное, авторская песня — прежде всего — литературное. Она пишется думающими людьми для думающих людей...

В этом жанре, как и вообще в поэзии, нельзя без открытий. Настоящий поэт приходит с мешком гвоздей. Они из мешка вылезают и колют, и ранят, задевают, а ты ахаешь и охаешь... Поэты шестидесятых несли в своем творчестве и социальные вопросы, и политические. А их слушатели хотели не просто получить удовольствие от поэтического слова — стремились разобраться в процессах, происходящих тогда в обществе.

Авторская песня родилась из серьезных раздумий о жизни человека, может быть, трагических, из острых сюжетов, из клокотания души. Из этого родилась, этим стала известна! А все остальное — всякие сюжеты туристические, развлекательные и прочие — уже потом приложились.

В 1956 году, когда начался поэтический бум, появилось грандиозное количество поклонников поэзии. Они ломали двери в аудиториях, приходили в Лужники, кричали, шумели. И вдруг все схлынуло. Говорили с горечью, что поэзия умирает, пропадает к ней интерес. Меня никогда это не волновало: я считал, что истинных любителей поэзии всегда было немного, а вокруг них просто образовался нарост, вызванный временем. То же самое и с авторской песней. Сначала это было явление локальное, потом вдруг началось безумие, вобравшее в орбиту тысячи и тысячи людей. Но все равно ядро поющих поэтов, которые двигали и двигают авторскую песню вперед, сравнительно невелико.

Нынче, когда труды и дни Владимира Высоцкого завершены, место его в этом ядре обозначилось со всей определенностью.

— Вот Высоцкий, — сказал как-то один из его почитателей, — все его любят, все понимают, от кухарки, до академика. Ему казалось, что сказанное возвышает поэта, придает его работе большую значимость, но я не мог с ним согласиться, потому что «всеобщая любовь» — критерий подозрительный.

Люди, воспитанные на пустой бездумной развлекательности, поэзии Высоцкого не примут; не умеющие самостоятельно мыслить его сарказма, его иронии не оценят; равнодушные ко всему, кроме личных проблем, — тревоги и боли его не поймут. Для них поэзия, в лучшем случае, — пустое место, в худшем — как красная тряпка быку.

Настоящего поэта всегда сопровождают не только почитатели, но  и хулители, и даже гонители. У поэзии Владимира Высоцкого и того и другого вдоволь, и это, наверное , один из главных признаков ее истинности и высоты. Печально только, что иногда в качестве хулителей выступают именующие себя поэтами.

Настоящий поэт рождается из духовных потребностей общества. Ими насыщена атмосфера. Чем острее они, тем резче и ярче голос поэта. Это размышления для способных размышлять, и огромная популярность В. Высоцкого явилась результатом не «всеобщей» любви, а признаком единомышленников.

Единомышленников оказалось много.

Я написал две песни, ему посвященные. Вот четверостишие последней:

Может, кто и нынче снова хрипоте его не рад.
Может, кто намеревается подлить в стихи елея...
А ведь песни не горят, они в воздухе парят.
Чем им делают больнее, тем они сильнее.

Булат Окуджава

 

 

Песня о друге

1988 — «Песня о друге». (Код М60 48259 000, М60 48260) (запись 1971 г.)

Песня о друге

К его песням можно относиться по-разному. Их можно любить или не любить. Можно принимать или отвергать. И долго спорить о них тоже можно. Но одно я знаю наверняка: мимо песен Владимира Высоцкого нельзя пройти. И нельзя сделать вид, что их просто-напросто не существует. Сами песни не дадут этого сделать. Не дадут. Ибо они всегда заметны, всегда слышимы. И слышимость эта с годами не уменьшается, а увеличивается.

Высоцкий писал очень личностные песни. Абсолютно свои.

 

Можно даже сказать, что они от него неотрывны. И как от автора. И как от исполнителя. Песни были не только продолжением его дыхания. В них продолжалось и его сердцебиение, грохотал пульс, выявлялся характер, распахивалась душа.

Лучшие песни Владимира Высоцкого — для жизни. Они — друзья людей. В песнях этих есть удивительная добрая сила. Сила, которая помогает выстоять слабым и обрести уверенность — растерявшимся. На иную песню можно опереться, как на плечо. 

Ибо есть какая-то особая человеческая надежность в этих песнях. С автором их можно пойти куда угодно: в разведку, в тундру, в космос — да хоть к черту на рога!
Но прежде всего песни Высоцкого наполнены правдой. Кажется даже, что и пел-то он не песню, а правду. Правду крутых характеров, правду жизненных ситуаций — (то высоких, то нелепых), правду извечных человеческих проблем, правду боли и нежности, правду своего времени. И получается, что говорил и пел он то, о чем жаждали (и не умели!) сказать и спеть самые обыкновенные люди. Пел  не только о них, но еще и — за них. От их имени. Поэтому он был так понятен людям и так дорог им. Поэтому они и называли его своим другом, безоговорочно считали своим певцом. Впрочем, нет, не певцом. Это другие были певцами. А он был — Высоцким.

Роберт Рождественский

 

пластинка высоцкого

1981 г. Владимир Высоцкий. Песни. (Код С60-14761). Вошли песни: Песня о друге, Он не вернулся из боя, Скалолазка, Прощание с горами, Жираф, Вершина, Сыновья уходят в бой, Лирическая, Ноль семь, Песня о переселении душ, Утренняя гимнастика, Корабли.

 

диск-Высоцкий-Ноль семь

1981 г. Владимир Высоцкий. (Кд: С62-15087). Песни: Песня о переселении душ; Жираф; Лирическая; Ноль семь. Запись 1974 г.

 

 

Владимир Высоцкий
в кино и на телеэкране

Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства. 10 открыток. 200 000. 10.03.87. 2р. 40 к.


В. Высоцкий

Высоцкий

Фото В. Мурашко

 

Высоцкий

Место встречи изменить нельзя. Одесская киностудия по заказу Гостелерадио СССР, 1979.
Режиссер С. Говорухин. Жеглов — В. Высоцкий

 

Высоцкий

Хозяин тайги. «Мосфильм», 1969. Режиссер В. Назаров.
Рябой — В. Высоцкий. Сережкин — В. Золотухин

 

Высоцкий

Служили два товарища. «Мосфильм», 1968. Режиссер Е. Карелов.
Сашенька — И. Саввина. Брусенцов — В. Высоцкий

 

Высоцкий

Высоцкий

Фото В. Петербуржского

 

Высоцкий

Высоцкий

Вертикаль. Одесская киностудия, 1967
Режиссеры С. Говорухин, Б. Дуров. Радист — В. Высоцкий

 

Высоцкий

 

 

Приложения


ГРАММОФОННАЯ ПЛАСТИНКА, диск из синтетич. материалов, на поверхности к-рого по спирали расположены канавки (дорожки) с записью звука, воспроизводимого с помощью граммофонов, электрофонов и др. Прообраз Г. п.— восковой фоновалик фонографа Т. А. Эдисона (1877), первая Г. п. сделана нем. инж. Э. Берлинером (1888). До 1903 — односторонние Г. п. Различают Г. п. долгоиграющие (частота вращения диска 45, 33 1/3, 16 об/мин, шир. дорожки 55 мкм), монофонич. (1 звук. канал на дорожке, выпуск с кон. 40-х гг.) и стереофонич. (2 канала, с кон. 50-х гг.), а также монофонич. Г. п. (78 об/мин, 140 мкм, до кон. 60-х гг.). Ежегодно в мире выпускается ок. 2 млрд. Г. п., в т. ч. в СССР ок. 190 млн.

«МЕЛОДИЯ», всесоюзная фирма грампластинок Мин-ва культуры СССР. Осн. в 1964, Москва. Объединяет творческие и пром. пр-тия и орг-ции, выпускающие грампластинки и магнитофонные компакт-кассеты; ведущие — Всесоюзная студия грамзаписи, Апрельский з-д (Моск. обл.). Ежегодный выпуск ок. 200 млн. грампластинок и ок. 1 млн. компакт-кассет. Экспорт в более чем 70 стран.

Советский Энциклопедический Словарь. 1980

 

 

Ссылки


 

 



Условия использования материалов

var container = document.getElementById('nativeroll_video_cont'); if (container) { var parent = container.parentElement; if (parent) { const wrapper = document.createElement('div'); wrapper.classList.add('js-teasers-wrapper'); parent.insertBefore(wrapper, container.nextSibling); } }

ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024