ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

« НАЧАЛО

Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона.— С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон 1890—1907


Грузовое и пассажирское движенiе. Почти всѣ грузы, идущiе по Н., направляются къ Петербургу. При незначительной длинѣ рѣки, движенiе грузовъ имѣетъ транзитный характеръ; поэтому на Н. (искл. г. Петербурга) судостроенiе неразвито и, кромѣ Петербурга и Шлиссельбурга, нѣтъ крупныхъ пристаней. Число пристаней для пассажирскаго движенiя за предѣлами столицы — 19. Число судовъ. Пароходы впервые на Н. появились въ 1820-хъ годахъ; въ 1868 г. ихъ было: пассажирскихъ 14 въ 407 номинальныхъ силъ, буксирныхъ 10 въ 374 номин. силы и буксиро-пассажирскихъ 4 въ 110 номин. силъ; кромѣ того, по Н. ходили озерные пароходы: пассажирскихъ 6, буксирный 1, буксиро-пассажирскихъ 6. Въ 1892 г. пароходовъ было:

76 буксирныхъ пароходовъ (о которыхъ имѣются свѣдѣнiя) способны тянуть грузъ въ 3616 тыс. пудовъ. Ходящiие по Н. пароходы принадлежатъ: 10 казеннымъ учрежденiямъ и вѣдомствамъ, 25 одиннадцати промышленнымъ товариществамъ и 94 частнымъ владѣльцамъ; послѣднiмъ принадлежитъ большинство буксирныхъ пароходовъ. Изъ пароходовъ, кромѣ Н., ходятъ по Ладожскому оз., его притокамъ и по каналамъ: 5 пассажирскихъ, 6 товаро-пассажирскихъ, 9 буксирныхъ, 2 буксиро-пассажирскихъ и 5 служебныхъ. Правильные товаро-пассажирские рейсы совершаются по нѣскольку разъ (двѣ компанiи, соединенныя въ одну) ежедневно между Петербургомъ и Шлиссельбургомъ, въ опредѣленные дни — между Петербургомъ и Валаамскимъ монастыремъ на Ладожскомъ оз. (см.), Сердоболемъ и Петрозаводскомъ, а также отъ Шлиссельбурга по каналамъ. Пассажировъ въ 1892 г. перевезено изъ Петербурга: до Шлиссельбурга 107 т., до Петрозаводска 17 т. чел. Паровые перевозы (искл. г. Петербургъ) имѣются черезъ Н.: на 17 вер. отъ устья, противъ фабрикъ Торнтона и Варгуниныхъ — оба къ Шлиссельбургскому тракту, и между с. Рыбацкимъ и Новосаратовской колонiей (на 24 в.).

Непаровыхъ судовъ, плавающихъ только по Н., въ 1890 г. считалось 388; подъемная способность ихъ равнялась 7947 т. пд.; кромѣ того, на притокахъ Н. непаровыхъ судовъ было 59, съ подъемною способностью въ 1219 т. пд. Въ приведенныя данныя не вошли пароходы и проч. суда, служащiе для перевозки пассажировъ и товаровъ въ чертѣ г. Петербурга, а также суда проходящие Н. транзитомъ.

Нева

Движенiе судовъ, плотовъ и грузовыхъ по Н. въ Петербургѣ

 

Въ 1894 г.

Большинство грузовъ на мелкихъ пристаняхъ Н. и ея притоковъ состоитъ изъ дровъ, лѣсного строительнаго матерiала (съ лесопильныхъ заводовъ) и издѣлiй мѣстныхъ фабрикъ и заводовъ (кирпичъ, цементъ, мануфактурные товары и др.); разгружаютъ на этихъ пристаняхъ лѣсъ (съ плотовъ), металлы и сырье для фабрикъ (хлопокъ, пряжа и проч.), идущiе частью съ мѣстныхъ же пристаней, частью непосредственно съ моря изъ-за границы. Грузы (въ 1894 г.) по главнѣйшимъ товарамъ распредѣляются такъ (въ тыс. пудовъ):

ТОВАРЫ.

С.-Петербургъ по р. Невѣ.

Прочiе пристани р. Невы и ея притоковъ (Славянки, Ижоры, Тосны, Мги и Мойки).

  Отправлено. Прибыло. Отправлено. Прибыло.
Мука пшеничная 24 600 - -
Рожь 32 4025 - -
Мука ржаная 349 4530 - 30
Овесъ 42 17324 1 26
Прочiе хлѣба 2 39 - -

Итого хлѣбовъ 449 26518 1 56

 


За послѣднiя 30 лѣтъ Петербургъ, главнѣйшiй пунктъ разгрузки товаровъ на Н., по числу жителей увеличился въ два раза, между тѣмъ количество разгруженныхъ въ немъ товаровъ увеличилось съ 138 милл. лишь до 203 милл. пудовъ, т. е. на 47%, а цѣнность ихъ понизилась съ 31 милл. до 17 милл. руб., т. е. на 48%. Такое пониженiе цѣнности грузовъ, помимо колебанiя цѣнъ на различные продукты и товары, произошло, главнымъ образомъ, оттого, что болѣе цѣнные грузы, въ особенности хлѣбъ (въ зернѣ и мукой), съ развитiемъ желѣзныхъ дорогъ, идутъ въ Петербургъ этими послѣдними путями. По Николаевской жел. дорогѣ провезено было:

  Всѣхъ товаровъ. въ томъ числѣ хлѣбныхъ.
въ 1869 г. 74000 тыс. пд. 23802 тыс. пд.
» 1894 » 213175  »    » 76367  »    »

 

Подвозъ же хлѣба къ Петербургу по Н. за это время сократился съ 311/3 милл. до 26½ милл. пудовъ, т. е. на 18%. Не смотря на застой въ грузовомъ движенiи, Н. и въ настоящее время, среди прочихъ главнѣйшiхъ рѣкъ Россiи, уступаетъ только Волгѣ и занимаетъ по числу судовъ съ грузомъ и по числу плотовъ третье мѣсто, по количеству груза — второе, а по цѣнности груза — пятое.

Въ 1894 г.:

Рѣки:

Число судовъ

съ грузомъ.

Число плотовъ

Грузъ.

мил.п.

Объявленная

цѣнность. мил. р.

Волга 86948 68209 743 183
Нева 17061 13238 252 20
Днѣпр 31640 3884 234 99
Зап. Двина 8847 17120 97 8
Донъ 12788 1432 90 47
Южн. Бугъ 9654 7 62 38
Сѣв. Двина 717 15965 45 5


Приведенными данными не исчерпывается все судоходное и грузовое движенiе по р. Н., такъ какъ въ нихъ не вошли свѣдѣнiя о движенiи судовъ въ чертѣ г. Петербурга и о движенiи судовъ со стороны моря. О движенiи этомъ можно судить по слѣдующимъ цифрамъ: пассажировъ перевезено въ чертѣ Петербурга по продольнымъ и поперечнымъ пароходнымъ линiямъ въ 1893 г. 9637 тыс., въ 1892 г. — между Петербургомъ и Кронштадтомъ 288 тыс. чел., Лахтою (на Финскомъ зал.) 31 т., Финляндiей 2 т., Ригою 5 т. Въ разводныя части городскихъ мостовъ черезъ Н. въ 1893 г. пропущено было 7875 судовъ. Въ томъ же году на рукавахъ Н. и на каналахъ въ чертѣ города разгрузилось 12941, нагрузилось 925 судовъ (большинство послѣднихъ вошло въ счетъ приведенныхъ выше данныхъ о движенiи судовъ).

Тяга судовъ и плотовъ по Н. производится исключительно буксирными пароходами. Продолжительность тяги между Петербургомъ и Шлиссельбургомъ (55 вер.) 15—35 часовъ, обратно внизъ по теченiю 6—7 часовъ для судовъ и 9—11 часовъ для плотовъ. Въ первой половинѣ навигацiи, до 29 iюня, стоимость тяги дешевле, чѣмъ во вторую, на 10—25%. Цѣны тяги буксирными пароходами по Н. за весь путь въ 1894 г. были:

Плата за тягу плотовъ взимается за все разстоянiе (отъ Шлиссельбурга до Бол. Охты въ Петербургѣ — 58 в.) по 65—80 руб. съ гонки.

Типы судовъ (непаровыхъ), плавающихъ по Н., разнообразны, что зависитъ отъ транзитнаго характера движенiя по рѣкѣ. Въ навигацiю 1894 г. по Н. проходили главнымъ образомъ суда слѣдующихъ типовъ:


Съ переустройствомъ Марiинской системы (см. XVIII, 621—626), оконченнымъ въ теченiе лѣта 1896 г., волжскiя суда съ подъемною способностью до 40 тыс. пд., начиная съ навигацiи 1897 г., должны появиться и на Н.

Исторiя. Н. съ самаго начала государственной жизни Руси служила весьма оживленнымъ торговымъ путемъ съ Западомъ и въ началѣ нашей исторiи принадлежала Великому Новгороду. Нѣкоторыя изъ новгородскихъ поселенiй уцѣлѣли и до нашего времени: Усть-Славянка, Усть-Ижора, Орѣшекъ (нынѣ Шлиссельбургъ). Въ XIII в. шведы пытались завладѣть Н., но новгородцы, подъ предводительствомъ кн. Александра Ярославича (Невскаго), разбили ихъ на берегу Н. (по преданiю — близ Усть-Ижоры), въ 1240 г. Съ утратою Новгородомъ политической самостоятельности, побережье Н. отошло къ московскому государству, во владѣнiи котораго и оставалось до Столбовскаго мира (1627), когда оно было уступлено шведамъ. Въ 1655 г. русскiе снова пытались завладѣть Н., взяли и сожгли шведскiй г. Ниеншанцъ (на мѣстѣ нынѣшней Охты), но при заключенiи мира отказались отъ своей попытки, и все невское побережье до начала XVIII в. оставалось во владѣнiи шведовъ. Въ 1700 г. на берегахъ Н. снова загорѣлась борьба между шведами и русскими, окончившаяся въ 1703 г. паденiемъ послѣдняго оплота шведовъ въ этомъ краѣ — Ниеншанца. Въ томъ же году Петръ Вел. основалъ при устьѣ рѣки новую столицу, и Н. снова стала русскою. Мѣста, имѣющiя историческое значенiе, кромѣ упомянутыхъ выше: Пелла, противъ Невскихъ пороговъ, близъ с. Ивановскаго — остатки имп. путевого дворца, въ которомъ часто живала въ уединенiи имп. Екатерина II; здѣсь она занималась составленiемъ своего «сравнительнаго» словаря, и Красныя сосны (см. XVI, 566).

Литература. А. Щекатовъ, «Словарь географ. Рос. государства» (М., 1805); П. П. Семеновъ, «Геогр.-Стат. Словарь Рос. Имперiи» (т. III, съ указанiемъ литературы); А. А. Тилло, «Сводъ нивелировокъ рѣкъ» («Жур. Мин. Путей Сообщ.», 1892, апрѣль и май); «С.-Петербургъ. Изслѣдованiя по исторiи, топографiи и стат. столицы» (изд. центр. стат. комитета мин. вн. дѣлъ, СПб., 1870); M. Рыкачевъ, «Вскрытiе и замерзанiе водъ въ Рос. имперiи» (СПб., 1886); «Лѣтопись главной физической обсерваторiи за 1873, 74 и 75 гг.»; В. И. Покровскiй, «Статистическiй очеркъ г. СПб.» (въ справ. изд. А. Суворина «Весь Петербургъ», СПб., 1895 и 96); «Статистическiй ежегодникъ СПб.» (изд. спб. гор. управл., за 1892 и 93 гг.); Е. Баженовъ, «Бактеорологическое изслѣдованiе невской воды» (СПб., 1895); П. Бѣлявскiй, «Рѣка Н.» (съ картою, СПб., 1881); Э. И. Тилло, «Проектъ предохраненiя СПб. отъ наводненiй» («Зап. Имп. Рус. Геогр. Общ.», т. XXV, № 2, СПб., 1893); «Военно-статист. сборникъ. Вып. IV. Россiя» (СПб., 1871); изданiя мин. пут. сообщ.; «Стат. cборникъ» (вып. 1—16, 18, 19, 21, 22, 24—26, 28, 29, 31, 32, 34—36, 38, 41, 43 и 44; 1877—96); «Перечень внутрен. водн. путей Европ. Россiи» (изд. 1892); «Списокъ рѣчныхъ паровыхъ судовъ Европ. Россiи въ 1885 г.» (1886) и въ 1892 г. (изд. 1893).         Д. Р.

 

 

Ссылка


 

 

« НАЧАЛО



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024