ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Содержание:
Курс стенографии по единой государственной системе. — М.: Учпедгиз, 1948
Стенографический словарь
. Справочник. — М.: Учпедгиз, 1952
Стенография. Учебное пособие по факультативному курсу для IX—X классов. — М.: изд. Просвещение, 1971.

 

Соколов Н. Н. Курс стенографии по единой государственной системе. Часть 1. Основной курс. — Изд. 5. М.: Учпедгиз, 1948. — 104 стр. Тираж 100 тыс. экз. Цена 1 р. 70 к.


Курс стенографии

 

Стр. 8—13

ВВЕДЕНИЕ.

Значение стенографии. Стенографией называется рационализированное письмо, дающее возможность быстро писать при помощи особых кратких знаков.

Обыкновенным письмом можно написать в одну минуту в среднем примерно 20 слов. Стенография же дает возможность при начальном овладении этим знанием записать 60—75 слов в минуту, а высококвалифицированные стенографы пишут до 110—140 слов в минуту, т. е. со скоростью речи быстро говорящего оратора. Итак стенография в 4—7 раз сокращает время записи.

Отсюда вытекает первая область применения стенографии — запись речи на съездах, конференциях, докладах, лекциях, совещаниях, запись под диктовку и пр. Исторически сложился взгляд на стенографию именно как на средство для записей речей. С самого начала существования стенографии на неё смотрели главным образом как на профессиональное искусство стенографов-специалистов, записывавших слова оратора. Действительно, стенография играет в этом отношении исключительно важную роль. Достаточно сказать, что все те речи, которые мы читаем в газетах, записываются сначала стенографически. Стенография сохранила и сохраняет нам речи вождей нашего социалистического государства. При помощи стенографии записываются речи на съездах партии, на партийных, общественных, технических, научных конференциях и т. д.

Однако такой узкий взгляд на стенографию, как на средство для записи речей и на профессиональное искусство, неправилен. Примерно к началу ХХ века стало все более и более укрепляться убеждение, что стенография важна не только в её профессиональной форме для записи речей, но ещё более в качестве средства рационализации труда сотен тысяч и миллионов людей.

Здесь выдвигается вторая — и важнейшая — область применения стенографии, как рационализированного письма массового распространения, существующего наряду с обыкновенным письмом.

Стенография является подсобным знанием, повышающим п р о и з в о д и т е л ь н о с т ь  т р у д а. Для широкого применения стенографии достаточно скорость письма в 60—75 слов в минуту. Эта скорость уже превышает скорость обыкновенного письма в несколько раз. Для достижения такой скорости надо гораздо меньше времени и труда, чем для достижения высокой профессиональной скорости. В качестве подсобного знания стенография необходима буквально всем категориям работников умственного труда: секретарям, инженерам, журналистам, учителям, студентам, партийным и профсоюзным работникам и т. д.

В Советском Союзе, при активном участии трудящихся в общественной жизни, при массовом охвате политучебой, техучебой, повышением квалификации, при все увеличивающейся тяге к знанию, применение стенографии может сыграть немалую положительную роль в личной и общественной работе каждого трудящегося.

Помимо всего прочего, нельзя забывать о том большом значении, которое стенография имеет в отношении у с к о р е н и я   с в я з и (передачи приказов, быстрой записи наблюдений и т. п.) в Советской Армии.

Стенография в ее профессиональной и подсобной форме должна, естественно, получить широкое распространение в государственном аппарате, в различных учреждениях, предприятиях и организациях. На эту область применения стенографии в нашем государственном аппарате необходимо обратить серьезное внимание, поскольку количество знающих стенографию работников государственного аппарата у нас пока еще невелико. Между тем не трудно видеть, насколько ускорится, уплотнится и будет гибче работа государственного аппарата, если значительная часть всей письменной работы будет выполняться в несколько раз быстрее. В качестве профессионального знания стенография применяется в госаппарате преимущественно со скоростью письма 90 и выше слов в минуту. При скорости 60—75 слов в минуту стенография служит главным образом в качестве подсобного знания к основной работе. Стенография является важным звеном организации технической работы госаппарата.

Знание стенографии в объеме „Основного курса стенографии" дает, после упражнений для приобретения беглости письма, скорость в 60—75 слов в минуту и более. При желании повысить квалификацию после изучения основного курса можно перейти к изучению специального курса (II часть), который является продолжением основного. Специальный курс содержит дополнительные приемы сокращения письма, для приобретения высокой профессиональной квалификации.

О единой государственной системе стенографии. Системы стенографии называется с у м м а  п р а в и л стенографического письма: знаки для букв, способы написания слов, приёмы сокращения слов и т. п. За все время существования стенографии на земном шаре было создано несколько сотен различных систем стенографии. Каждая система отличается от других настолько, что представители одной системы не могут читать записи по другой системе.

Стенография существует около двух тысяч лет, т. е. почти столько же времени, сколько и обыкновенное письмо. За это время постепенно усовершенствовались принципы построении стеногеографических систем, менялся взгляд на значение стенографии и  расширялась область ее применения.

В заграничных странах стенография имеет весьма широкое распространение. В главных капиталистических странах количество лиц, знающих и изучающих стенографию, исчисляется миллионами.

От дореволюционной России нам осталось весьма малое наследие в отношении стенографии. Достаточно сказать, что количество стенографов исчислялось тогда несколькими десятками. Настоящее развитие стенографии в СССР началось только после Великой Октябрьской социалистической революции. Это развитие шло как по практической линии (потребность в стенографических кадрах, развитие сети курсов, широкое применение стенографии на съездах, совещаниях, в учреждениях, внимание к стенографии со стороны государственных и профсоюзных организаций и пр.), так и по теоретической линии (появление новых оригинальных систем, применение стенографии к различным языкам народов СССР, разработка методики преподавания стенографии и пр.).

Уже и первые годы советской власти был поставлен вопрос о переводе преподавания стенографии на какую-либо одну систему. Наличие нескольких систем препятствовало стандартности обучения, выпуску учебных пособий, подготовке преподавателей, введению стенографии в учебные заведения и вообще широкому распространению стенографии. Вот почему еще в 1926 г. была начата систематическое работа по отбору лучшей системы. Сначала все системы были изучены теоретически, а затем лучшие системы были подвергнуты сравнительной опытной экспертизе на практике преподавания.  Учитывая итоги этой работы, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет принял в 1933 г. noстановление о введении единой государственной системы стенографии. В качестве основы единой системы этим постановлением была принята система Н. Н. Соколова, разработанная в 1919 г. и напечатанная впервые в 1924 г.

Главные принципы, лежащие в основе единой системы, следующие: сравнительная простота теории, стандартизация начертаний, возможность пользоваться нелинованной бумагой, независимость от так называемых „искусственных нажимов", учет особенностей языка, точность письма, достаточная краткость, графичность (понимая под последним словом удобство знаков для письма и неискажаемость слов в быстром письме; графичность системы достигнута на основе специальных исследований по биомеханике письма).

В настоящее время изучение стенографии в СССР ведутся на русском языке только по единой системе. Единая система применена и к ряду других языков народов СССР: украинскому, узбекскому, татарскому и др.

Методические указания. Основной курс содержит полную теорию стенографического письма, сокращения наиболее употребительных слов и ряд примеров и упражнений связного текста. Краткость письма, которую дает основной курс, соответствует записи примерно 60—75 слов в минуту, при условии приобретения достаточной техники письма (а при использовании „Справочного словаря"— 90 и выше слов в минуту). Этим курсом могут ограничиться те учащиеся, которые не преследуют цели достижения профессиональной скорости. Надо иметь в виду и то обстоятельство, что при постоянном пользовании стенографией скорость письма постепенно растет за счет приобретения все лучшей техники письма и за счет применения специальных сокращений в той или иной отрасли.

Для изучения стенографии никаких особых способностей не требуется. Срок изучения зависит от:

а) степени подготовленности изучающего (общеобразовательный уровень, достаточная грамотность, умение осмысливать записанный текст и т. п.);
б) времени, уделяемого для занятий, и
в) установки обучения на ту или иную скорость.

На курсах стенографии занятия обыкновенно происходят 3 раза в неделю по 2 часа, при условии также домашних занятий. При этих условиях скорость 60—75 слов в минуту достигается примерно в 8—10 месяцев, 90 слов — в 12—15 месяцев. Возможно и уменьшение этих сроков и некоторое увеличение их, в зависимости от перечисленных выше условий.

На курсах стенографии, когда учащиеся пишут 40—50 слов в минуту, даются еще добавочные часы диктовок для развития техники письма. Однако достигнуть скорости письма в 60 слов в минуту можно и без диктовок.

План курса в общих чертах заключается в следующем.

Вначале усваивается теория в той последовательности, в какой она изложена в книге. Затем прорабатывается отдел сокращений и упражнения. Наконец, учащийся переходит к самостоятельному письму, путем списывания и под диктовку, для приобретения беглости письма.

Важнейшее правило при изучении стенографии — полная точность начертаний. Точность необходима для легкого чтения стенограммы. Поэтому нельзя при изучении теории писать торопливо или допускать отклонения и небрежность при письме. Медленное и точное списывание необходимо, помимо всех прочих упражнений, до конца курса.

Второе важное правило при изучении стенографии — п о в т о р е н и е   у п р а ж н е н и й. Для приобретения быстроты письма недостаточно знать теорию, надо еще приобрести беглость письма. Скорость зависит не только от краткости знаков, но и от навыка писать их, не задумываясь над каждым словом. Беглость можно приобрести только путем повторения упражнений и вообще путем проработки большего количества текстов. Поэтому надо не только усвоить то или иное правило, но и писать слова и упражнения многократно, добиваясь беглости письма.

Написанное надо прочитывать, чтобы приобрести навык беглого чтения стенограммы. Хорошо написанная стенограмма читается так же быстро, как и обыкновенное письмо.

Бумага при изучении теории должна быть в две линейки, с расстоянием между ними около 4 мм. При переходе к упражнениям бумага берется в одну линейку.

Писать вначале следует пером — для большей точности и четкости. Изучивший же стенографию может пользоваться и пером, и карандашом.

При самостоятельном изучении стенографии лучше всего записаться на курсы заочного обучения.

Стр. 8-9

Стр. 8—9

Стр. 10-11

Стр. 10—11

Стр. 12-13

Стр. 12—13

...

 

 

Бессонова О. А. Стенографический словарь. Справочник. / О. А. Бессонова, А. Г. Гильдебранд, Б. А. Иванов, М. М. Фрадкин. — М.: Учпедгиз, 1952. — 296 стр. Тираж 50 000 экз. Цена без переплета 1 р. 20 к. Переплет 50 к.


Стенографический словарь

 

Стр. 3—11

ПРЕДИСЛОВИЕ

Со времени выхода последнего издания стенографического словаря1 прошло более шести лет.

1 Н. Н. Соколов, Справочный словарь по специальному курсу стенографии, М., 1946.

За эти годы в словарном составе языка произошли некоторые изменения. Появились новые слова и устойчивые словосочетания. Без дополнительной сокращённой запаси их (в соответствии с сократительными приемами Государственной единой системы стенографии) нельзя обойтись при стенографировании устной речи. Одновременно отпала необходимость в сокращённом написании ряда слов и словосочетаний, так как встречаемость их в нашей речи значительно уменьшилась. В связи с этим ранее изданные словари по своему словарному составу сегодня уже являются устаревшими, и необходимость в издании нового словаря, отвечающего современным требованиям стенографической записи, стала очевидной.

Составители словаря приложили все усилия к тому, чтобы в нём нашли своё отражение изменения, происшедшие в словарном составе языка.

Данный словарь является учебным пособием для изучающих стенографию на Центральных курсах заочного обучения стенографии (курсы ГЗОС) Министерства просвещения РСФСР, а также для лиц, изучающих стенографию в очной сети стенографического образования или самостоятельно. При составлении его был учтен опыт работы Центральных курсов ГЗОС, Высших центральных курсов стенографии Министерства высшего образования СССР и сети очных курсов МосгорОНО.

Словарь может служить пособием для лиц, изучающих стенографию как подсобное знание, но в основном он является учебным пособием для лиц, изучающих стенографию в профессиональных целях (запись со скоростью 100 и более слов в минуту).

Словарь окажет помощь и стенографам-практикам, которые могут использовать в своей работе ряд помещённых в нём сокращенных начертаний.

Словарь состоит из двух разделов. В первом разделе помещены сокращённые начертания отдельных слов, а во втором разделе — словосочетаний. После второго раздела приводится перечень географических названий, требующих сокращенной записи.

Словарь составлен в алфавитном порядке.

Приёмы сокращённой записи слов и словосочетаний подробно изложены в учебниках стенографии, в словаре же даны отдельные примечания к некоторым словам и словосочетаниям. Эти примечания помещены в конце словаря под тем же номером, что стоит у того слова, к которому относится это примечание. Примечания даны отдельно к каждому из разделов.

Составители словаря считают, что проведённая ими работа по обобщению многолетнего опыта ряда педагогических коллективов в силу своего большого объёма не может не иметь отдельных недочетов и просят направлять свои замечания и пожелания по адресу: Москва, 12, Хрустальный переулок, д. 1, пом. 95, Центральным курсам заочного обучения стенографии.

Стр. 6-7

Стр. 6—7

 

Стр. 8-9

Стр. 8—9

 

Стр. 10-11

Стр. 10—11

...

 

 

Стенография. Учебное пособие по факультативному курсу для IX—X классов. — Изд. 2-е, переработ. М.: изд. Просвещение, 1971. — 318 стр. Тираж 150 тыс. экз. Цена без переплета 37 к., переплет 10 к.


Стенография

Авторы пособия: Р. А. Вексман, член бюро секции стенографии Центрального совета педагогического общества РСФСР (введение, главы VII, VIII и справочный словарь); Я. Е. Каждан, учитель стенографии школы № 182 Свердловского района Москвы (главы IV, V и VI); Т. С. Порто, председатель методического объединения по стенографии и машинописи Методического кабинета Мосгорисполкома (главы I, II и III).

 

Стр. 6—13

ГЛАВА I

СОГЛАСНЫЕ И ГЛАСНЫЕ

§ 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СТЕНОГРАФИЧЕСКОГО ПИСЬМА

Стенографическое письмо, построенное на буквенном принципе, обладает рядом особенностей. От обычного письма оно отличается прежде всего краткостью начертаний, Так, стенографические знаки для согласных, взятые из элементов букв обычного письма, более просты и кратки. Например, букву Т обычного письма можно разложить в стенографии на три буквы, именуемые знаками, букву Н — тоже на три знака, букву; У — на два знака и т. д.

Произвольно менять начертания стенографических знаков нельзя, так как они стандартны. Если в обычном письме допускается несколько вариантов написания одной и той же буквы, то в стенографическом письме каждый знак имеет одно строго определенное начертание.

В обычном письме изменение размера буквы П-п или М-м не влияет на ее значение. В стенографическом письме значение знака изменяется в зависимости от размера.

Краткость и стандартность начертаний, зависимость их от размера, формы и позиции (положения по отношению к строке) требуют большой точности письма. Поэтому, прежде чем перейти к изучению конкретных стенографических знаков, ознакомимся с тем, как надо писать, чтобы выработать правильный стенографический почерк.

Стенографическое письмо должно быть безнажимным, легким, тик как нажим не только замедляет скорость письма, но и утомляет руку. Оно должно быть безотрывным (в пределах слова или словосочетания), ввиду того что частые отрыв отрицательно сказывается на скорости письма. Более наклонное, чем при обычном письме, начертание стенографических знаков (под углом 45º) уменьшает искажение знаков при их соединении.

Рис. 2

Рис. 2. Положение тетради на столе.

В начале обучения следует пользоваться тетрадью в две линейки. Положение тетради на столе должно быть под углом 45º, для того чтобы рука по отношению к листу была под прямым углом (рис. 2, 3).

Нижняя линейка (строка), на которой располагаются знаки. называются основной, а верхняя — контрольной, так как она контролирует размеры знаков. Расстояние между строками (по высоте) принято считать за одну меру.

 

_____________________________________________Контрольная линия

Одна мера

________________________________________________Основная линия

 

Стенографические знаки по размерам подразделяются на малые, одномерные, двумерные и трехмерные.

 

Стр. 8-9

Стр. 8—9

Стр. 10-11

Стр. 10—11

Стр. 12-13

Стр. 12—13

...

 

 

Ссылка


 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024