ЭнциклопедиЯ
         Анатолий Фукс

Популярная художественная энциклопедия. Книга 1. — Москва, 1986


Ню (франц. nu — нагой, раздетый), один из жанров изобразит. иск-ва, посвященного изображению нагого тела, преим. женского. Н. зародился в эпоху Возрождения в рамках миф., аллегорич., ист. и бытового жанров. Изображения нагого женского тела у Джорджоне, Тициана, Корреджо и др. воплощают идеальные представления итал. гуманистов о женской красоте и часто овеяны филос.-поэтическими ассоциациями. Формирование Н. как жанра происходило в 17 в. В произв. П. П. Рубенса характерные для искусства барокко пышные формы, жизненная прелесть юной цветущей красоты говорят о чувственном, полнокровном восприятии мира («Шубка», ок. 1638-40, М. истории иск-в, Вена).

Ню. Э. Мане. «Олимпия». 1863. Музей импрессионизма. Париж.

Изображение обнажённого женского тела стало гл. темой в картине Веласкеса «Венера с зеркалом» (1651, Нац. гал., Лондон). Рембрандт отказывается от идеализации модели, трактует Н. в интимно-бытовом плане («Женщина, входящая в воду», 1655, Нац. гал., Лондон). В 18 в. Н. широко распространяется в искусстве франц. рококо, для которого характерны утончённо-грациозные, кокетливые, проникнутые откровенной чувственностью произв. Ф. Буше. В 1-й пол. 19 в. Ж. О. Д. Энгр пытался противопоставить бурж. действительности идеальные классические каноны красоты («Источник», 1856, Лувр). В сер. 19 в. салонно-академич. живописцы А. Бугро, А. Кабанель и другие использовали Н. для создания слащавых, эклектич. произведений. В противовес им ранние ню Г. Курбе подчёркнуто демократичны. Э. Мане окончательно порывает с миф. оправой Н., подчёркивая совр. характер и окружение модели («Олимпия», 1863, М. импрессионизма, Париж). В произв. О. Ренуара нагое женское тело изображается в единстве с пейзажем, как бы купающимся в свете и воздухе («Обнажённая, освещённая солнцем», 1876, М. импрессионизма). В иск-ве 20 в. Н. обычно связывается с поисками новых художественных средств выражения (П. Пикассо, Ж. Руо, К. ван Донген, А. Модильяни и др.), что приводит к усилению экспрессивности образов, но зачастую сводится лишь к формальному экспериментированию.

Лит.: Clark К., The nude: a study of ideal art, Harmondsworth, 1976; Eisler G., From naked to nude: life drawing in the XX century, L., 1977.

 

 

Ссылка


 

 



Условия использования материалов


ПОИСК







Copyright MyCorp © 2024