Содержание:
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Философский словарь. 1987
Большая российская энциклопедия. 2017
Советский Энциклопедический Словарь. — Москва, 1980. — С. 1496
«ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ» ТЕОРИЯ, бурж. концепция управления людьми, гл. обр. в пром-сти. Разрабатывается с 20-х гг. 20 в. в США и др. странах (Э. Мейо и др.). Рекомендует методы эксплуатации работника как «социально-психол.» существа, используя устремления, мотивы, ценности человека. Проводимые с этой целью мероприятия (известное улучшение условий труда и отдыха, посещение предпринимателями рабочих на дому и т. п.) выдаются за программу «гуманизации труда» и призваны отвлечь от классовой борьбы.
Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. — Изд. 5. Москва. Издательство политической литературы, 1987. — С. 539—540
"ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ" ТЕОРИЯ — совр. буржуазная социологическая концепция, изучающая принципы и задачи управления на капиталистических предприятиях и пытающая изобразить отношения между эксплуататорами и эксплуатируемыми как "человеческие отношения", основанные зачастую на христианских началах. По существу, "Ч. о." т. разрабатывает программу мероприятий, маскирующих капиталистическую эксплуатацию и отвлекающих рабочих от классовой борьбы (участие рабочих в прибылях монополий, приобретение ими акций, групповое страхование, посещение предпринимателями рабочих на дому и вручение праздничных подарков, совместные консультации рабочих и администрации, некоторое улучшение условий изнурительного труда на автоматизированных предприятиях и др.). Расходы на эти мероприятия покрываются предпринимателями за счет интенсификации труда рабочих. Обусловленная требованиями научно-технической революции, "Ч. о." т. ставит своей целью повышение производительности труда, преодоление неудовлетворенности трудом и неприязни к нему у работников капиталистического производства, смягчение классовых противоречий. "Ч. о." т.— основа политики предпринимателей в США, Франции, Италии и др. странах.
Большая российская энциклопедия. Том 34. — Москва, 2017. — С. 432. Электронная версия
ЧЕЛОВЕ́ЧЕСКИХ ОТНОШЕ́НИЙ ТЕО́РИЯ, неоклассич. теория организации, в рамках которой человеческий фактор и человеческие потребности рассматриваются как осн. элементы организации, изучаются межличностные отношения на предприятии, проблема лидерства, социальные методы управления коллективом. Ч. о. т. отрицает жёсткую, авторитарную структуру классич. теории, которая игнорировала мотивацию сотрудников, особенности трудового поведения.
Осн. принципы Ч. о. т.: человек – главный объект внимания в организации; люди работают для внутреннего удовлетворения, а не только для материального вознаграждения; усиление роли отд. лиц в деятельности организации; система межличностных контактов; коллективная деятельность и совместная разработка норм; побуждение и мотивация людей для повышения производительности труда; неформальная сторона общения в коллективе; применение социологии и психологии в управлении организацией.
Ч. о. т. появилась в нач. 1930-х гг. Основоположниками принято считать Э. Мэйо и М. П. Фоллетт. В ходе Хоторнского эксперимента было доказано, что отношения между работниками и их социальные потребности выступают важнейшими условиями повышения производительности труда, а потому ими необходимо управлять. Большой вклад в развитие Ч. о. т. в 1940–60-е гг. внесли представители бихевиоризма. Идеи Ч. о. т. получили развитие в теории групп, главный принцип которой: «эффективность команды за счёт участия». В рамках Ч. о. т. развивается концепция социальных систем, в соответствии с которой интересы человека и организации не обязательно совпадают. Напр., Г. Саймон, А. В. Этциони и др. к числу определяющих элементов организационной системы относят индивидуумов, формальные и неформальные группы, отношения в группах, разные типы статусов и групповых ролей. Амер. учёный Ч. И. Барнард подчёркивал значение исполнит. власти в согласовании ценностей и целей, успех организации связывал со способностью лидера создавать сплочённую среду, предположил, что полномочия менеджера в большей степени зависят от выполняемых действий подчинённых и в меньшей – от иерархич. структуры организации.
Идеи Ч. о. т. развивают совр. концепции – лидерства, корпоративной культуры и организационного поведения, человеческого капитала, развития базовых потребностей, развития человеческого потенциала.
Библиография
Лит.: Barnard C. I. The functions of the executive. Camb., 1968; Кравченко А. И. История менеджмента. 3-е изд. М., 2010; Мильнер Б. З. Теория организации. 8-е изд. М., 2012; Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. 3-е изд. М., 2016.