немецкая популярная актриса немого кино. Снялась в 100 фильмах.
В 1915 году Эрнестина вышла замуж за драматурга Вильгельма Херцога, именно он придумал новое имя и после этого Эрнестина стала сниматься под псевдонимом Эрна Морена.
Эрна Морена (Erna Morena, урожд. Эрнестина Мария Фукс; 24 апреля 1885 — 21 июля 1962) — немецкая актриса немого кино.
Будущая актриса родилась 24 апреля 1885 года в баварском городе Ашаффенбург. В возрасте семнадцати лет она изучала историю искусств и посещала курсы керамистов в Мюнхене, потом на несколько месяцев уехала в Париж, а, вернувшись, устроилась на место медсестры в Страсбурге. В 1910 году Эрнестина перебралась в Берлин, где продолжала работать в госпитале и одновременно посещала театральное училище Макса Рейнхардта. Уже через год вошла в состав труппы берлинского театра.
В 1913 году актриса дебютировала на киноэкране в картине «Сфинкс» Ойгена Иллеша, венгерского режиссёра, работавшего в Германии. Впоследствии они много работали вместе — всего актриса появилась в девяти фильмах Иллеша. Далее она перешла на киностудию PAGU, и одним из самых заметных её фильмов того времени стала экранизация романа Дюма «Дама с камелиями» — картина Пауля Лени «Примавера», где её партнером выступил актёр Гарри Лидтке. С самого начала её карьеры критики благосклонно отзывались о её игре.
В 1915 году Эрнестина вышла замуж за драматурга Вильгельма Херцога и прожила в браке с ним шесть лет. Именно Херцог придумал для неё новое звучное имя, и после этого актриса стала сниматься под псевдонимом Эрна Морена. В 1918 году она основала собственную киностудию, но ввиду сложного экономического положения в Германии компания обанкротилась, выпустив в 1920 году единственный фильм.
Очень продуктивным был дуэт актрисы с режиссёром Рихардом Освальдом. Их совместная работа началась с фильма 1918 года «Дневник пропавшей женщины» по роману Маргарет Боме, затем последовало ещё несколько фильмов, в том числе комедия «Мемуары Манолеску», где партнером Эрны выступил Конрад Вейдт.
В начале 20-х Эрна Морена находилась на пике карьеры, присутствуя на ведущих ролях во многих популярных картинах тех лет — так, она сыграла принцессу Савитри в приключенческом фильме «Индийская гробница». Однако к концу десятилетии её слава пошла на убыль, а после наступления эры звукового кино сорокалетняя актриса стала получать только второстепенные роли.
В 1940 году, снявшись у Файта Харлана в «Еврее Зюссе», она ушла из кинематографа, поселилась в Мюнхене и открыла пансион для художников. После эпизодического появления в фильме 1950 года «Бессмертный возлюбленный» актриса окончательно распрощалась с кино и 21 июля 1962 года скончалась в возрасте семидесяти семи лет. Всего за тридцать восемь лет кинокарьеры Эрна Морена снялась в ста фильмах.
Erna Morena, Fotografie (um 1928) von Wanda von Debschitz-Kunowski
Familiengrab auf dem Winthirkirchhof
In einer bürgerlichen Familie geboren, ging Erna Morena mit 17 Jahren nach München, um hier die Kunstgewerbeschule zu besuchen. Später verbrachte sie ein halbes Jahr in Paris, bis sie schließlich am Ende des ersten Jahrzehnts nach Berlin zog und dort als Krankenschwester arbeitete.
Sie war einer der ungewöhnlichsten Stars des deutschen Stummfilms: dunkelhaarig, groß und mit markanten Gesichtszügen hatte sie einen Star-Appeal wie später Greta Garbo und wurde in einem Atemzug mit Asta Nielsen und Henny Porten genannt. Dennoch ist ihr Name heute weitgehend vergessen.
Morena versuchte sich auch als Produzentin: 1918 gründete sie in Berlin die Erna Morena Film GmbH, unterstützt von einigen Freunden als Gesellschafter, mit der sie u. a. die Stummfilme Colomba (1918 mit Werner Krauß) und Die 999. Nacht (1919/1920 mit Hans Albers) produzierte.
Von 1915 bis 1921 war Erna Morena mit dem SchriftstellerWilhelm Herzog verheiratet. Das Paar hatte die gemeinsame Tochter Eva-Maria Herzog (1915–2007).
Erna Morena spielte im NS PropagandafilmJud Süß die Rolle der Frau des Konsistorialrats.
Kay Weniger: Das große Personenlexikon des Films. Die Schauspieler, Regisseure, Kameraleute, Produzenten, Komponisten, Drehbuchautoren, Filmarchitekten, Ausstatter, Kostümbildner, Cutter, Tontechniker, Maskenbildner und Special Effects Designer des 20. Jahrhunderts. Band 5: L–N. Rudolf Lettinger – Lloyd Nolan. Schwarzkopf & Schwarzkopf, Berlin 2001, S. 542 f.
Brigitte Bruns, Petra Maier-Schoen (Hrsg.): Erna Morena. Zur Retrospektive im Filmmuseum München im Münchner Stadtmuseum. Belleville-Verlag, München 2005.
Jürgen Kasten: Morena, Erna. In: Neue Deutsche Biographie (NDB). Band 18, Duncker & Humblot, Berlin 1997